Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.2 |
IMDb | 8.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рихтер непокоренный |
английское название: |
Richter: The Enigma |
год: | 1998 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Брюно Монсенжон |
видеооператор: | Рафаэль О’Берн |
монтаж: | Софи Вермерш |
жанры: | документальный, музыка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 38 мин |
Со времен своего зарождения, классическая музыка потеряла значительную часть своих позиций. В то время как всего несколько веков назад, она была практически единственным развлечением для знатных особ, служила мерилом культурного образования человека, поддерживала интеллектуальное развитие нации, на сегодняшний день, оказалась вытеснена другими развлечениями. Так, например, большинство людей предпочтет приобрести новую модель какого-нибудь прибора, нежели услышать «ноктюрн для струнных» Бородина от Рождественского. Между тем, можно заметить, что упорное и яростное потребление детерминируется пустотой в душе, вакуумом, черной дырой, которую мы пытаемся заткнуть, пихая в нее тысячи разнообразных ненужных нам вещей. Да вот незадача! Дыра становится тем больше, чем больше мы приобретаем! Заполнить ее может только нечто одушевленное, живое и человечное.
«Музыка — единственная вещь, способная избавить от воли (а следовательно от страданий». Такое определение дал ей в свое время Артур Шопенгауэр. За прошедшие два века все изменилось, но… в худшую сторону. Поэтому значимость классики как чудодейственного лекарства от жизни должно была возрасти… Почему же этого не произошло? Я считаю, что причина кроется в слишком предвзятом отношении к музыке, как к чему-то сложному и тяжелому, непознаваемому. Словосочетание «это — гениально» отпугивает многих зрителей, боящихся даже взглянуть на недостижимую для них вершину…
А между тем, есть такие пианисты, которые как бы строят мост между композитором, жившим 200—300 лет назад и современной публикой и позволяют последней воспрянуть духом, как бы воспарить над действительность и хотя бы на некоторое время ощутить внутри себя мощь и силу духа, свойственные великому человеку. Одним из таких искусных помощников человечеству и является Святослав Рихтер.
Фильм делится на две, на мой взгляд, не совсем равные части. В первой рассказывается о жизни Рихтера в Советском Союзе до смерти Сталина. Она насыщена яркими, запоминающимися момента — концертом в блокадном Ленинграде, проходившем в полуразрушенном здании, «чистками» различных музыкальных коллективов, самоубийством знаменитого пианиста (друга Прокофьева), приславшего последнему записку с надписью: «Сережа. Еще одна новость. Я застрелился», слежкой за Рихтером тайных агентов НКВД и пр… Какой же контраст по сравнению со второй серией, повествующей о творческом пути Святослава Теофиловича после вынужденного отъезда в Америку. По большей части, она насыщена документальными кадрами, записанными на различных концертах и репетициях, в то время как за кадром Рихтер оценивает свою игру, манеру исполнения других ведущих музыкантов. Конечно, это не менее интересно, но понравится в большей степени профессиональным ценителям музыкального искусства. Во второй половине фильма режиссер оставляет «мирское» и вместе со зрителем с головой углубляется в «творческую эволюцию» Рихтера, которая полностью отражается в его совместной работе с такими признанными мастерами как Г. Гулдт, Караян, Растропович, Ойстрах, Гаврилов, Мравинский, Орманди….
Брюно Монсенжон уже не в первый раз пытается проникнуть в «тайны гениев» и определить — в чем секрет. Но, насколько я могу судить, посмотрев несколько его работ, необычайность лучших музыкантов двадцатого века заключается исключительно в их открытости и простоте. Возникает предположение, что гением рождается каждый, но впоследствии ввиду культурного воспитания, обязательного образования, социальных нужд, гениальность растворяется во всеобщем и возвращается лишь в редкие минуты «просветления», т. е. «беззаботности». Именно такие минуты и может обеспечить музыка любому из нас, причем совершенно бесплатно и ничего не требуя взамен. Подобно солнцу она готова согреть любого, но…как же мы все-таки любим свой мрак…
12 октября 2013
Какой позор, что фильм о величайшем пианисте невозможно купить в России. Видимо, России такие фильмы не нужны. А вот весь мир смотрит и восхищается. Мои британские друзья были в шоке, когда я, узрев сей фильм в продаже, тут же купила его. «Он же русский. Неужели в России его нет?» недоуменно спросили они.
Они не видели этот фильм прежде, но посмотрев, пребывали некоторое время в ступоре. «У вас что, все так играют?» был задан вопрос. На что я ответила: «Не волнуйтесь, конечно, не все. Рихтер — исключение, и он — немец.»
Фильм потрясающий. Я его смотрела раз по ТВ, потом вышла книга и быстренько так испарилась из продажи, но не потому, что на нее спрос бешеный, а потому, что тираж был смехотворно мал. Эх, попались бы они мне в руки лет эдак 15—20 назад! Я много лет играла профессионально, и помню постоянные замечания моего профессора — равняться только на самых лучших, на великих. Рихтер — это непревзойденный гений. Фильм о нем, о его творчестве исключительно интересен.
10 из 10
19 августа 2009