Клуб Буена Виста
Buena Vista Social Club
7.9
7.6
1998, документальный, музыка
Германия, США, Великобритания, 1 ч 45 мин
В ролях: Элиадис Очоа, Хуан Де Маркос Гонзалез, Октавио Калдерон, , Эйтор Голдфлус
и другие
Кинорежиссер Вим Вендерс, один из самых больших поклонников группы «Buena Vista», был другом Кудеры и сотрудничал с ним более 20 лет. Он попросил сопровождать Кудеру в его поездке на Кубу. Два года спустя они отправились на Кубу, чтобы начать работу над фильмом. Работая с музыкантами, олицетворявшими столетие кубинской музыки, Вендерс показывает их жизнь, их страну, и их песни. Музыканты рассказывают о своем прошлом, шутят в студии и поют на улицах. Вендерсу удалось показать открытость и теплоту этих замечательных талантов, многие из которых сейчас находятся в преклонном возрасте.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Клуб Буена Виста

английское название:

Buena Vista Social Club

год: 1998
страны:
Германия, США, Великобритания, Франция, Куба
слоган: «Cubas Poesie Cubas Musik, Cubas Menschen, Cubas Poesie»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Йорг Видмер
монтаж:
жанры: документальный, музыка
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $7 002 182
Мировые сборы: $23 002 182
Дата выхода
Мировая премьера: 17 февраля 1999 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, музыка

Видео к фильму «Клуб Буена Виста», 1998

Видео: Трейлер (Клуб Буена Виста, 1998) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Клуб Буена Виста», 1998

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Клуб Буена Виста», 1998

Кубинцы, обманувшие судьбу

Когда известный рок-музыкант Рай Кудер был молодым с не совсем уже курчатой головой, он путешествовал по разным странам и впитывал в себя их музыкальную культуру. Как-то раз, будучи с женой на отдыхе в славной Гаване (столица Кубы), он услышал по радио песню, которая его очень впечатлила. Но в семидесятые не было интернета, а у самого Кудера ещё не было никаких связей в музыкальной индустрии, поэтому он не смог узнать ни исполнителя, ни названия. Двадцать с лишним лет Куба оставалась только в его воспоминаниях.

Лишь в середине девяностых продюсеры подбили Кудера на карибский вояж с целью создать сборник. Едва ли они думали, что путешествие музыканта (и его сына-барабанщика, которого он прихватил с собой) затянется на несколько лет, а плодом его усилий станет создание музыкальной группы. Кудер по всей стране начал искать героев прошлого – мастеров, о которых все уже давно забыли.

Коллективу дали название, которое носил давно почивший клуб на окраине Гаваны. Компания из людей, которым далеко за 50, начала ежедневные репетиции: вспоминали песни своей молодости, писали новые, импровизировали, проводя долгие часы на студии. Результатом стали синглы, альбом, позитивные эмоции и возвращение тяги к жизни. Вишенка на торте – концерт ни где-нибудь, а в Carnegie Hall. Вим Вендерс, близкий друг Рая Кудера, сопровождал его на протяжении всей поездки, создав этот удивительный фильм.

Радует форма. Фильм построен не по принципу репетиция-выступление, репетиция-выступление, как можно было подумать, а лирика-репетиция, лирика-выступление. Музыканты остаются с камерой наедине и изливают душу Вендерсу и его ассистентам. Вот перед объективом великолепный вокалист Ибрахим Феррер, который говорит: «Мне уже 70 лет, 6 лет назад я закончил карьеру певца. Никогда бы не вернулся в музыку, если бы не Рай Кудер и его энтузиазм». А вот девяностолетний Компай Сегундо без стеснения заявляет о том, что у него пятеро детей, но этого мало, обязательно нужен шестой! Причём эта мысль идёт практически сразу после той, что музыкант курит уже 85 лет, поскольку в пятилетнем возрасте бабушка просила его раскуривать сигары, и кроме внука помочь с этим делом ей никто не мог.

Также перед камерой частенько мелькает сам Кудер, который рассказывает нам, как весь этот сюрреализм стал возможен в реальной жизни. Особенно концерт-триумф. Люди, которые очень давно не видели друг друга и пару лет назад зарабатывали далёкими от музыки способами (такого понятия как пенсия на Кубе нет, или не было на момент выхода фильма – трудиться нужно до самой смерти), выступают перед многотысячной американской публикой, которая сходит с ума. Это просто невозможно. Но всё это было на самом деле.

Не составит особого труда аккуратно выставить аппаратуру в студии, чтобы снять все главные моменты работы музыкантов. То же самое – концерт, где достаточно монтажёра и оператора средней руки. Другое дело – запечатлеть интимные эпизоды жизни творцов за пределами рабочего места. Вендерс преуспел в этом. В память врезалась куча моментов. Как Феррер с товарищами искал тот самый клуб Buena Vista, от которого осталось одно здание. Как Омара Портуондо начала петь старую кубинскую вещь с обычной прохожей, и как на это глазела вся улица, едва сдерживая слёзы. Как Рубен Гонсалес впервые за десять с лишним лет сел за фортепиано…

И эти интервью без закадрового голоса и вопросов – они не нужны. Кубинские гении сами знают, что нужно зрителю, что он должен знать. Без судебных перипетий участников фильм не принял бы нужных очертаний. Зашкаливающий уровень откровенности. За полтора часа каждый из музыкантов становится родным человеком. Док даёт исчерпывающее представление о жизни на Кубе в целом, причём как в те годы, когда клуб функционировал, так и в современности. А уж когда группа приезжает в Америку и идёт по улицам мегаполиса… Это нужно видеть.

Вендерс – мастер документального кино (он снял его немало), и фильм провоцирует поглубже изучить его творчество. Однако главный респект Раю Кудеру, который сделал эту сказку возможной. Взгляд Ибрахима Феррера в финале – это то, что будет олицетворять группу ещё много лет. Кстати, с тех пор коллектив не распался: периодически меняет членов и колесит по миру в поисках новых эмоций (как Orquesta Buena Vista Social Club). До сих пор в живых некоторые люди из первоначального состава. Счастливцы все те, кто увидит их магию на сцене своими глазами.

25 января 2024

Не рекомендовать документалку Вима Вендерса о Buena Vista Social Club можно только тем, кому абсолютно безразлична латиноамериканская музыка. Быть большим поклонником кубинской музыки вовсе необязательно: в конце концов, сам Вендерс не знал о ней почти ничего до начала съёмок фильма.

Вендерс, к слову, в фильме отсутствует — его нет ни перед камерой, ни в качестве рассказчика. Условным рассказчиком здесь выступает Рай Кудер, однако большую часть экранного времени говорят кубинцы — причём не столько о проекте, сколько о самих себе. Вот девяностолетний Компай Сегундо рассказывает, как он начал курить сигары в возрасте 5 лет. Вот Рубен Гонсалес с улыбкой вспоминает, как уворачивался от ударов слепого Арсенио Родригеса. А вот Ибраим Феррер рассказывает, как он задабривает своего «Лазаря» мёдом и ромом.

Есть нечто трогательное во всех этих старпёрах, многие из которых до записи альбома Buena Vista Social Club давно прекратили выступать. Выяснилось, что пороха в пороховницах у них ещё хоть отбавляй, а благодаря фильму Вима Вендерса о них узнал весь мир. Все они, как это водится на Кубе, люди небогатые, но все они счастливы на старости лет заниматься любимым делом, и радоваться их счастью почти столь же приятно, насколько приятно слушать их музыку.

23 августа 2020

Если музыка играет в Вашем сердце…

Если Вы являетесь поклонником кубинских ритмов, то это тот фильм мимо которого нельзя пройти. Не могу сказать, что я большой поклонник документальных фильмов. Мне нравится когда есть развитие сюжета, динамика, загадка… Но в этом фильме есть то, чего нет в других — жизнь.

Как то я была на премьере одного документального фильма, режиссер говорила о том что нет ничего сложнее чем снимать документальный фильм. Какая бы не была идея, то что получится в результате будет в корне отличаться от того что ты ожидаешь. Возможно это будет необыкновенная картина, а возможно пустышка.

Этот фильм не пустышка. Здесь есть все. Ритмы музыки знакомой с детства окутывают тебя, ты не столько смотришь, сколько слушаешь. Ты узнаешь эти мелодии как старых добрых знакомых. Ты видишь людей которые их играют. Эти уже давно не молодые мужчины все еще поют о любви, о жизни, о том что близко каждому. И самое главное, что они делают это с горящими глазами.

«Это Чегевра и Фидель. Играют в гольф. — И кто выиграл? — Фидель, Че ему поддался», — пожилой мужчина показывает пальцем на фотографию великого революционера и говорит о нем как о старом знакомом. Так начинается фильм. Эти музыканты не испорчены славой, в их домах нет следов богатства, более того, из каждого угла кричит бедность. Но кажется что они знают в чем смысл жизни. Они счастливы! Музыка играет в их сердцах, любовь окружает их, рядом друзья и чувство юмора, которое сопровождает их рассказы. Компай Сегундо говорит: «Мне 90 лет. У меня пятеро детей и я работаю над шестым». Не каждый может похвастаться таким жизнелюбием в 90 лет!

Судьбу этих музыкантов нельзя назвать простой. Все их истории разные, но вместе с тем очень похожие. Тяжелое детство, неполные семьи, отсутствие денег, но они не унывали, пели и играли о том что чувствовали. Рано или поздно их талант замечали — так начинался их путь в музыке.

Создается ощущение что кубинцы уже рождаются музыкантами. Они впитывают этот талант с молоком матери. Сложно представить, что эти люди часами наигрывают скучные гаммы. Скорее они просто берут в руки гитару и музыка сама ложиться на струны, их пальцы уже заточены, чтобы извлекать звуки из этого инструмента.

«Музыку я открыл для себя в раннем детстве. Она впиталась мне в кровь. Я засыпал с музыкой и просыпался с музыкой» Так и я живу музыкой, просыпаюсь с ней и засыпаю, она играет в моей голове постоянно. И сегодня это музыка Буена Виста…

Сложно дать оценку документальному фильму, любой из них заслуживает высшего балла, но для меня это

10 из 10

7 марта 2012

Вим Вендерс едет на Запад

После подробного изучения японской культуры и менталитета в своей трилогии о Ясудизиро Одзу, Ёджи Ямамото и театре Бунраку, Вим Вендерс двинулся на Запад, в Америку. В широкм смысле в Америку. Он начал не только снимать свои художественные фильмы в США, но и нашел нечто особенное в латиноамериканской музыке — кубинских музыкантах середины ХХ века, объединенных в 1997—98 году для записи альбома «Клуб Буэна Виста». При поддержке американского музыканта Рая Кудеры, Вим Вендерс делает наброски записи альбома, кратких биографий музыкантов, выступлений в Амстердаме и Карнеги-Холле, и в конце сводит воедино, представляя миру доселе низведанную, Кубу, нищую, какая она есть, и одновременно очень богатую в культурном плане.

Показывать образ страны через призму ее талантливых граждан — излюбленный прием Вендерса, с помощью которого он достигает невероятного погружения и открытости, за счет чего его документальные фильмы становятся действительно культовыми. На мой взгляд, в качестве документалиста Вим Вендерс гораздо ярче проявляет свои способности. Пренебрегая основными сухими приемами жанра, классик живописует выбранную тему, используя свои художественные наработки. Если профессиональных документалистов практикающих только такое кино, можно назвать карикатуристами-графиками, использующими лишь карандаш, Вендерс красками набрасывает оттенки, углубяет, превращая документальный фильм в шедевр, и ставя его вровень с художественными.

Кубинская музыка мне, честно говоря, не близка, и поначалу «Клуб „Буэна Виста“ не оправдал завышенные ожидания. Неужели весь фильм мы будем смотреть концертные записи и слушать краткий биографический очерк музыкантов, о которых я первый раз слышу. Что здесь уникального? Кто такой Ибрагим Феррер, этот старичок с мальчишеским лицом, и что это за Омара Портундо? В этом смысле, фильм Вендерса можно сравнить даже не с первым актом пьесы, а описанием героев. Но дальнейшее знакомство с кубинской музыкой примиряет с неприязнью к ней, слух начинает привыкать и тебе даже начинают нравиться эти романтичные переливы боссановы. А дальше… а дальше культурный шок.

Когда Вендерс убедительно доказывает значение этих людей для латиноамериканской и мировой культуры, когда зритель понимает, что же режиссера так заинтересовало в этом аспекте искусства, и до крайности бедняцкая Куба воспринимается идеальным ландшафтом для происходящего, выступление музыкантов в Карнеги-Холле, вновь переворачивает представление о «Клубе Буэна Виста». Во-первых, я понял, насколько недооценивал эту музыку, как ни крути, Карнеги-Холл самая престижная музыкальная площадка в мире. Для оперы — это Ла Скала, для эстрады — Карнеги-Холл, и если вам удалось хоть раз в жизни там выступить, то жизнь прожита не зря. И вот, все эти люди, многим из которых уже за восемьдесят, наконец, получают возможность подняться на высокую ступеньку, и получают апплодисменты всего мира. Невероятно милое зрелище, ради этого стоит досмотреть фильм, а еще ради политического подтекста «Клуба „Буэна Виста“».

Вим Вендерс разрушает многолетний барьем между США и Кубой, показывая, что две антогонистические страны могут сосуществовать. В его фильме еще стоят башни-близнецы, а Ибрагим Феррер плачет на американской земле и мечтает показать Нью-Йорк своей жене и детям. Американцы бурно апплодируют кубинскому флагу, раскрытому на главной музыкальной сцене США. Это просто невероятно!

Я обожаю документальные фильмы Венедрса, и как бы далека не была от меня тема, немецкий классик всегда найдет, чем подцепить зрителя, на этот раз теплотой музыки и Солнца, разрушающей самые жесткие государственные границы.

9 из 10

28 сентября 2010

Cubas Musik, Cubas Menschen, Cubas Poesie

Две гордыни для Вас, пусть расскажут без прикрас,

Что от ваших дивных глаз, вся душа моя зажглась

Станет явью яркий сон, распахнётся к счастью дверца -

И забьются в унисон два родных навеки сердца…

(Dos Gardenias, Ибрахим Феррер)

Средоточием самобытной музыкальной культуры на Кубе в период, предшествовавший революции 1959 года был тогда широко известный Клуб Буэна Виста. Выступать на сцене клуба было большой честью даже для самых талантливых музыкантов, но слава его была недолгой — с приходом Фиделя заведение закрыли. Под натиском тоталитарного режима об островке красивой жизни вскоре забыли даже жители соседних кварталов. Члены кохунто были предоставлены самим себе: кто-то стал выступать за гроши, побираться, чистить обувь или продавать уголь. Спустя почти сорок лет, благодаря инициативе одного единственного человека Клуб Буэна Виста был вновь собран в полном составе для записи альбома и последующих гастролей.

Первоначальной целью проекта было сохранение музыкальной культуры Кубы «старой школы» (1930-х-1950-х годов). Об этом и повествует одноимённый фильм Вима Вендерса, выдвинутый на соискание награды Американской академии киноискусств «Оскар» в категории «документальный фильм» и получивший Европейскую награду в области кино как лучший документальный фильм 1999 года, а так же множество раз признававшийся одной из лучших документальных работ.

Под виртуозные клавишные переборы Рубена Гонсалеса начинается повествование об удивительных приключениях коллекционера различных музыкальных стилей и направлений, блюзмена, слайд-гитариста-композитора и продюсера Райланда Кудера на острове свободы. Так много Кубы я не видел ещё ни в одном фильме: перед глазами предстаёт бедность, во всём её великолепии: от сотен подержаных дореволюционных авто и грязных узких улочек беднейших кварталов с вездесущими проститутками до беспризорной малышни, одетой в лохмотья.

Поначалу Рай собирался делать студийный альбом с африканскими музыкантами, кассету с музыкой которых слышал в семидесятые, но прибыв в студию звукозаписи, обнаружил что африканцы, задержанные в Париже так и не приехали. Тогда он решил писать «как есть», с приглашёнными с улиц Сантьяго-де-Куба музыкантами и наткнулся на настоящую золотую жилу: бесценное культурное наследие того самого Клуба Буэна Виста. От самого здания конечно мало что осталось, но Раю повезло что музыканты ещё живы.

Спустя год, после триумфа альбома Вим Вендерс, друг Рая Кудера выступил режиссёром. Ему получилось показать открытость и теплоту выдающихся талантов, которым уже далеко за восемьдесят. Так, в шутках и прибаутках, пении на улицах Сантьяго-де-Куба, смешных и драматических историях жизни музыкантов Компая Сегундо, Ибрахима Феррера, Рубена Гонсалеса, Барбарито Торреса, Омары Портуондо и многих других рассказывается о том, как родился один из самых красивых и стилистически выдержанных пректов — «Буэна Виста Сошиал Клаб», вошедший в рейтинг 500 лучших альбомов всех времён и народов по версии журнала Rolling Stone.

Жанр документалистики, зачастую предполагает сухое повествование, представляя интересное содержание, но лишённое формы и обаяния художественной ленты. Совсем иное можно сказать о Клубе Буэна Виста — в первую очередь это очень душевный, искренний фильм и заслуга в этом не режиссёра — зритель видит, с какой самоотдачей работает Рай Кудер, как он счастливо пожимает руки музыкантам ансамбля в конце напряжённого дня, сам от усталости едва держась на ногах. К такой работе сложно не проникнуться по крайней мере уважением, ведь как заявляет композитор — это был потрясающий опыт, к которому он готовился всю жизнь. Нечто редкостное, то, что бывает лишь однажды. Последнее выступление Клуба Буэна Виста.

До чего же хороша музыка! Открыл я её для себя в раннем детстве, она впиталась мне в кровь. Я засыпал с музыкой и просыпался… с музыкой. (Элиадес Очоа)

10 из 10

14 ноября 2008

Buena Vista Social Club

Нечасто документальные фильмы становятся культовыми при жизни не за счёт заложенной в них сенсационности или нарочитой скандальности, а исключительно благодаря их художественной составляющей. Этот фильм из этого раздела.

В 1998 году, когда режиссёр Уим Вендерс приехал на Кубу, он уже знал, о чем будет его фильм. Примерно за год до него на Кубу приехал известный музыкант и продюсер Рай Кудер, с целью записать диск с участием африканских музыкантов — некую совместную транснациональную группу, играющую взрывную этническую смесь из стилей и жанров… но африканцы не приехали и Рай нашёл для записи кубинцев, всю жизнь просто исполняющих те песни, которые знакомы им с детства. Так Кампайя Сегундо, Ибрагим Феррер, Рубен Гонсалес, Федерико Лопез, Мануэль Гуахиро Мирабаль, Амадито Вальдес и остальные участники попали сначала на компакт-диск «Buena Vista Social Club», а потом и в документальный фильм о них, который позже завоевал все возможные призы.

Фильм с хладнокровной подачей документального кино фиксирует кадры из жизни, интервью и фрагменты записи и концертов участников коллектива, снабжен неплохим переводом и всем, чем полагается в кино такого уровня.

Однако постепенно понимаешь, что документализм его не получается холодным, просто информативным — он настолько окрашен яркими цветами и красками жизни простых людей, всю жизнь играющих музыку, что несёт в себе просто невероятные эмоции и настроение. Если добавить сюда отличную звуковую дорожку и бесхитростные слова персонажей, то получается очень живой и чувственный фильм о целой эпохе в мировой музыке, которая живет в этих открытых миру и музыке людях.

Об этом можно много написать, но я просто посоветую всем, кто считает, что понимает в музыке достаточно — посмотреть это кино и услышать… например, как пальцы девяностолетнего старика-пианиста бережно и умело играют на самых потаённых клавишах человеческих душ.

Советую всем, кто способен слышать и чувствовать.

11 января 2008

Документальный фильм Клуб Буена Виста впервые показан в 1998 году, премьера вышла более 26 лет назад, его режиссером является Вим Вендерс. Кто снимался в кино, актерский состав: Элиадис Очоа, Хуан Де Маркос Гонзалез, Октавио Калдерон, Manuel Galbán, Эйтор Голдфлус, Angel Terry Domech, Ibrahim Ferrer Jr., Hugo Garzón, Gilberto «Papi» Oviedo, Alejandro Pichardo, Yanko Pichardo, José Antonio Rodriguez, Carlos Gonzalez, Jesús «Aguaje» Ramos, Хоаким Кудер.

В то время как во всем мире собрано 23,002,182 доллара. Производство стран Германия, США, Великобритания, Франция и Куба. Клуб Буена Виста — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.