Намедни. Наша эра. 1961-2003
8.7
8.6
1997, документальный
Россия, 47 мин
В ролях: Леонид Парфенов, Рената Литвинова, Анатолий Стреляный, Татьяна Друбич, Сергей Караганов
Сорок три видеофильма год за годом описывают события, людей и явления, сформировавшие наш образ жизни в самый зрелый и мирный период истории СССР и России. То, без чего нас невозможно представить, еще труднее — понять. В каждой серии — редкая, часто уникальная, кинохроника, рассекреченные детали знаменитых политических событий, отрывки из лучших кинокартин и мультфильмов, подробности моды, анекдоты, поговорки и комментарии «экспертов» — Анатолия Стреляного, Егора Гайдара, Сергея Караганова, Ренаты Литвиновой и Татьяны Друбич.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Намедни. Наша эра. 1961-2003

год: 1997
страна:
Россия
слоган: «То, без чего нас невозможно представить, еще труднее - понять»
режиссер:
сценаристы: , , , , , ,
видеооператор: Владимир Каптур
художник: Елена Китаева
монтаж: ,
жанр: документальный
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 47 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный

Видео к сериалу «Намедни. Наша эра. 1961-2003», 1997

Видео: Фрагмент (сезон 1) (Намедни. Наша эра. 1961-2003, 1997) - вся информация о сериале на FilmNavi.ru
Фрагмент (сезон 1)

Отзывы критиков о сериале «Намедни. Наша эра. 1961-2003», 1997

«Краткий курс новейшей истории»

О сути данного документального проекта лучше всего говорит его культовый слоган: «То, без чего нас невозможно представить, ещё труднее — понять». Эта идея раскрыта и реализована настолько качественно и удачно, что я бы даже сегодня настоятельно рекомендовал показывать весь цикл на уроках новейшей истории в общеобразовательных школах.

1961—1991: СССР. Первый сюжетный цикл посвящён периоду с начала осуждения культа личности Джугашвили до распада СССР и роспуска КПСС. Очень жаль, что авторы решили начать не с 1917-ого года, но я искренне благодарен им и за курс поздней советской истории, потому как познавательную ценность данной передачи переоценить практически невозможно. Масса редких архивных кадров, интересной информации, рассказ не только об официальной истории СССР, но и о культурных феноменах внутри страны, и о важных событиях за её границей. Не скрою, что некий антисоветский настрой программы мне приятен, но считаю, что вся информация подаётся здесь достаточно объективно, а не сугубо в отрицательном ключе. Со мной могут не согласиться советские граждане, но надо учитывать, что и их мнение основано, отчасти, на государственной пропаганде в закрытом обществе, где не было интернета, свободных СМИ и т. п. способов получения информации. Отдельно хочу отметить интересных комментаторов, из которых мне не понравилась только чрезмерно манерная Рената Литвинова, но она же была в итоге заменена Татьяной Друбич, а Егор Гайдар и Сергей Караганов — это практически идеальный выбор в аспекте их тем (экономика и политика соотв.). Несколько сжатая форма подачи информации вполне оправдана тем фактом, что о целом годе жизни огромной страны вы узнаёте за какой-то час своего времени, причём узнаёте не поверхностно, а именно что обо всех действительно важных событиях того времени.

1992—1999: РСФСР и 90-е. Второй сюжетный цикл посвящён освещению всех значимых моментов становления новой постсоветской России. Зрителю подробно рассказывают о ключевых событиях в жизни страны, отдельное внимание уделено событиям в Крыму и Приднестровье, боевым действия в Москве и Чечне, в т. ч. терактам. Фоном к этому ведущий рассказывает о культурных события, ключевых трендах и раскрывает т. п. лёгкие темы, зачастую дополняя их актуальными анекдотами. Слабо раскрыта тематика ОПГ, но в остальном — это практически безупречное описание девяностых; правда, уже без приглашённых специалистов.

2000—2003: РФ. Заключительный третий сюжетный цикл подводит итоги уже текущего года, чем значительно отличается от идеологии предыдущих выпусков. Сказать, что закрытие передачи из-за цензуры на НТВ меня обрадовало, я, само собой, не могу. Во-первых, цензура на федеральном телевидении — это именно то, из-за чего я уже несколько лет телевизор вообще не смотрю, она является абсолютным злом a priori. Во-вторых, «Намедни», в т. ч. итоговые годовые выпуски, в своё время были одной из лучших новостных программ. Отдать должное здесь, разумеется, следует ведущему, т. к. даже о кризисе журналистики в нулевые и смене руководства НТВ он говорил открыто, стараясь оставаться беспристрастным, а власть при этом критиковать не боялся. Вот только сам документальный цикл я бы закончил на юбилейном выпуске по 2000-ому году, который, к слову, был обрезан, но в сети можно найти полную версию, показанную в эфире НТВ Мир. Дело в том, что оценивать ключевые события за год следует всё же не сразу, а после некоторой проверки временем. Да и уровень, если честно, несколько упал, именно за счёт смены курса с документалистики на итоговую новостную передачу. На мой взгляд, это очевидно, даже если закрыть глаза на конкретные спорные решения, вроде новогоднего выпуска мультфильма «Масяня» сомнительной культурной ценности вместо комментариев таких экспертов как Гайдар и Караганов, которые присутствовали ранее.

За то, что не смогли закончить вовремя, а позже закрывали передачу уже со скандалом, один балл я всё же снижу, но к просмотру настоятельно рекомендую весь цикл.

9 из 10

20 декабря 2017

«То, без чего нас невозможно представить, еще труднее — понять.»

Слоган как нельзя точно отображает суть этого документально-исторического проекта.

Леониду Парфёнову удалось то, чего не могут, в своем большинстве достигнуть историки, — не предвзятый взгляд со стороны на события, без открытого навязывания своей точки зрения или искажения фактов. По крайней мере, не чувствуешь этого прессинга или так называемого «промывания мозгов», которое сплошь атакует зрителей.

В школе мне хотелось, чтоб мне рассказывали историю так как мне ее преподносили в этой передаче — без лишней информации, только самое важное, ключевые моменты которые наиболее полно отображают характер времени.

Для телевидения 90-х, да впрочем и для ТВ сегодня, проект беспрецедентный своей автономностью от власти, эрудированным ведущим, способным изложить сложные вещи доступно, интеллигентно при этом называя все своими именами.

Если бы мне доверили укомплектовать «временную капсулу», среди материальных символов эпохи, пленка с этой передачей заняла бы главное место.

А на коробке наверно было бы написано:

«То, без чего нас невозможно представить, еще труднее — понять…»

10 из 10

5 мая 2011

Жду продолжения

На мой взгляд это уникальный проект нашей с вами современности. Интереснейшие документальные кадры, которые заставляют придвинуться к экрану и внимать каждое мгновение. Как хочется продлить удовольствие и посмотреть чуточку побольше, но найти такие материалы проблематично даже в интернете.

Остаётся пожелать Л. Парфёнову профессиональных успехов и желания продолжать если не самый выдающийся его проект, то как минимум самый интересный и популярный.

27 августа 2009

В дополнение

Несмотря на имеющийся уже положительный отзыв на «Намедни» при дальнейшем просмотре я всё-таки выявил некоторые недочёты.

Серию 92—99 можно считать успешным мини-сиквелом главного блока. Не хватает только прежних экспертов, но демонический Парфёнов легко самостоятельно компенсирует их отсутствие. Однако третий заход — начиная с 2000 годов — делать с пылу-жару не стоило, так как именно в момент создания этих серий Парфёнов находился в конфронтации с Путиным и это отразилось на качестве фильма. Делая эпохальный фильм, и не смотря на все разногласия с властью, ЛП не должен был опускаться до издёвки и сарказма, ведь кино делал на годы вперёд. А так, к чему такие выражения как «чухонь белобрысая» (в адрес Путина) и высмеивание его попытки на празднике в Татарстане достать монетку из простокваши?

К тому же резкий переход в его новую синюю студию тоже мешает привычному восприятию.

В общем, для продолжения надо было сделать перерыв в несколько лет и уж потом, когда все страсти улягутся, снова приниматься за фильм.

13 апреля 2009

Эпохальная документалка

Уже с тысячу раз пересмотрел весь цикл и до сих пор никак не могу успокоиться!

Эталлонный док, сделанный с размахом, вдохновением и знанием того, о чём идёт речь. Беспрецедентный для нищих 90-х размах съёмок и качество подачи материала. Именно с этого момента Парфёнов для меня становится лучшим телевизионным документалистом и, конечно, завораживает его манера речи, интеллигентная сдержанность и элегантность!

10 апреля 2009

Документальный фильм Намедни. Наша эра. 1961-2003 в кино с 1997 года, дебют состоялся более 27 лет назад, его режиссером является Джаник Файзиев. Актерский состав, кто снимался в кино: Леонид Парфенов, Рената Литвинова, Анатолий Стреляный, Татьяна Друбич, Сергей Караганов.

Страна производства - Россия. Намедни. Наша эра. 1961-2003 — определенно заслуживает внимания, так как его рейтинг говорит за него сам. Такие фильмы можно буквально сосчитать по пальцам.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.