Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кокон |
английское название: |
Koza |
год: | 1995 |
страна: |
Турция
|
режиссер: | Нури Бильге Джейлан |
сценарий: | Нури Бильге Джейлан |
продюсер: | Нури Бильге Джейлан |
видеооператор: | Нури Бильге Джейлан |
композитор: | Вячеслав Артемов |
монтаж: | Yusuf Aldirmaz |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 ноября 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 19 мин |
Нури Бильге Джейлана после каннской премьеры «Отчуждения» нарекли «турецким Тарковским», после «Времен года» — «турецким Антониони», однако, его фильмы, при всех неоспоримости иноземных влияний на них, невероятно самобытны, оригинальны, даруют зрителю то, что называется «магией». На это указывает уже его короткометражка 1995 года «Кокон» — первая работа Джейлана в кино, еще такая подражательная, ученическая, несовершенная, но уже овеянная невероятной теплотой искреннего гуманизма. Она чем-то напоминает первую ленту, тоже короткометражную, Константина Лопушанского «Слезы в ветреную погоду»: тоже безусловное влияние «Зеркала» Тарковского, та же попытка запечатлеть бег времени через ассоциативный монтаж, та же гуманность основного посыла, даже саундтреком звучит тоже Бах.
Джейлан без слов, в полной тишине рассказывает историю пожилых супругов, разделенных обстоятельствами, временем и пространством и вновь сведенными вместе болезнью одного из них. Собственно, все, другого нарративного наполнения здесь нет, зато есть место естественной красоте мира, вписанности судеб этих людей в контекст природных стихий, есть место гармонии и жизни, проведенной ими будто в коконе, — вдали от мировых потрясений и катаклизмов. Всегда, как показала его дальнейшая фильмография, тяготевший к камерности, выявлению в личной жизни своих персонажей психологических и эмоциональных нюансов, помещая исследуемые судьбы в изолированную от политики и социума среду, Джейлан уже в «Коконе» провозглашает свое эстетическое кредо: исследовать под микроскопом внутреннюю жизнь отдельного человека, чураясь обобщений, абстракций и вселенских притч.
Конечно, «Кокон» — еще неуверенная проба в режиссуре, которая при всей своей подражательности Тарковскому невероятно оригинальна именно своей установкой на социальную и политическую индифферентность, попыткой выстроить своего рода интровертивную антропологию, базирующуюся исключительно на событиях внутренней жизни человека, а не на его общественном бытии. По этой причине следующая картина Джейлана «Городок» (или «Поселок»), его первый полный метр, обнаруживает с «Коконом» тесную концептуальную связь, ибо базируется на тех же художественных принципах, что и дебютная работа турецкого режиссера.
27 июля 2020
Дебютный фильм турецкого режиссёра Нури Бильге Джейлана «Кокон».
Совсем коротенькая, но очень ёмкая зарисовка о жизни.
Героев фильма, трое немолодой мужчина, его жена и мальчик.
А ещё, ветерок, шевелящий листву деревьев, кошка, сладко потягивающаяся во сне, огонь, полыхающий в печи, то, что мы замечаем и не замечаем в процессе нашей жизни.
Пересказать сюжет не получится, ибо сюжет и есть сама жизнь. Медленно, или быстро течёт время и несёт в своих бурных волнах человека. А мимо проносятся близкие и друзья, враги и случайные знакомые, а так же войны, революции, природные катаклизмы и всё, всё, всё.
Но мир это мир, а человек это человек. Человек, который по идее должен быть частью мира, таковым не является, или всё-таки является?
Так вот «Кокон». Почему?
Да потому, что душа. Душа в теле человеческом. И тогда возможно смерть человека, это не смерть, а освобождение души, переход на новый уровень. Шаг навстречу Богу.
Замечу, это моё и только моё понимание идеи фильма. Возможно, ты читающий эти строки, просмотрев фильм, поймёшь его по-другому. В относительных понятиях, по-другому.
Потому, как жизнь это жизнь, а смерть это смерть, а смысл жизни, это смысл жизнь. И как ни мудрствуй в этих вопросах, выше головы не прыгнешь. И ответ твой на вечные вопросы бытия будет только маленьким дополнением к общей картине мира.
В начале, будет весна, потом лето, потом осень, потом зима, а потом пойдут титры,… и высекут родственники твоё имя на могильном камне.
А ветерок будет всё так же играть с листьями деревьев, и кошка всё так же сладко будет потягиваться во сне и огонь, полыхающий в печи будет так же весело потрескивать. Правда это будут другие деревья, другая кошка и другая жизнь.
Другая жизнь и другая душа, несущаяся по бурным волнам времени навстречу к смерти, к Истине, к Богу.
29 мая 2015