Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Расписанное лицо |
английское название: |
Das geschriebene Gesicht |
год: | 1995 |
страны: |
Япония,
Швейцария
|
режиссер: | Даниэль Шмид |
сценарий: | Даниэль Шмид |
продюсеры: | Кэндзо Хорикоси, Masamichi Matsumoto, Марсель Хоен, Шоко Кимизука |
видеооператор: | Ренато Берта |
художники: | Mitsuo Kako, Катсунори Абе, Yosimatsu Zama |
монтаж: | Daniela Roderer |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 августа 1995 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Фильм-кабуки – фильм-танец, фильм-спектакль, фильм-вдохновение. Вот, правда, язык его не повернётся назвать документалкой. Это фильм-искусство. Чудесный.
Сценарист и режиссёр Даниэль Шмид решил познакомить западного зрителя с легендой - японским театром кабуки и его знаменитым актёром-оннагата –Тамасабуро Бандо V.
Наверное, вы в курсе, что в театре кабуки все роли – и мужские, и женские – традиционно исполняют только мужчины. Но так было не всегда. До 17 века всё было в точности наоборот – в Японии на театральные подмостки поднимались исключительно женщины. Однако, в 1629 году вышел указ, запрещающий женщинам играть на сцене в целях сохранения общественной нравственности и для того, чтобы Япония выглядела в выгодном свете среди иностранцев. Женские роли начали исполнять мужчины, которых стали называть «оннагата». В 20-м веке женщинам вновь разрешили становиться актрисами, но в основном они пошли работать в киноиндустрию, ибо оказалось, что мужчины-оннагата играют лучше женщин, чем сами женщины.
Фильм «Написанное лицо» показывает и рассказывает, как работает самый известный оннагата - Тамасабуро Бандо V. В Японии актёры меняют свои имена на шумеях - специальных торжественных церемониях. Нередко они имеют по несколько имён. Имя Тамасабуро Бандо – псевдоним актёров театра кабуки из семьи Бандо. Оннагата Тамасабуро Бандо V – приёмный сын Мориты Канья XIV (он же Тамасабуро Бандо IV). Прямо как короли.
Как удаётся мужчине (вполне, кстати, в реальной жизни мужественному, хоть и красивому) играть женщину лучше, чем лучшие из актрис? Тамасабуро рассказывает о том, что почувствовал однажды в себе способность двигаться как женщина (не чувствовать, не воспринимать мир, а именно двигаться). Он стал изучать женщин, их манеры, поведение, маленькие привычки, жесты. Он искал идеал женщины, суть женственности. И научился их передавать с помощью движения и танца.
О своей работе также рассказывают известные актрисы и бывшие гейши. Даже преклонный (90-100 лет) возраст не мешает им танцевать и выражать экспрессию и глубокие чувства в пантомиме.
В фильме завораживает всё: представление актёра публике, процесс накладывания грима, напоминающая ритуал церемония облачения. Отношение к работе у актёров (и публики) – благоговейное. Временами подготовка к спектаклю напоминает богослужение.
Но самым впечатляющим для меня оказался финал картины – танец девушки-цапли, по старинному японскому сюжету, исполняемый оннагата.
Обязательно смотреть тем, кто интересуется Японией, кто любит искусство театра и танцы.
8 октября 2022