Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Русское счастье |
год: | 1994 |
страна: |
Беларусь
|
режиссер: | Юрий Хащеватский |
сценарий: | Вадим Спивак |
видеооператор: | Семен Фридланд |
монтаж: | Сергей Матвеев |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 февраля 1994 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 51 мин |
Счастье — понятие исключительно абстрактное и неопределенное. Счастье индивидуально и не подлежит анализу — на то оно и счастье. Например: поздравляют вас с днем рождения — желают здоровья, финансового благополучия, счастья. Обычно человек принимает это все как совершенно сложившиеся вещи, и особого внимания пожелаемому счастью не уделяет. Но ведь навряд ли он сможет сам точно сказать, что есть оно — это счастье. Понятное дело, что оно имеет положительный оттенок, но что конкретно… Даже очень взрослые и очень умные люди редко отвечают на этот вопрос определенно.
Но вопрос сейчас не в этом. Поговорим о самом фильме.
Завязка такова, что небольшая съемочная группа, в начале 90-х, отправляется в село тульской области и там ищет себе тему для документального фильма. Понятное дело, что от городского, стиль жизни отличается там сильно, несмотря даже на то, что на дворе «переломные» девяностые.
Ищут они, ищут. И — находят. Одного фермера. И одну женщину, работницу, если не ошибаюсь, какого-то завода. Оба, ясное дело, одинокие. Завязывается все так: мужчина услышал по радио предложение познакомиться и заинтересовался. А тут находчивые документалисты пустили в ход свое остроумие и умение общаться с людьми.
В итоге, кино получилось больше похожим на реалити-шоу, где есть несколько персонажей, которые, так или иначе, должны встретиться, но все время им что-то мешает. При этом, понятное дело, обе стороны запечатляются в объективы кинокамер и, тем самым, дают сами себе характеристику.
Не стоит забывать, что действие происходит в бедные девяностые и вместе с этим — в России, где недоверие в то время если не выплескивалось из кувшина взаимоотношений, то было близко к тому. И если женщина, истинно желающая себе хорошего мужа, на волне сентиментальности, могла пойти на какие-то уступки, то мужчина (а это, надо заметить, русский такой мужик, в телогрейке, с бородой, и неубранным двором), с каждым часом все больше упирается, так сказать, рогом. Что, впрочем, и делает эту историю занимательной.
Кстати, об остроумии. Понятное дело, что просто так их свести друг с другом нельзя. То есть — можно, но теряется весь интерес. И неунывающие, тоже уже не совсем молодые, мужчины придумывают разные заковыристости. А еще, весь фильм сопровождает закадровый комментарий, чувства юмора и аналитичности, которому не отнимать.
Но все это, понятное дело, вряд ли обернется счастливым концом. На то это и русское счастье. Кто же знает, что все-таки этому мужику-то надо? Он и сам себе не на уме, да еще и о заговоре задумался. Впрочем, удивляться этому нецелесообразно: мечты о красивой и счастливой жизни быстро переросли в боязнь и, опять же, недоверие.
Итог — продолговатой линией на кардиограмме — безутешный. Пока не появится смелость, а, главное, не исчезнет упертость, — думать о счастье в России рано. Пока тот самый «русский мужик» не слезет с печи, и не начнет что-то пробовать, и к чему-то стремиться, а не жаловаться, что, мол, счастья нет, то и задумываться о нем рано.
Вся наша жизнь — игра, а не реалити-шоу. И стоит пытаться.
22 января 2011