Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.5 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Военная комната |
английское название: |
The War Room |
год: | 1993 |
страна: |
США
|
слоган: | «They Changed The Way Campaigns Are Won.» |
режиссеры: | Крис Хегедус, Д.А. Пеннебейкер |
продюсеры: | Р.Дж. Катлер, Венди Эттинджер, Фрейзер Пеннебейкер |
видеооператоры: | Ник Дуб, Д.А. Пеннебейкер |
монтаж: | Крис Хегедус, Эрез Лофер, Д.А. Пеннебейкер |
жанры: | документальный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $901 668 |
Мировые сборы: | $901 668 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 сентября 1993 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
В начале 1992 года ничто не предрекало демократам победы на предстоящих президентских выборах. После успешного завершения операции «Буря в пустыне» рейтинг президента Джорджа Буша-старшего подскочил до 89% и его переизбрание казалось неизбежным, несмотря на нарушение им своего предвыборного обещания «Read my lips: no new taxes», натянутых отношений с консервативным крылом Республиканской партии и экономический спад. Также не стерлось из памяти разгромное поражение демократа Майкла Дукакиса на президентских выборах 1988 года, несмотря на то что в начале кампании он опережал Буша на 14% голосов. И в свете этих перспектив много влиятельных демократов отказались выставлять свои кандидатуры: губернатор Нью-Йорка Марио Куомо, сенатор от штата Техас Ллойд Бентсен, спикер Палаты Представителей Том Фоли и т. д. В конце концов кандидатом от Демократической партии и победителем на выборах стал губернатор Арканзаса Билл Клинтон и эта победа стала шоком для многих. Как мог неопытный губернатор с ворохом темных историй (супружеская неверность, уклонение от службы во Вьетнаме) победить намного более опытного и искушенного в политической сфере Джорджа Буша-старшего? И этот фильм дает ответ на этот вопрос.
Действие данного фильма начинается во время праймериз в Нью-Гэмпшире, проходивших в феврале 1992 года (это один из двух самых важных праймериз для потенциального кандидата, наравне с Айовой). Губернатор Клинтон по всем опросам должен легко его выиграть, но оппоненты приготовили губернатору бомбу в виде пресс-конференции с участием танцовщицы Дженнифер Флауэрс, где она заявила о 12-летней внебрачной связи с кандидатом и даже предоставила аудиозаписи ее разговоров. После такой истории кампания Клинтона кажется сначала уничтоженной, но в игру вступает главный стратег предвыборного штаба Джеймс Карвилл, создавший The War Room — неформальный комитет внутри штаба, нацеленный на эффективное проведение кампании. И на первой встрече членов The War Room Карвилл устанавливает в качестве главной цели не выпуск негативных рекламных роликов против другого кандидата от Демократической партии Пола Цонгаса, а показ Клинтона в качестве единственной возможной альтернативы Бушу-старшему. Также Клинтону удалось смягчить удар от скандального интервью, выступив вместе с женой Хиллари в передаче 60 Minutes, где он вместе с супругой отрицал все сплетни. Даже несмотря на злопыхания некоторых политологов, предрекавших что «Клинтон не продержится и недели», кандидату удается занять второе место в Нью-Гэмпширском праймериз, отстав от победителя Пола Цонгаса всего на несколько процентов. И это второе место дало новый толчок кампании Клинтона («New Hampshire has made Bill Clinton tonight a comeback kid»)…
Жанр документального кино знает много примеров фильмов об избирательных кампаниях (1974, une partie de campagne про успешную кампанию Валери Жискара Д’Эстена, Primary про избирательную кампанию Джона Кеннеди), но что же делает эту картину такой особенной, что она даже была номинирована на Оскар?
Главной особенностью этого фильма является его стиль. Авторы смогли поместить девятимесячную кампанию в формат полуторачасового фильма, не упустив ни одного важного момента: знаменитую словесную перепалку Билла Клинтона и Джерри Брауна во время праймериз в Иллинойсе, выбор в качестве кандидата в вице-президенты сенатора от штата Теннеси Альберта Гора, отставание Клинтона от Джорджа Буша и Росса Перо в августовском опросе, официальное утверждение Клинтона на конвенции Демократической партии в Нью-Йорке, неожиданный выход и возвращение в избирательную кампанию независимого кандидата Росса Перо и т. д.
Также необходимо сказать что главным героем данного документального фильма является не Клинтон, а вышеупоминавшийся главный стратег предвыборного штаба Джеймс Карвилл и пресс-секретарь Клинтона Джордж Стефанопулос. И благодаря акценту авторов на этих людей, зритель получает возможность увидеть процесс избирательной кампании из «машинного отделения», а не только «с капитанского мостика». С данной позиции мы видим процесс создания нескольких удачных атак на Буша, в частности негативную рекламу на тему нарушенного предвыборного обещания Буша «Read my lips: no new taxes», использование репортажа с бразильского телевидения, рассказывающем о том, что вся предвыборная литература республиканцев печатается в Бразилии, что шло вразрез с утверждением Буша, что он приложит все усилия для защиты американского рынка. Также штаб Клинтона активно использовал новые информационные возможности, в частности популярные ток-шоу, MTV, где республиканцы не имели никаких рычагов влияния и это помогло завоевать голоса среди молодежи и национальных меньшинств.
И вставки из избирательной кампании Джорджа Буша-старшего показывает меняющееся отношение республиканцев к кандидатуре Клинтона. Если в Нью-Гэмпшире Буш самоуверен и говорит, что он ждет окончания этой компании и его достали сопливые либеральные демократы, то после успешной конвенции демократов в Нью-Йорке он вынужден на республиканской конвенции не упоминать свою экономическую политику. Также дебаты в Сент-Луисе, где Буш не смог внятно объяснить как долг США повлиял на его жизнь, а Клинтон сказал, что его опыт как губернатора Арканзаса помогает ему понимать чаяния простых американцев («Каждый год Конгресс принимает законы, которые обязывают нас делать больше вещей за меньшие деньги. Когда фабрики закрываются, я знаю кто ими управлял…»).
Фильму также помогает, что действие происходит всего в трех местах: штате Нью-Гэмпшире, Нью-Йорке и Литтл Роке, штат Арканзас. И это помогает сосредоточить внимание зрителя на основных событиях кампании, не распыляя его внимания на второстепенные детали.
Подводя итог хочется сказать, что получился очень интересный фильм о процессе избирательной кампании, но для его просмотра необходимо хорошо владеть английским.
9 из 10.
22 июля 2012