| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.3 |
IMDb
|
7.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Колокола с глубины |
| английское название: |
Glocken aus der Tiefe - Glaube und Aberglaube in Rußland |
| год: | 1993 |
| страны: |
Германия,
США
|
| режиссер: | Вернер Херцог |
| сценарий: | Вернер Херцог |
| продюсеры: | Ира Бармак, Марк Слэйтер, Alessandro Cecconi, Луки Стипетич |
| видеооператор: | Йёрг Шмидт-Райтвайн |
| монтаж: | Райнер Штандке |
| жанр: | документальный |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
7 сентября 1993 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч |
Документалка от Маэстро. 'Glocken aus der Tiefe', или 'Колокола из глубины', про веру и суеверия в России начала 90-х. Тема благодатная, время было такое, сами понимаете – Союз рухнул, идеологии нет, народ ринулся искать духовность, кто во что горазд.
И Херцог, как обычно, едет смотреть на самое интересное и, скажем так, не самое мейнстримное. Тут тебе и поиски мифического града Китежа подо льдом озера – мужики с иконами, бурящие лунки в надежде услышать колокола затонувшего святого города. И какие-то целители, заряжающие воду через телевизор. И сибирские горловые певцы, чья связь с православием, мягко говоря, неочевидна. И даже небезызвестный Виссарион, объявивший себя новым Христом, которому Херцог уделяет немало времени.
Картина получается... пёстрая. Херцог тут не то чтобы глубоко анализирует или пытается объяснить корни этих явлений. Он скорее наблюдатель, коллекционер диковинок. Фиксирует состояние умов, растерянность, искренний (или не очень) поиск чуда, эдакий духовный вакуум, который заполняется всем подряд – от древних легенд до новоявленных пророков и откровенных шарлатанов.
Снято всё в его фирменном стиле: красивые, немного отстранённые кадры сибирских пейзажей, крупные планы лиц людей, минимум закадрового текста, максимум погружения в происходящее. Не всегда понятно, где кончается реальность и начинается лёгкая херцоговская ирония или просто удачно пойманный момент абсурда. Он не осуждает, но и не восхищается – просто смотрит своим характерным взглядом исследователя человеческой натуры в её крайних проявлениях.
Чёткой структуры или какого-то внятного вывода тут не ищите. Это скорее набор зарисовок, калейдоскоп верований и практик, от вполне традиционных до совсем уж экзотических. Фильм неспешный, медитативный, местами завораживающий своей странностью, местами – вызывающий недоумение.
В итоге, что сказать? Это не самый его известный или, наверное, сильный фильм. Смотреть любопытно, как срез эпохи, как коллекцию духовных исканий (иногда весьма причудливых) из России 90-х глазами заинтересованного, но отстранённого немца. Какой-то глубокой мысли или откровения я тут не вынес, но как документ времени и ещё одна зарисовка в галерее херцоговских типажей – вполне себе материал для размышлений.
Оценка: Б-. Занятно, но не обязательно. Не худший способ провести полтора часа, если интересуетесь темой или творчеством Херцога.
29 марта 2025
Атеистическое государство без Бога под названием Союз Советских Социалистических Республик, казалось, будет существовать столетия. Но не прошло и ста лет как оно исчезло. С его исчезновением выяснилось, что Бог есть. И ещё выяснилось, что в Бога можно веровать по-разному. И что ты сам можешь выбрать свой путь веры. А кроме Бога есть множество других чудес.
Всё это бурление духа в юной демократической России не могло не притягивать внимание европейцев из мира, где секуляризация с каждым десятилетием становилась всё ощутимее и заметнее, где конфессии потеряли ту неистовую одержимость, что была присуща им ранее.
Одним из таких интересующихся духовной жизнью России оказался европейский режиссёр Вернер Херцог, который в 90-е годы обратился к документальному кино. После Индии он направляется в Россию, где в разных местах успевает запечатлеть время духовных поисков россиян.
В фильме мы встретим не только православие, но и множество других верований, в основном языческих или сектантских. Эта полифония и придаёт фильму уникальность и то же время делает его нежелательным для зрителей, духовно не окрепших.
На протяжении всей отечественной истории досоветского времени удивляет существование огромного количества различного рода сект и языческих культов. И даже атеистическое время не сумело полностью уничтожить не только православную веру человека в Бога, но по-детски наивную веру в чудеса.
Например, в тот же чудесный Китеж-град, что скрылся под водой и откуда в тихую погоду можно услышать колокольный звон и пение людей. И что, только те, кто чист сердцем и душой, смогут найти туда дорогу.
Моё мнение — хорошо.
7 из 10
8 сентября 2018
Это документальный фильм. Вернер Херцог приехал в Россию, чтобы ощутить уникальную духовность нашей страны. Увы, время для этого он выбрал не самое удачное — середина 90-х годов. Эпоха смутная, и фильм получился столь же путаным.
Тут вам и благочинный православный батюшка, и основатель секты Виссарион, и Китеж-град — в общем, духовность по полной программе, не извольте сомневаться.
Сам режиссёр считает этот фильм своей творческой удачей — мол, до него никому не удавалось показать Россию с такой точки зрения.
Увы, без смеха наблюдать, как явно подвыпившие наши соотечественники ползают по льду озера, пытаясь разглядеть подо льдом то ли Китеж-град (как уверяет зрителей Херцог), то ли рыбу в прорубях — практически невозможно.
Получился классический образчик «развесистой клюквы» — то есть откровенной лажи про Россию.
Рекомендуется только самым преданным поклонникам таланта Вернера Херцога.
Бывают и у великих режиссёров творческие неудачи.
21 октября 2013