Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Врата безмолвия |
английское название: |
Le porte del silenzio |
год: | 1991 |
страна: |
Италия
|
режиссеры: | Лучио Фульчи, Джо Д’Амато |
сценарий: | Лучио Фульчи |
продюсер: | Джо Д’Амато |
композиторы: | Франко Пйана, Карло Мария Кордио |
художники: | Массимо Лентини, Уильям Джексон, Лаура Гемсер |
монтаж: | Кэтлин Стрэттон |
жанры: | триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 июня 2000 г. |
на DVD: | 26 июня 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Кончина наступает однажды, а ждем мы её всю жизнь: боязнь смерти мучительней, чем сама смерть.
Жан де Лабрюйер
Когда-то давно я увидела фильм «Ящерица в женской коже». Он произвёл на меня настолько сильное впечатление, что я решила пересмотреть всю фильмографию режиссёра. Ретроспектива Лючио Фульчи не могла обойтись без одного из последних его фильмов — «Врата безмолвия».
Похороны в Италии почти светское мероприятие, поэтому неудивительно, что главный герой Мелвин останавливается на них поглазеть. Встреча с прекрасной незнакомкой, пробуждающей в нём не только мужской интерес, оживляет ровное течение его жизни. Так начинается странная гонка, которая навсегда изменит размеренное существование героя.
Мотив дороги занимает в этой истории центральное место. Беседуя со случайными знакомыми, пересекаясь на стоянках с таинственной красавицей, Мелвин, как Эдип, движется навстречу неизбежному. Обычно человек убегает от своей судьбы, в данном случае Мелвин пытается её догнать.
Это самый зрелый, самый продуманный фильм Фульчи. Это фильм-завещание, фильм — предчувствие смерти. В нём есть всё лучшее, за что зрители любят творчество мастера: атмосфера тревожности, глубокий символизм, слепой рок и интригующий сюжет. Интрига здесь состоит не в непонимании происходящего — настоящий смысл событий как раз почти очевиден. Но следить за тем, как герой подбирается к истине, невероятно интересно.
Лючио Фульчи прожил яркую, плодотворную жизнь. «Врата безмолвия», одна из лучших работ этого режиссёра, является не точкой, а восклицательным знаком в его пёстрой фильмографии. Конечно, безумно жаль, что он закончил свой творческий и жизненный путь раньше, чем хотелось бы, но госпожа Смерть сама решает, когда ей нанести визит.
24 ноября 2016
Замечательный итальянский режиссёр Лючио Фульчи, подходя к финалу своей жизни, снял нетипичный для себя фильм. В нём нет никаких монстров или маньяков, но зато присутствует горькое осознание того, что никому из нас не суждено уйти от смерти. Человек, оказавшись на краю, будет изо всех сил цепляться за жизнь, не понимая, что все его усилия бесполезны.
Герой Джона Сэведжа как раз из таких людей. Он не понимает, что умер и не хочет в это верить. А Фульчи и не делает из этого загадки, как М. Найт Шьямалан в «Шестом чувстве». Уже в прологе нам показывают аварию, а остановившиеся часы и вовсе станут знаком всего фильма. После смерти нет времени, а потому и часы не работают. Они навсегда остановились на времени аварии, как и жизнь героя Джона Сэведжа.
Фульчи показывает, как человек постепенно растворяется в небытие, как воображаемый им мир постепенно распадается, открывая единственную реальность — смерть. От неё не сбежать — с ней надо просто смириться. И тогда для мятежного духа и откроются, возможно, врата безмолвия.
Лючио Фульчи не собирался именно этим фильмом завершать свою карьеру, но по прихоти судьбы он стал последним. И это тоже определённый знак. Ведь Фульчи немало исследовал смерть во всех её проявлениях и всячески старался заглянуть за черту. А в своём последнем фильме Фульчи наоборот показывает жажду жизни, неистребимую даже смертью. Главное, смириться с мыслью о тлене всего сущего. И вовремя остановиться в погоне за ускользающим катафалком.
Поздние фильмы Лючио Фульчи мало кто считает удачными, однако это не относится к его последней работе. Этот фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что все мы там будем. А режиссёр, стоя у створки врат, в последний раз даёт нам заглянуть в ту бездну.
7 из 10
5 декабря 2014
Успешный бизнесмен Мелвин Деверо даже не предполагал, чем для него обернется любопытство к чужой смерти и чужой похоронной церемонии. С тех самых пор в его жизни стали происходить очень странные и необьяснимые события, которые невольно приближали его к чему-то куда более ужасающему.
Фильм «Врата безмолвия» 1991 года стал последней прижизненной картиной режиссера Лучио Фульчи, в которой явственно ощущается предчувствие режиссером и собственной грядущей кончины. «Врата безмолвия» стали, пожалуй, самой мрачной и атмосферной картиной итальянского Мастера ужасов, близкой по своей стилистике не столько к мистическому триллеру, сколь к философской притче о жизни и смерти, зыбкости первой и неизбежности второй, ибо жизнь человека чрезвычайно коротка и большей боязнью подчас является не страх смерти, а страх перед жизнью, настоящей и насыщенной, от которой многие бегут и прячутся в скорлупках. Осознание своей ценности в мире и ценности жизни есть наиболее главным поступком любого зрелого человека.
Джон Сэведж великолепно справился с ролью Мелвина Деверо, сыграв запоминающегося и яркого героя, ставшего одной из лучших актерских работ Сэведжа. Его игра в фильме потрясающе тонка и построена на нюансах психологии, отттого Мелвин Деверо, исполненный Джоном Сэведжом, выглядит естественно.
Оператор Джанкарло Феррандо снял фильм в мрачной, полной депрессии и грусти манере, выстраивая каждый кадр на полутонах, погружая зрителя в мрачное и потусторонее бытие, в котором звучат кантаты реквиема. Место трэшевой жестокости в последнем фильме Фульчи уступила гнетущая и метафорическая картинка, влияющая на подсознание.
Композитор Франко Пйана написал к фильму очень меланхоличный и минорный саундтрек, который мастерски обволакивает фильм с первых кадров.
Всем поклонникам европейского в целом и итальянского в частности кино, а также ценителям творчества Лучио Фульчи я настоятельно рекомендую этот, не побоюсь этого слова, шедевр мистики.
8 из 10
11 апреля 2013
После мясных и зомбообразующих ключевых точек фильмографии видеть такого Фульчи даже странно, хотя желание мистики в нем были видны на всем протяжении творческого пути. Но вот, один из последних фильмов режиссера, великолепное размышление над путями ведущими на тот свет.
Вернее даже, над путями, закрытыми для нас обратно в жизнь при большом нежелании уходить, ведь именно так происходит с главным героем, который будучи похоренным в самом начале (об этом нам повествуют без стеснения, раскрывая всю основную фабулу в самом начале, и ничего этим не испортив), всю оставшуюся картину упорно отказывается остаться на месте вечного упокоения. Он словно в параллельном мире садится в машину и направляется домой, но все время ему что-то мешает: непонятная девушка, почти отдавшаяся ему по пути, долбанутый гробовщик, постоянно не дающий ему обогнать ритуальный автомобиль на трассе. Постепенно, каждый эпизод текущего пути, все более угнетающего и мрачного под солнцем (солнцем ли? не свет ли это в конце?) появляющемся в мягко перемешанных декорациях вечера\дня, с упорством равным его желанию, убеждает его в одном — он мертв, ведь именно его тело везут обратно. Но убедиться в этом он должен, а еще должен снова повторить круг от момента смерти к моменту смерти, повторить трагическое происшествие, а потом, возможно, снова ехать той же дорогой — ну непонятливые мы, люди.
Снято это весьма специфически, со множеством повторяющихся кадров, достаточно грубым монтажем и в августовских, томных тонах заходящего «света», с всего тремя персонажами, играющими более чем убедительно и интересно, при всей бедности событий сценария. Фильм затягивает и слегка гипнотический видеоряд фильма пробегает на одном дыхании, при почти всех известных составляющих. А после фильма еще можно посидеть, обдумывая вероятность наличия помех в виде правильных гробовщиков, препятствующих возвращению непонятливых в мир. Или как вы думаете, происходит транспортировка душ умерших от места несчастного случая к месту упокоения, или в свой дом? Как довезти эти души, чтобы не разбрелись по дороге? Очень эффектно и достоверно, главный герой впадает в эмоции от блаженных снов и депрессивного раздражения с выпивкой, до паники при понимании. Самое драгоценное, что в итоге фильм оставляет во время просмотра, это уникальную атмосферу качественно слепленного мистического фильма, и здесь она напоминает, нечто вроде «Сердце Ангела» или подобное.
В сухом остатке: мастерский по режиссуре и задумке, но к сожалению, не великолепный в художественности фильм, над которым стоит подумать, пока его ощущаешь.
30 декабря 2010
Снимавший на протяжении почти всей карьеры разного, порой непотребного качества, киноэтюды на загробную тематику, Фульчи прощается со зрителем, пожалуй, своей самой неуютной картиной, проникнутой неподдельным трепетом перед лицом смерти. Однако никаких оживших зомби здесь не наблюдается, по крайней мере, в привычном представлении о них, как о ходячей полусгнившей нежити. Не типичный для фильмов Фульчи, «настоящий» американский актер Джон Сэвидж, имеющий за плечами голливудский опыт, вносит в происходящее некоторую убедительность — не столь уж частое явление в поздних фильмах мэтра. По своей извращенной драматичности фильм уступает разве что «Беатрис Ченчи», являясь самой серьезной работой «позднего» Фульчи.
С первых же кадров — на кладбище, под бравурный и, кажется, не совсем уместный для таких мест, марш, Фульчи погружает нас в похожий на кошмарный сон, зыбкий мир Мельвина Дэверо. Он — покойник, который каким-то образом еще пытается устоять на ускользающей из под его ног почве. Принять свое небытие оказывается мучительно сложно — от него нельзя скрыться, оно будет неуклонно преследовать строптивца, принимая различные обличия. До поры до времени, он будет стараться не обращать внимания на разбросанные на каждом шагу предзнаменования и подсказки, принимая откровенную странность своей поездки, разворачивающеюся, словно в удушливом пространстве замкнутого круга, за рядовое возвращение домой. Но когда адово наваждение становится невыносимым, герой, наконец, находит в себе силы доехать до неотвратимого финиша этой инфернальной гонки, победитель которой определен заранее.
Фульчи, изрядно поднаторевший по части «творческих заимствований», по сути, осуществляет парафраз хорошо известного в определенных кругах фильма, в котором героиня при похожих обстоятельствах была вынуждена блуждать по непонятному, населенному фантомами миру в поисках своей «двери в тишину». Только итальянец, в отличие от многочисленных подражателей, привносит в старую историю свой умудренный взгляд на состояние, в котором знойный летний день — не есть помеха морозному холоду могилы.
7 из 10
26 октября 2010
Интересная фантазия итальянского маэстро на тему смерти или, скорее, одержимости, которая сама по себе ни к чему хорошему не приведёт.
Мужчина преследует катафалк, желая узнать, кого везут хоронить, боясь, что в гробу может оказаться он сам. Замечательно то, что Фульчи не стал делать «неожиданный» финал, а неторопливо, но упрямо заставляет главного героя зачем-то ехать вперёд, то теряя, то вновь настигая зловещую чёрную машину. Второстепенные персонажи, встречающиеся герою, не пытаются задержаться у него на пути: полицейские, остановившие его за проезд по закрытой на ремонт дороге, покорно уезжают, услышав, что он лучше них знает местность, церемония прощания, которую нарушил герой, безразличие окружающих, которые, кажется, замечают его присутствие только когда он слишком громко себя ведёт, пустые улицы, сам катафалк, который невозможно упустить из виду, не смотря на остановки в дороге, которые делает герой. Фильм прекрасно воссоздаёт атмосферу сна, в котором невозможно достичь объект, за которым гонишься.
Последний фильм классика итальянского кинематографа достойно завершает карьеру знаменитого режиссёра фильмов на мистические темы. Если Вам нравятся итальянские «ужастики», с их непривычно бодрой музыкой, «грязноватыми» монтажом и видеорядом, кажущимися грубыми, по сравнению с голливудской продукцией, но в тоже время создающими атмосферу, так необходимую подобным фильмам, то разочарованными не окажетесь.
21 ноября 2009