Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жили-были «Семь Симеонов» |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Герц Франк |
сценарий: | Герц Франк |
видеооператор: | Евгений Корзун |
жанры: | триллер, документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 августа 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
«Семь Симеонов» были советской сенсацией. Семейный музыкальный коллектив, который покорил Москву и даже выезжал на гастроли в Японию. Самородки, которые играли джаз не хуже американцев. Закончилось же все трагично. Семья погибла при попытке захвата самолёта. Советское общество было в ужасе. Самые отчаянные граждане требовали публичной казни, оставшихся в живых членов семьи. Что же могло привезти к такому итогу?
Фильм открывает неприятную правду о знаменитой музыкальной семье. Перед зрителями представлены все скелеты и причины страшной трагедии. После просмотра становится очевидным, что даже самый оглушительный успех ничего не значит, если он не приносит дохода.
Я очень люблю советское документальной кино второй половины 80-х. Авторы пытаются показать все стороны медали, всех участников истории. Однако конкретно этому фильму не хвататет объективности. Хотя можно ли беспристрастно рассуждать о трагедии, которая привела к захвату самолёта и коллективному самоубийству? Авторы однозначно обвиняют мать, что именно отдала приказ зайти на борт, с которого её дети больше не сойдут. Но, можно ли обвинить мать, которая всю жизнь прожила в бедности в том, что она желала лучшей доли своим детям?
9 марта 2020
«Жили-были семь Симеонов» — документальный фильм, созданный на Восточно-Сибирской студии кинохроники (г. Иркутск) в 1989 году. В основу фильма легла история о жизни и трагедии иркутской семьи Овечкиных.
У Нинели Овечкиной было одиннадцать детей (и она по праву считалась матерью-героиней) — семеро сыновей и четыре дочери. Сыновья организовали собственный джазовый ансамбль, получивший название «Семь Симеонов». Из обычного увлечения творчеством джазмена Луи Армстронга, интерес ребят перерос в то, чтобы организовать свой коллектив. Семья, зарабатывавшая себе на жизнь собственным хозяйством (у Овечкиных был земельный участок, коровы, кролики), выкроила деньги на покупку музыкальных инструментов. Ребята стали заниматься репетициями, выступать на различных мероприятиях (на мой взгляд, авторы фильма делают правильный ход, рассказывая не про всю семью полностью, а про парней — участников ансамбля, и их мать — негласного руководителя ансамбля и главного человека в их общей судьбе). Вскоре, известность «Симеонов» вышла за пределы родного Иркутска. Конечно же, за творческим успехом братьев следили и журналисты. Поэтому в 1985 году про Овечкиных был снят документальный фильм. Про их быт, домашние репетиции, о поездке в Москву на музыкальный фестиваль (в зрительном зале мы можем увидеть таких известных личностей как актер и режиссер Михаил Ульянов и писатель Валентин Распутин, который светился от радости за своих земляков).
Однако кто бы мог подумать, что через какие-то три года общая судьба семьи изменится до трагической неузнаваемости, и придется снимать о них уже другое кино.
1988 год. Семья Овечкиных захватывает пассажирский самолет Ту-154 для того, чтобы, изменив курс, направиться в другую страну. Что заставило поступить их таким образом? Ведь Овечкины уже были знамениты на весь Союз. Старшие ребята учились в московском Гнесинском училище. Матери и детям выдали две смежные квартиры со всеми удобствами. Казалось, что судьба начала благоволить им. Что же все-таки на самом деле заставило сделать их такой ужасный шаг?
Перестройка уже вовсю двигалась по стране. Был приоткрыт «Железный занавес». Поэтому поездка в Японию со свободными гастролями, сколько не удивило возгордившихся общим эго Овечкиных, а столько обрадовало. Увидев иную, капиталистическую жизнь за рубежом, со всеми материальными благами, Овечкины возвратились на Родину, где давать концерты можно было… но не за деньги. А деньги были нужны. Бедность в семье старшей дочери, неурядицы у ребят, боязнь того, что их никогда не поймут в родном Союзе. Эти и другие причины подтолкнули их на преступный шаг.
Авторы фильма — Герц Франк и Владимир Эйснер не заставляют зрителя сочувствовать или осуждать героев. Каждый сделает свой вывод. Однако можно было найти иной способ «прощания с Родиной». Подходило время другой России. Они этого еще не знали и не хотели ждать.
Франк и Эйснер использовали еще один яркий режиссерский жест, внедрив в фильм про крушение семьи, предыдущий фильм о «других» Овечкиных, полных затей и новшеств. Только вот кто мог подумать в 85-м, что спустя каких-то три года, семья, состоящая из любящей матери и талантливых детей, сможет сотворить самую страшную затею в своей общей судьбе, погубив при этом еще девять человек.
P.S.: В 1991 году на кинофестивале в Сан-Себастьяне (Испания) фильм удостоился премии в категории «лучший документальный фильм». В 1999 году на основе истории о семье Овечкиных, режиссер Денис Евстигнеев снял игровую картину «Мама» (с участием Нонны Мордюковой и Владимира Машкова).
4 января 2012