Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 8.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Остров цветов |
английское название: |
Ilha das Flores |
год: | 1989 |
страна: |
Бразилия
|
слоган: | «A place where there's no God.» |
режиссер: | Жоржи Фуртаду |
сценаристы: | Жоржи Фуртаду, Сесилия Мейреллеш |
продюсеры: | Жиба Ассиш Бразил, Моника Шмийдт, Нина Мачадо |
видеооператоры: | Серджо Амон, Роберто Хенкин |
художник: | Фьяпо Барт |
монтаж: | Жиба Ассиш Бразил |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 марта 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 13 мин |
Сложно понять, кем на самом деле является Хорхе Фуртадо: великим гуманистом или же великим мизантропом. Его документальная картина «Остров цветов» — это короткий экскурс в самую суть современного общества, безжалостно откровенный и крайне циничный. Вооружившись энциклопедическим справочником и камерой, режиссёр с нарочитым спокойствием, полным скрытого сарказма, обличает истинные принципы социального устройства в мире, где ценность любого объекта, в том числе и человека, измеряется в монетах и банкнотах.
«Главный герой» фильма — обыкновенная помидорка, выращенная на одной из бразильских плантаций и отправившаяся в длительное путешествие по Вселенной Потребления. Пройдя через множество человеческих рук, она в итоге оказывается среди кучи мусора на Острове цветов, где живут бедняки, стоящие в местной табели о рангах ниже, чем соседствующие с ними свиньи. Повествование почти ежесекундно уходит в сторону от основной линии: каждому новому произнесённому за кадром слову с убийственной скрупулёзностью даётся наукообразное определение, сопровождаемое бешеным калейдоскопом из анимационных вставок в духе труппы Монти Пайтон, отрывков из других документальных фильмов и кинохроник, разнообразных видеоинсталляций и показанных ранее материалов.
Пародируя всевозможные обучающие видео, Фуртадо наглядно даёт понять, насколько смешно и условно наше желание подвергать всё вокруг категоризации. В очередной раз повторяя строгую дефиницию помидора, японца или свиньи, он превращает элементарный сюжет в абсурдное нагромождение излишней информации, усиливая гротескный эффект с помощью психоделического видеоряда, который зачастую намеренно опровергает звучащие из уст режиссёра комментарии. Однако если вначале это выглядит лишь беззлобным подтруниванием над общественными стереотипами, то ближе к концу картина, формально не меняя методов воздействия на аудиторию, внезапно превращается в жесточайший памфлет, обнажающий несправедливость и лицемерие социального расслоения на нашей планете.
Путь зрителя от недоумённого веселья к возмущённому потрясению занимает чуть более десяти минут. Полное отсутствие эмоций в речи диктора многократно усиливает шокирующий эффект. Частота монтажных склеек столь велика, что глаз не всегда успевает уследить за сменой картинки, из-за чего сразу же возникает явственное ощущение психологического дискомфорта. Эпизоды, где в человеческий мозг, лежащий на чьей-то ладони, вонзаются странные флажки-указатели, и кадры с истощёнными узниками концлагерей — чередуются с изображением приторно-довольных типичных представителей так называемого среднего класса, широкой улыбкой приветствующих каждый новый виток бесконечного круговорота товарно-денежных отношений.
Финальная, наиболее сильная, антитеза возникает тогда, когда автор демонстрирует публике нищих жителей Острова цветов, вынужденных питаться той частью органических отходов, которая не пошла на корм местным свиньям. Одновременно всё тем же бесстрастным голосом бразилец повторяет определения из энциклопедии, особый акцент делая на понятии «человек». Его скрытый призыв сродни евангельскому: «Имеющий глаза да увидит. Имеющий уши да услышит», — достаточно сопоставить истинный облик вещей, запечатлённый камерой документалиста, с бессмысленным набором звуков, в который реальность превращает цитаты из словарей. Истинного знания о жизни не получишь из книг — его можно добыть, только вглядевшись в саму жизнь. Эта короткая документальная картина — гневное послание обществу потребления, где формальное отношение к окружающему миру возведено в ранг аксиомы и где значимость человеческой жизни определяется лишь материальной выгодой, которую можно из неё извлечь.
«Остров цветов» — крайне неоднозначное документальное произведение, во многом продолжающее традиции остросоциальных работ Алена Рене и Луиса Бунюэля. Необычная манера подачи информации вкупе с мощным экзистенциальным подтекстом сделала эту короткометражку одним из самых ярких представителей жанра за всю историю кинематографа. Отмеченная десятками различных наград, в том числе «Золотым медведем» в Берлине, она, при всей своей тяге к материалистическому взгляду на мироустройство и атеистическим заявлениям, была признана истинно религиозным фильмом — как среди киноведов, так и в лоне церкви. Жёстко критикуя воцарившуюся в мирском сознании извращённо-утилитарную мораль, Хорхе Фуртадо с едва сдерживаемым пылом возмущённого гуманиста прославляет Человека Свободного. Ведь только этот странный исчезающий вид живых существ способен постичь настоящий смысл земного существования и привести мир к царствию правды, добра и благоденствия.
15 августа 2012
«Фестиваль бразильского кино», фильм второй
Обязателен к просмотру.
Второй фильм — и он оказался тоже на кулинарную тематику.
Сделан что-то между английского юмористического сериала «Воздушный цирк Монти Пайтона» и рекламного продукта «Магазин на диване» с примесью энциклопедичности. Начинается совершенно не тем, чем заканчивается, эдакая остросюжеточка. Стоит посмотреть, чтобы вспомнить, для чего еда, для кого еда и какова её ценность-то, и подумать, кто в приоритетах сейчас, а кто вообще-то должен был быть. То, что мы ценим, мы ценим на словах, а не на деле:
- Извините, не могли бы вы мне дать немного еды?
- Вы голодаете?
- Да, очень.
- Значит, у вас нет денег.
- Боюсь, что так.
- Тогда за свиньями будете.
«Уступайте места инвалидам, пассажирам с детьми и беременным женщинам».
10 из 10
25 июля 2009