Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Майк Хаммер: Цепь убийств |
английское название: |
Mike Hammer: Murder Takes All |
год: | 1989 |
страна: |
США
|
режиссер: | Джон Николелла |
сценаристы: | Руди Дэй, Марк Эдвард Эденс, Микки Спиллейн |
продюсеры: | Джеффри Мортон, Джей Бернштейн, Питер Данн |
видеооператор: | Фрэнк Бискойчи |
композитор: | Рон Рамин |
художники: | Джек Де Шилдс, Грэйди Хант, Одри А. Блэсдел, Расти Липскомб |
монтаж: | Майкл Рено |
жанры: | триллер, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 мая 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
- Найди его, Хаммер!
- А может, ты съешь мою шляпу?
- Спасибо, врачи запретили мне есть такую жирную пищу.
«Зритель любит детективные фильмы: приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще лестно чувствовать себя умнее авторов», — говорит приятный голос Юрия Яковлева в бессмертной комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Оно и правда — берясь за просмотр очередного детективного приключения или за прочтение очередной детективной книги мы заранее знаем, что именно хотим увидеть и чего именно от них ждать. Детективный жанр с трудом терпит жанровые инновации. Мы безошибочно определяем настоящего героя — это всегда детектив, всегда со своими яркими типичными черточками и всегда либо немножко забавный «умник», вроде Пуаро, Мэгре, мисс Марпл, Монка или незабвенного лейтенанта Коломбо, которые предпочитают действовать исключительно умом, хитростью, настойчивостью, сообразительностью и огромным своим обаянием, или брутальный «крепыш», умудренный боевыми ранениями, использующий кроме дедуктивного метода мощную маскулинную харизму и при случае не чурающийся хорошей драки и оружия — Шерлок Холмс, Марлоу, Майк Хаммер… Всегда там будут убийства, всегда будет расследование, и всегда зритель раскроет секрет чуть-чуть раньше, чем это сделает детектив. ТОржествуют все: правосудие, сыщик и зритель, который чувствует себя хоть немножко, но умнее своего любимчика — а как же, он ведь разгадал убийцу на целую минуту раньше!
Да, славный Майк Хаммер появился задолго до того, как грузный и коренастый Стейси Кич стал постоянным исполнителем этой роли в кино и на телевидении. И, конечно, как и многие сыщики, сначала он появился в литературе. В 1947 году в печати появился роман Микки Спилейна, который открыл цикл книг о приключениях твердолобого и упрямого частного детектива Майка Хаммера, действия которого вполне оправдывали его фамилию, ведь «хаммер», если я не ошибаюсь, это — молоток.
Из романа в роман этого крепкого дядьку, любимца женщин и любителя выпивки, оседлого нью-йоркца, с большим предубеждением относившегося к любому другому городу, вырубали стульями, сбрасывали с лестниц, топили в бассейнах, выкидывали в пустынях, забрасывали в клетку к диким зверям, травили, лупили, душили и стреляли, но «молоток» всегда выходил сухим из воды и, несмотря на невероятное количество самодеятельных «наркозов», выполняемых преступниками относительно головы Майка в каждом романе, он оставался на удивление смышленым и всегда раскрывал дело, приобретая в конце какой-нибудь презент в виде очередной роскошной подружки, новой шляпы или чемодана с деньгами, к которым, Хаммер, впрочем, относился с презрением.
Герой стал фантастически популярным, за 50 лет литературной жизни Хаммера его создатель, Микки Спиллейн, стал очень-очень богатым человеком. Естественно, такого героя не могли не перенести на экран. Первая адаптация появилась еще в 60-х, причем Хаммера играл его автор. Позже вышло еще несколько фильмов, впрочем, уступавших по популярности таким героям, как Марлоу, настоящий же триумф на экране пришел к персонажу в 80-х, когда стали один за другим выходить телевизионные фильмы, в которых главную роль исполнял Стейси Кич. А в 90-х появился еще и высокорейтинговый сериал, где актер продолжил свою работу над совершенствованием образа.
Стейси Кич начал играть героя романов Спиллейна еще при жизни последнего и удостоился похвалы писателя, а затем и вовсе сросся со своим персонажем, став ассоциироваться в сознании людей только с Майком Хаммером, хотя играл немало других ролей. Впрочем, мы знаем массу примеров из того же жанра — Коломбо и великий Питер Фальк, Пуаро и Дэвид Суше, Шерлок Холмс и Ливанов, Монк и Тони Шэлуб… Зритель всегда чувствует, когда на экране происходит не единичное выступление актера, а именно постепенное сращивание актера и образа, перенесение многих характерных черт персонажа на реального человека и наоборот — перенесение характеристик актера на экранный образ.
Тяжеловесный, мощный, квадратноголовый, крепко сбитый, хоть и неладно скроенный Стейси Кич, в поношенном плаще и вечной шляпе играл Хаммера, что называется, от души. В этом образе нет подлинной драматической силы, но она в детективах и не требуется. Кич — крепкий харизматичный мужик, грубоватый, с большим количеством недостатков, падкий на красивых женщин, и оттого довольно реалистичный. Вообще, даже если судить по этому фильму, он примерно 80% каждого своего дела получает тумаки и идет по неверному следу и лишь потом исправляет уже собственные ошибки.
Фильмы, снятые про Хаммера в 80-е, к коим относится и «Цепь убийств», с одной стороны можно отнести к поджанру иронического детектива, поскольку сам Хаммер с его постоянными мыслями относительно происходящего, идущими закадровым текстом, не чужд здоровой иронии, в том числе и самоиронии и иногда отпускает весьма весомые терпкие шуточки. С другой стороны, идет перекличка с психологическими французскими «черными» детективами, где преступления совершаются на основе запутанных ниточек личных взаимоотношений персонажей, мести, зависти и т. п., в которые частный детектив впутываться не хочет, но впутывается и, естественно, сам начинает кому-то сочувствовать и помогать, даже если в финале оказывается, что он просто попал в хитрую ловушку своих слабостей.
Режиссеру Джону Николелле удается, с некоторыми оговорками, удержать динамику повествования, при этом не отступая от канонов неспешного повествования а-ля 40—60-е. И интрига, в общем-то, не ослабевает, хотя зритель довольно скоро определяет главную крысу и на этот раз чувствует себя не чуть-чуть, а горааааздо умнее этого неспешного детектива.
Главную женскую роль в ильме сыграла Линда Картер, немного похожая на Кэтлин Тернер, а значит — интересная дамочка, не очень красивая, но весьма притягательная. А еще в фильме сыграл Джим Керри, роль уже значительную, хотя и представляющую его в образе дураковатого нескладного парня, коим его тогда видело большинство режиссеров. Джим к тому времени был уже довольно известным актером второго плана, и, хотя толком проявить себя ему не давали, умудрялся даже в таких статичных ролях показать что-то интересненькое.
Детектив получился хорошим, если вы любите жанр, то посмотреть не мешает не только этот фильм, но и все приключения Майка Хаммера, они похожи, но это никогда не мешало поклонникам детективов. Поскольку «молотки» и «крепыши» никогда не вызывали у меня в детективах особого восторга и я все же отдаю предпочтение Коломбо и Пуаро, мне достаточно было посмотреть несколько художественных фильмов о Хаммере.
Пересматривать я их вряд ли буду, но этот фильм выглядит так, будто сделан в старые добрые 60-е, и в этом его главное достоинство. Звучит легкий джаз, герой в шляпе выходит на охоту за преступниками в старомодном детективе и он обязательно найдет то, что ищет. Ведь он настоящий молоток!
28 ноября 2009