Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Детские игры |
английское название: |
Il gioko |
год: | 1989 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Ламберто Бава |
сценаристы: | Роберто Гандюс, Джорджио Стегани, Дардано Саккетти |
продюсеры: | Ламберто Бава, Андреа Пьяццези |
видеооператор: | Джанфранко Трансунто |
композитор: | Саймон Босуэлл |
художник: | Катя Доттори |
монтаж: | Даниеле Алабизо |
жанры: | ужасы, триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Ещё одна картина из сборника «Высокое напряжение» («Alta tensione») от Ламберто Бава. Прочитав сюжет, можно легко предугадать, что фабула использует частый жанровый инструмент в виде неких детишек с ангельскими личиками, но демоническими душами. Этот контраст нередкий гость в «страшном» кинематографе, неплохо зарекомендовавший себя в ряде фильмов, располагающий к фантастико-мистическим историям наравне с реалистичными триллерами.
Однако здесь автор выбрал весьма любопытный путь, очень тонко балансируя на симбиозе остросюжетного, социального и психологического рассказа, чей опорный стержень может даже неприятно удивить многих, ведь в его изложении жанровые зловещие дети не олицетворяют однозначное Зло, по сути, не являясь монстрами или убийцами, как это частенько бывает в хорроре, а попросту, будучи именно детьми, что забавляются в свои игры, навеянные взрослыми. И их очень сложно винить за жестокость, так как сценарий полностью избегает крови или физического насилия. Тут сильна психология, саспенс ситуации, когда детское тайное занятие под загадочным определением Игра группы школьников рассчитана на садистское расшатывание нервов выбранной жертвы, что сама себя накручивает, невольно идя на поводу морали, профессии или инстинктов, попадая в расставленные сети мелких проказников. Сильна и метафора, упрятанная между строк, так как Игра — лишь повторение деяний взрослых, тем самым, режиссёр весьма критичен к нам совершеннолетним, взращивающим чад на дурных поступках, что становятся сводками в новостных блоках, заставляющих подрастающее поколение играть во взрослую жизнь, как пробу пера пред неотвратимым будущим. Сейчас это жестокие, но всё ещё забавы, однако через пару лет они выйдут за границы имитации, вылившись в реальность, заменив не меньший цинизм родителей или руководителей школы. В этом весь ужас ситуации, когда дети — не гротескные монстры, не белокурые инопланетяне за партой, не безмозглые фанатики с кукурузных полей, а маленькие взрослые, использующие наши хитрости и болевые точки воздействия на окружающих. Например, у родителей война, у них войнушка — разницы никакой, поскольку мы живём, а они играют в жизнь.
Любопытны и конфликты на втором плане, представленные противоборством главной героини — молодой учительницы, вторгнувшейся в сложившийся педагогический коллектив со своим сводом правил и специфики, дорожащих имиджем образовательного учреждения, когда сор из избы не выносят на всеобщее обозрение. Границы профессионального этикета и дружеское участие в жизни школьников — неплохая опорная точка для сценаристов, куда также входил Дардано Сакетти, набивший руку в остросюжетном жанре. К прочему снова очень интересен центровой персонаж, специально помещённый в выдуманные рамки, ведь учительница носит в себе сильную психологическую травму из собственного детства, влияющую и даже искажающую её нынешнее восприятие происходящих событий, ведь не будь у неё в душе личных демонов, она бы, возможно, истолковывала поступки ребят в ином ключе. Это тоже добавляет краски в фильм.
Увы, идеальной постановку всё же не назвать. Слабые возможности телевизионного проекта делают многие сцены невыразительными, где ощутимо недостаёт остроты или жанровой атмосферы в неприхотливой манере съёмки и не всегда достоверна актёрская игра. Задумано сильнее, чем реализовано. Тем не менее, история протекает интригующе, вызывая желание узнать развязку на пару с главной героиней, фон подобран подобающий из старинного здания со зловещим подвалом, а также любителям итальянских ужастиков будет приятно заметить в эпизодической роли Дарию Николоди в амплуа директора школы.
7 из 10
10 сентября 2015
Между американскими «Черепами» и арджентовской «Суспирией», плавно переходящей в «Феномен», гордо занимает свое место под кинематографическим солнцем этот фильм Ламберто Бавы про криминальные игры школьников. Тут вроде бы уже исходя из синопсиса нет ничего удивительного. Понятно, что дети будут доводить учительницу, а та неловко противостоять им. Так, собственно все и случиться, если бы не детали. А в таком жанровом перевертыше именно детали все и решают.
Прежде всего, опытное руководство Ламберто Бава приведет фильм из жанровой плоскости триллера к теме психоанализа. Это вам не динамичные «Черепа», а созерцательное погружение во тьму детских кошмаров. Бава умел экранизировать подобные трипы, что он мастерски и реализовал на сей раз. А сделано все так, что вспоминается Фрейд — детство определяет будущее человека. Тут перед нами возникают воспоминания о страшном насилии в адрес героини — маски клоунов и детских героев в которые были одеты персонажи придают еще более зловещий оттенок прошлому.
А когда дойдет все до финала, то Ламберто так все завернет, что вроде и объяснит рационально происходившее, но ожидания не оправдает. Структурно, в этом финале и есть ответ — главное не в конце, а в прошлом. Соответственно, фильм сводит все к философским материям. Внутренний мир превалирует перед внешним, а происходящее — есть не более, чем отражение. Эффектно, точно и неожиданно приближается к работам Виктора Сальвы.
8 из 10
3 июля 2015
Молодая учительница поступает на работу в престижную школу. Казалось бы — о таком можно только мечтать, дети оказались очень милыми и приветливыми — но с первого же дня она сталкивается со странным молчанием учеников, не желающих говорить, куда же пропала их одноклассница. А вечером того же дня она обнаруживает в учительском столе детские сочинения, оставленные её предшественницей — и самое тревожное написано той самой пропавшей ученицей. В сочинении говорилось о какой-то Игре — именно так, с большой буквы — но лучше бы Диана не проявляла любопытство и не пыталась докопаться до того — что же на самом деле представляет из себя эта Игра.
Этот фильм Ламберто Бавы входит в цикл триллеров Высокое напряжение, к которому так же относятся Очевидец, Маэстро ужаса и Человек, который не хотел умирать. Слабее или сильнее, чем остальные, получились Детские игры? По самому сюжету — намного более удачные, чем Очевидец и Маэстро ужаса — дети с ангельской внешностью, такие на первый взгляд чистые и невинные, оказываются сущими дьяволами, доводящими взрослых до безумия. Но если сравнивать с Человеком, который не хотел умирать — намного слабее как сюжетом, так и игрой актёров. Так что в цикле находятся где-то в середине.
Конец же был вполне предсказуем — да, всё так и закончится, престиж школы куда важнее — тем более что нет никаких доказательств, если не считать показания учительницы, про которую думают, что у неё не все дома.
Игра актёров на невысоком уровне — и лишь Алессандре Аччаи в критические моменты сюжета удалось передать страх своей героини — хотя вот за находящуюся на грани срыва, что она явно пыталась изобразить, принять её было сложновато. Дети — не верилось, глядя на них, что они такие невинные злодеи — и в моменты, когда они пытались убедить взрослых, что это лишь безобидная игра — будь на месте комиссара настоящий следователь — он бы недолго думая упёк бы их куда следует — и пусть бы потом доказывали, что они тут вовсе ни при чём.
Режиссура — увы, Ламберто, но может быть не стоило бы зацикливаться на подобных сюжетах, а продолжать снимать шедевры наподобие «Демонов«? Но отчего-то маэстро вдруг резко сдал — и вот уже один проходняк следует за другим — и не в мизерных бюджетах дело — хороший триллер можно снять и за копейки — но не следовало брать на главные роли тех, кто просто не может сыграть так, как следует, чтобы ему хотелось поверить — а то получается — посмотрели — и забыли.
Фильм достаточно редкий, так что, учитывая его раритетность, можно поставить 5 — и по традиции накину балл за авторский перевод Сергея Козлова
6 из 10
13 ноября 2013
О детской жестокости написано и сказано уже немало и единых причин ее возникновения почти и нет. Виноват ли в этом социум или проявления детского садизма следует искать в родителях? А может не правы те, кто утверждает, что человек изначально чист душой? Наверное, об этих вопросах давно следовало задуматься молодой учительнице Диане, когда она узнала о некой игре ее невинных, на первый взгляд, учеников.
Итальянский режиссер Ламберто Бава много и плодотворно в своей кинокарьере работал на телевидении и, помимо известного многим зрителям сериала «Фантагиро», снял в конце 80-х годов для ТВ целую трилогию в жанре ужасов, поселедовав аналогичному примеру Фульчи. Лента «Детские игры» 1989 года стала одной из наиболее интересных и впечатляющих своей драматургической наполненностью работ Бавы, ибо, хоть фильмов о злых детишках очень приличное количество, данное творение синьора Ламберто отличается высоким градусом психологизма, реалистичности и всеобщей гнетущей атмосферой, ставящей эту малоизвестную телепостановку на один уровень с «Классом» Ильмара Раага и «Забавными играми» Ханеке.
Александра Аччаи отлино справилась с ролью Дианы, создав глубокий и тонко прописанный образ человека, столкнувшегося с невероятной и необьяснимой с точки зрения нормы реальностью. Также на втором плане фильма блеснула Дария Николоди, хотя ее героиня кажется несколько декоративной.
Оператор Джанфранко Трансунто и композитор Саймон Босуэлл умело создают в ленте атмосферу гнетущей депрессии и жестокой реальности, на всем протяжении фильма тонко играя настроением зрителя.
Всем поклонникам классического итальянского хоррора я настоятельно рекомендую этот тяжеловесный, но по-настоящему впечатляющий фильм от мэтра Ламберто Бавы.
9 из 10
9 июля 2013