Сборщица налогов
Marusa no onna
6.1
7.2
1987, комедия, криминал
Япония, 2 ч 7 мин
18+

В ролях: Нобуко Миямото, Цутому Ямадзаки, Ясуо Даити, Хадзимэ Асо, Кирико Симидзу
и другие
Бордель можно назвать публичным домом, а можно — Отелем Любви. Но и в том, и в другом случае его хозяин должен платить налоги. Иначе однажды появится сборщица налогов...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сборщица налогов

английское название:

Marusa no onna

год: 1987
страна:
Япония
слоган: «He has a Yen for her, but he won't tell her where it's hidden...»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Ёнэдзо Маэда
композитор:
художник: Сюдзи Накамура
монтаж:
жанры: комедия, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 февраля 1987 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 7 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, криминал

Видео к фильму «Сборщица налогов», 1987

Видео: Трейлер (Сборщица налогов, 1987) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Отзывы критиков о фильме «Сборщица налогов», 1987

Один из немногих доступных на русском фильмов культового ныне в узких кругах японца Дзюдзо Итами — человека интересной и довольно трагичной судьбы. Поздно пришел в режиссуру, основным идейным вектором своих работ выбрал сатиру в адрес различных социальных служб, и то ли самостоятельно вышел из окна, не в силах справиться с обстоятельствами сфабрикованного на него дела о внебрачных связях, то ли помогли якудза, которых он также любил поддеть в своих лентах.

Собственно, СБОРЩИЦА — кино о довольно имбовой сотруднице налоговой инспекции противостоящей ощутимо нечистому на руку престарелому держателю сети борделей. Смотреть на то, как свою работу делает профессионал всегда приятно, и данный фильм не исключение. Конкретные цифры рентабельности и утаенной выручки здесь также интересны, как и оригинальные способы, которыми упертая дамочка раз за разом добирается до них, а во второй половине сюжет и вовсе полностью уходит в хорошо продуманное преследование с прослушкой, рейдами и поимкой хитроумных больших боссов. По цвету, костюмам, окружающим героев предметам быта и наличию ряда эротических сцен кино больше всего похоже на наше перестроечное, что не так уж плохо. Центральный дуэт антагонистов замечательный (старичок Ямадзаки играл еще у Куросавы).

Основной музыкальный рефрен, чем-то напоминающий голдсмитовский из КИТАЙСКОГО КВАРТАЛА, намертво въедается в мозг, но, вероятно, не только потому что классный, а еще и потому, что звучит здесь почти не умолкая. Плюс по ритму и общему хронометражу фильм все-таки сильно затянут, ну и юмор, даже будучи хорошо знакомым с азиатским кино, я в этот раз не понял, — можно было обойтись без него.

19 апреля 2023

Битва умов

Рёко Итакура работает в налоговой полиции. Ее работа — ловить уклонистов. Работа эта вовсе не рутинная, а требующая изобретательности. Ведь мало иметь просто подозрения в том, кто кто-то уклоняется от уплаты налогов, пусть такие подозрения обычно и оправдываются. Важно поймать преступника за руку, не дать ему скрыть улики. Рёко весьма успешна в своей работе. Например, ей удается доказать, что владелец игорного заведения забирает выручку себе, не отдавая с нее налогов. Но главная ее задача — это поймать знатного воротилу Хидеки Гондо. Он горазд на ухищрения — создает фиктивные фирмы, отмывает деньги, держит гостиницы, покупает и продает дома, а компрометирующие документы хранит у любовниц. Рёко начинает охоту на Гондо. В фильме ярко показана борьба двух умов — криминального и охраняющего закон.

Характеры в этом фильме чрезвычайно полярны, в каком-то смысле жанр этого кино можно даже определить как производственный. Впрочем, трудно сказать, таковы ли действительно будни налоговой полиции, как здесь показано. Ведь инспекторам даже приходиться копаться в мусоре, чтобы найти нужные документы. Главными качествами полицейских становятся изобретательность и смекалка. Образ Гондо, хромой акулы мошенничества, вышел, конечно, несколько одноцветным, но за счет того, что акцент сделан на подробностях его махинаций, этой одноцветности почти не чувствуется.

Замечательной деталью является выход в самом конце на тонкую моральную дилемму, перед которой встает сборщица налогов Рёко Итакура. Это отчасти позволяет несколько переосмыслить образ злодея Гондо, который все-таки оказывается человеком, а не просто бездушным преступником. Все это придает фильму какое-то живое, непроизводственное жизненное измерение. Оно же не позволяет назвать фильм чисто социальным. То, что в Японии полно мошенников, уклоняющихся от налогов, наверное, японцам хорошо известно. «Сборщица налогов» не столько о том, что надо с ними бороться (что также общеизвестно), сколько о фактологической материи противостояния закона и преступника. Маленькая, юркая, дерзкая, пронырливая Рёко Итакура воплощает образ фанатика своего дела, который единственно и может одолеть такого крупного мошенника, как Гондо. Она отчасти похожа на отечественный образ отчаянной сыщицы-домохозяйки, хотя в отличие от последних является все-таки профессионалом, не представляющим жизни без работы.

Дзюдзо Итами сотворил интересную работу на оригинальном материале, представив зрителю смесь производственного романа, авантюрной истории и даже комедии. Но смесь эта смотрится вполне органично.

8 из 10

25 сентября 2015

Маруся-налоговичка

Хоть это и комедия, но и криминал. Хоть криминал, но и комедия. Как ни по-доброму весело рассказал Итами Дзюдзо про налоговую инспекцию и укрывающихся от налогов скользких типов (а скользкими приходится быть, наверное, большинству, чтобы хоть что-то на жизнь осталось), а молодчики якудза все же избили режиссера за осквернение их образа. А режиссер все равно не стал унывать и снял веселый фильм про больницу. Наверное, он чем-то похож на свою героиню из этого фильма Итакуру Реко, маленькую веснушчатую мышку в практичных штанах, с вечным вихром на коротком практичном каре: пронырливая и любопытная, открытая и приветливая ко всем, хоть коллегам, хоть «врагам-уклонистам» (да какие они ей враги? ничего личного, просто работа), пугливая, но упорная и не унывающая и на самом деле, конечно же, стойкая и бесстрашная, бегая за своими зернышками прямо под носом у зубастых котов. И ведь у нее еще маленький ребенок в норке, и коты грозятся сожрать его, если не перестанет шнырять по их кухне… Вот весело рассказано, а все равно страшно, и гениальный комбинатор Гондо Хидэки, японский Остап, забавный-забавный, а вот нешуточный, и якудза, как ни прикольно на них смотреть, нисколько не шутят.

Это фильм с легким ароматом ретро, который еще нельзя назвать «затхлым». Да, нуар 40-х и неонуар французской «новой волны» 60-х хорош, но это уже другое время, душистое, с сильным запахом шафрана и лежалости, прелого книжного картона и острых ядо-химичных кинопленок, а здесь, в 87-м году, слишком много примет времени, теснейшим образом связанного с нашими текущими годами: компьютерная игра «Марио», ностальгичная конфетка для нынешних взрослых пресыщенных админов; легковые автомобили с еще остроугольными формами кузовов, но уже японские «Тойоты», «Хонды» и «Мицубиси», на которых ездит полмира; офисы еще без евродизайна, со стенами, выкрашенными краской в человеческий рост, и такими же грубо крашенными деревянными дверями, но уже с компьютерами на столах, а впрочем, стен и дверей с масляной краской и сейчас хватает, как и компьютеров примерно тех же модификаций… В общем, вроде бы смотришь старое кино, но все время ловишь себя на том, что слишком много никуда не девшейся общей современности.

Итами Дзюдзо в этом фильме явный предшественник Китано и Сабу — хотя, конечно, это вполне традиционный взгляд на криминал со стороны следователя, со стороны порядочного общества и честного закона, но очень уж вкусно подана криминальная сторона: и с элементами нуара, которому обязаны все тарантиноиды 90-х, и с сочным аляповато-стильным юмором — этот победный «танец игуаны» хромого Гондо, эти псевдосоциальные выкрики в мегафон босса якудза Нинагавы. Да и сама охота (есть 6-серийный японский телефильм, так и называющийся — «Охота» (Chase), 2010 года, недвусмысленно отсылающий к «Сборщице налогов» и во многом подражающий ей), азартная, веселая, не смотрится таким уж торжеством справедливости. Достаточно вспомнить, что Итами решил снять этот фильм как сатиру — сам став пострадавшим от налоговых акул, и неправильно думать, что здесь он лепит агитку в пользу государственной казны. Налоги трясутся из людей, как когда-то зерно тряслось комбедами из всех подряд крестьян — неважно, излишки это гигантских закромов или последнее, и людей, пусть даже это старики или дети, отчаянно прячущих деньги, документы в белье, буквально раздевают до нитки. Не зря в одной из сцен женщина, раздевшись догола, в отчаянном бесстыдстве раздвигает ноги, предлагая порыться в ее утробе; да роются, роются, если не в фильме, то в реальности, и в гораздо более грязных и глубоких местах человеческого тела. Если Итакура Реко с одной стороны кажется маленькой бесстрашной мышкой, подбирающей зернышки из укромных местечек, то с другой — она же вместе с рейдом сотни налоговых инспекторов выглядят уже стаей хищных крыс, сжирающей все на своем пути, и мокнущая под дождем, роющаяся в помойке Итакура выглядит двусмысленно — не то героически, не то постыдно. Соответственно, налоговики пугающе начинают казаться одной из криминальных банд, веселой и жестокой, несмотря на строгие костюмы и благородные манеры советских киноследователей, они еще фору дадут якудза с их грубостью и щегольскими пиджаками и усиками. Поэтому можно сказать и так — криминал торжествует в «Сборщице налогов» тотально, сатира не разбирает, чья это крыша — «братков» или «ментов», кто грабит — махинаторы государство, или государство махинаторов, или оба на пару стригут беззащитных овечек-налогоплательщиков, не сумевших хорошо спрятаться.

Тем не менее эта сатира веселая, это вовсе не желчный памфлет; очевидно, у Итами Дзюндзо достаточно жизнелюбия, чтобы, видя все насквозь, не видеть все в черном свете. Симпатичны здесь все — и налоговики, и неплательщики, все показаны живыми людьми, с детьми и семьями, и все делают свою работу, заключается эта работа в том, чтобы собирать налоги, или хранить деньги, независимо от их чистоты, или торговать продуктами и вещами, или продавать женское тело, или крышевать. Или снимать о них кино.

13 ноября 2012

Комедия Сборщица налогов появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Дзюдзо Итами. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Нобуко Миямото, Цутому Ямадзаки, Ясуо Даити, Хадзимэ Асо, Кирико Симидзу, Кадзуё Матсуи, Мачико Ватанабэ, Сетаро Такэути, Mitsuhiko Kiyohisa, Акира Сиодзи, Юсукэ Нэгумо, Дзямбо Сугита, Минору Шига, Hideaki Mikoshiba, Усабуро Осима.

Страна производства - Япония. Сборщица налогов — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.