Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Омут |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Латышев |
сценарий: | Татьяна Яковлева |
видеооператор: | Борис Волох |
художник: | Нина Голубева |
жанр: | детектив |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
Ленинград, 1985 год. Have you anything for sale? — с таким нескромным вопросом обращались к иностранным гостям города на Неве подозрительные, привязчивые молодые люди. Туристический бум в Ленинграде 1970—80х породил племя фарцовщиков (т. е. спекулянтов дефицитными товарами и предметами одежды западного производства), кружащихся как мотыльки вокруг гостиниц, в Гавани и даже в Эрмитаже, скупающих всё что готовы были продать незадачливые иностранные туристы. Затем всё это барахло «толкали» так называемые бомбилы-бомбардиры на сходниках; В Галёре (под арками галереи Универмага Гостинный Двор), у кондитерского магазина «Север» на Невском проспекте, и даже у легендарного богемного кафе «Сайгон» на углу Владимирского. Уголовного наказания в Кодексе для этих граждан не существовало. Не смотря на все меры милиции армия фарцовщиков продолжала расти, ибо граждане Страны Советов жаждали одеться модно и желательно в импортное. Советская же легонькая и обувная промышленность работала крайне плохо.
Именно в среде фарцовщиков, этих теневых «героев» оборотной стороны города-музея Ленинграда и происходит действие этого мрачного криминального теледетектива, вошедшего в трилогию режиссера Владимира Латышева (др. части «Рейс 8585» и «День на двоих»), объединенную сквозными персонажами следователями прокуратуры и милиции.
Итак подельниками убит крупный фарцовщик по кличке Грязнуля, причем убит с особой жестокостью; избит досмерти и утоплен в прудике на старинном кладбище, следствию удается нащупать следы преступников по мешку для труппа. В фильме развиваются параллельно две линии — следователей и преступников. Следователи немногословные профессионалы под предводительством элегантного седовласого полковника Дробышева в костюмах тройках с серебряным брегетом (в этой роли можно увидеть Леонида Леонидова, отца лидера бит-квартета «Секрет»), его помощник и правая рука обтекаемый молодой следак Самарин в отглаженных костюмах со слащавой улыбочкой(популярный tv актер Валерий Полетаев), в небольшой роли романтичного следователя читающего стихи Блока появляется Андрей Ургант (отец популярного телеведущего Ивана Урганта). Сотрудники милиции и прокуратуры показаны без особой теплоты, как сплоченные профи они противостоят небольшой шайке из трех преступников-убийц-воров, эта троица разобщена и вообще кажется лишена всего человеческого, от спекуляции они с легкостью идут на мокруху нисколько не задумываясь о содеянном. Чтобы зрители не повесились, от мрачности всего происходящего появляются несколько красивых актрис, впрочем их невинные на первый взгляд героини все окажутся представительницами Петербургских трущоб. Безусловно сочувствие зрителя вызовет несчастная, беременная жена одного из убийц (актриса Елена Соловьева). Режиссер Владимир Латышев мастерски строит сложную композицию со множеством персонажей, действие очень стремительное, практически отсутствует любая дидактика, никаких душеспасительных бесед в стиле Пал Палыча Знаменского вы здесь не увидите, даже грустно. Нам самим предоставляют сделать выводы о том как низко может пасть человек. Снят телеспектакль красиво и изобретательно, с неожиданными операторскими примочками, снимали поздней весной (в отличии от двух других фильмов трилогии снятых зимой) и зеленая свежая листва немного скрашивает тоскливое впечатление.
Итог: «Омут» остросюжетный криминальный детектив, мастерски сработанный, с неплохой актерской игрой, и невеселыми приметами Перестроечных времен, очень скоро в 1990-е этот черный омут разрастётся и поглотит всё и вся, а вот фарцовщики исчезнут навсегда, их сменят челночники, но это уже совсем другая история.
27 февраля 2018