Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Контрудар |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Шевченко |
сценарий: | Игорь Малишевский |
продюсер: | Владимир Князев |
видеооператоры: | Александр Черный, Михаил Черный |
композитор: | Евгений Станкович |
художник: | Виктор Мигулько |
жанр: | военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 декабря 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Безусловно, этот фильм на фоне нынешних поделок о ВОВ кажется шедевром по своему, в первую очередь, отношению к персонажу, с уважением и надо сказать с определённым лёгким глянцем. Также фильм великолепно показывает всю многогранность войны от принятий решений, до взаимоотношений с подчинёнными, вплоть до рядового. Не могу сказать об уникальности этого фильма, ведь до и после выходили байопики о генералитете: «Генерал Рахимов», «Генерал», «Товарищ генерал», «День командира дивизии» и другие, эти только «навскидку». Всех их сближает схожесть построения сюжета — замысленный хитрый манёвр, разъезды по частям с «утрясыванием» текучки, внимание к младшим по званию, личное участие в боевых эпизодах. Как мы видим клише, но клише разнообразно исполненные. Это фильм подкупает своей атмосферой — мало того, что артист Павлов выглядит благодушным добрячком, он и роль исполняет если не в том же русле, то около — насколько умиляет произносимая им патетика — тяжело высказать(!) — настолько она добрая и какая-то домашняя! Да и в целом созданное произведение окутывает ореол «ламповости» — от цветокоррекции съёмок, от звукового оформления — это настолько из детства, из 80х, что мурашки по коже.
Вот и подошли к главному — целевой аудитории фильма. По общей благости, но и намёткам на серьёзность (как бы информация (к размышлению!) для пытливого ума) картина вполне определяема как детская, и если сейчас вполне взрослый индивидуум смотрит её как некое «откровение», то это только говорит о различной направленности систем обществом по развитию личности, данного типа картины давали именно те «зацепы» в душах юных зрителей в которые далее должны были вплетаться «скрепы». По идее, далее должно было быть усложнение материала от возраста к возрасту, чтобы прийти в итоге к подлинно историческим оценкам и пониманиям происходившего на фронтах ВОВ. К сожалению этот передаточный механизм не был выстроен должным образом, отчего мы имеем теперь или понятия о войне из схожих фильмов или из «популярной» «правды» — «ну, все же знают!» — от Резуна, Солженицина и иже с ними. На данный момент уже сформирован разрыв с другой стороны — множество серьёзных, подробных работ как по истории войны в целом, так и каких-то локальных боёв, вплоть до единичных бойцов, но отсутствует «подводка» к научному и серьёзному осмыслению, начинавшаяся в другом обществе именно с подобного рода фильмов, книг. К большому сожалению, современный ребёнок вряд ли проймётся героикой этих картин и только годам к 28, на чувстве отличия от продукции современного тв и кино сможет прочувствовать данную картину, и то если каким-либо чудом наткнётся на неё!
Безусловно, при «серфинге» по тв остановлюсь и посмотрю ещё раз, настолько фильм «ламповый»!
6 из 10
1 июля 2020
Вот порой натыкаешься на фильм, сюжет которого кажется тебе интересным, да и актеры, что в нем снялись тебе знакомы, а коли так, то лезешь на КиноПоиск, дабы почитать что же говорят люди о кинокартине и… не находишь долгожданных обзоров. Да и сам рейтинг выглядит удручающе — сто пятьдесят голосов и оценка, которая выглядит крайне неопределенно. И знаете, я готов смирится с тем, что подобного «внимания» удостаиваются многие фильмы с Джеймсом Белуши, понять этого я не могу, так как актер он хороший, но я это принимаю. Однако, когда подобное отношение выказывают старому советском фильму, да еще и про Вторую Мировую это вызывает негодование. Нет, ну действительно — как же так? Как можно игнорировать фильмы, посвященные войне и снятые не где-нибудь за бугром (О с этими фильмами вообще нет никаких проблем и они у всех, ну или почти у всех, на устах), а у нас? И даже если до этого были сомнения смотреть или нет выбранный фильм, то эти сомнения развеиваются как утренний туман и я начал просмотр. Пожалел ли я об этом? Нет. Единственное, о чем я пожалел, так это о том, что «Контрудар» столкнулся с самым страшным врагом, который только мог быть — с безразличием, и проиграл. И что я могу сделать в такой ситуации? Лишь попытаться заинтересовать вас, уважаемый зритель, рецензией на данный фильм, а уж получится ли у меня это тут вопрос открытый. Ну-с, приступим.
И перед нами предстает достаточно нетипичный фильм посвященный Второй Мировой войне. Главное его отличие в том, что речь в кинокартине пойдет не о бравых диверсантах, что проникли в тыл врага, дабы раздобыть жизненно важные сведенья и не о батальоне что стояли насмерть, дабы защитить деревню из которой эвакуировали женщин и стариков. Этот фильм рассказывает о генерале Николае Федоровиче Ватутине и о непростых решениях, которых ему приходилось принимать в ходе войны, а в частности когда он командовал 1-ым Украинским фронтом.
Казалось бы, о чем может поведать подобный фильм и как он умудряется затронуть некие струны души, как это делают фильмы, что повествуют о судьбе молодых ребят, оказавшихся на передовой и которым, к сожалению, не суждено вернутся живыми? А тут все на самом деле просто — Ватутин, в отличие от Жукова и Сталина, рассматривал своих солдат не как цифры на бумаге и не как расходный материал, которых можно тысячами кидать в мясорубку ради освобождения одного, некогда, населенного пункта. Ватутин относился к каждому из военнослужащих как к другу и всякая смерть, даже людей которых он не знал, отражалась на нем лично отчего создавалось ощущение, что генерал армии несет непосильную ношу, которая тянет его к земле, но он не станет перекладывать это бремя на кого-то другого, потому что знает именно он отдал приказ, что привел его солдат на смерть и за это ему предстоит отвечать на Страшном суде. А коли так, то Николай Федорович не станет приумножать горе вдов и сирот, а постарается победить врага смекалкой и хитростью, предлагая фрицем заглотить приманку, а уж когда тот на нее набросится — захлопнуть западню. Проблема лишь в том, что Ватутину достался противник под стать себе — фельдмаршал Манштейн, который также предпочитает действовать хитростью и коварством и от своего он не отступится. Ну да, под «своим» Манштейн подразумевает всю Европу. Самоуверен? Ну дык, а тож! Вот эта самоуверенность его и погубит.
Что еще можно сказать о данном фильме? Ну для начала это то, что помимо «партии в шахматы» между Ватутином и Манштейном нам демонстрируют войну без прикрас. Вот группа русских разведчиков отправляется затем чтобы взять вражеского танкиста в плен и… возвращаются не все, далеко не все. Вот русский танковый корпус взяли в клещи, патроны на исходе, горючка заканчивается, что делать? Сгрузить боеприпасы и топливо в несколько танков и попытаться прорваться, авось повезет. И меж тем, на фоне этой войны и смерти, нам демонстрируют ее противоположность — жизнь. Вот молодые люди, коих свела вместе война мило беседуют в уголке, а вот группа разведчиков обсуждает достоинства и недостатки высокого начальства, смеются, выпивают и поют. И именно за такой контраст мне, а я надеюсь, что и не только мне, полюбились старые советские фильмы о войне, где не было уклона в один, отдельно взятый жанр, а все подавалось равномерно создавая ощущение, что перед нами не просто художественный фильм, а фрагмент из жизни наших дедов и прадедов, что проливали кровь ради нас с вами.
Итог? Хороший и душевный фильм, в которой актеры подошли к своим ролям со всей серьезностью, в которой есть интересная и что не менее важно — неглупая история, отличное музыкальное сопровождение, а что до экшена, то его на ура заменяют кадры из военной хроники. Стоит ли этот фильм просмотра? Если вы не равнодушны к тематике Второй мировой или просто любите качественные советские картины, то да, конечно же оно стоит просмотра, а возможно, чем черт не шутит, и добавления «Контрудара» в личную коллекцию.
8 из 10
8 мая 2015