Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дмитрий Шостакович. Альтовая соната |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Семён Аранович |
сценарий: | Борис Добродеев |
видеооператоры: | Юрий Александров, Юрий Лебедев |
монтаж: | Сергей Иванов |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 апреля 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 17 мин |
«Искусство — трудное дело. Оно всегда требует к себе внимательного отношения и известного напряжения воли. Ведь нельзя же воспринимать искусство, как и летом сладкий лимонад?»
Дмитрий Шостакович
Семён Аранович и Александр Сокуров в начале 80-х объединили свои творческие усилия для создания документального кино об одном из выдающихся людей отечественной культуры двадцатого столетия, композиторе Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче.
Оба режиссёра начали свой творческий путь в искусстве с документального кино, только Семён Аранович (будучи почти на двадцать лет старше сорежиссёра по фильму) начал его в начале 60-х годов, а Александр Сокуров на десять лет позже. У Семёна Давидовича к 1981 году позади уже потрясающий фильм «Летняя поездка к морю», впереди не менее потрясающие «Торпедоносцы». У Александра Николаевича к 1981 году позади «несуществующий» фильм-невидимка «Одинокий голос человека», впереди не менее самобытное и оригинальное «Скорбное бесчувствие».
А пока в 1981 году творческие пути этих двух Мастеров сошлись в одной точке, чтобы выразить свою признательность и благодарность другому Мастеру, творческое родство с которым не могли не чувствовать эти два талантливых режиссёра. Честность и преданность искусству сближают авторов фильма и его героя.
В фильме «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната» за час с небольшим перед зрителем пройдёт вся жизнь Дмитрия Дмитриевича, от рождения до смерти. На фоне глобальных исторических событий, что выпали на долю Советского Союза (где Дмитрий Дмитриевич провёл бОльшую часть своей жизни) закадровый голос рассказывает нам про основные вехи творческого и жизненного пути композитора.
С помощью хроникальных и игровых кадров того времени, с помощью фотографий авторам удаётся передать дух эпохи тех времён, вплести непростую судьбу Дмитрия Шостаковича в сложный контекст социально-политической жизни советского общества. Не обошли авторы стороной и гонения на композитора в 30—40-х годах, в очень сложный период его жизни.
В фильме прозвучит речь Дмитрия Дмитриевича военных лет, прозвучит его музыка в исполнении оркестров под управлением известных дирижёров. Есть в фильме редкие кадры из домашнего архива Шостаковичей.
Уважение и любовь авторов к своему герою чувствуется на протяжении всего фильма. И при таком благоговейном отношении описательный характер фильма скорее всего является несомненным плюсом. Кинематографичный подход с образной структурой и творческим поиском к жизни и творчеству Дмитрия Шостаковича ещё ждёт своих воплощений в будущем. При условии, что найдутся честные и талантливые мастера, которые продолжат документальное кино Семёна Ароновича и Александра Сокурова.
Моё мнение — очень хорошо.
8 из 10
16 января 2019