Банкир-неудачник
Rag. Arturo De Fanti bancario-precario
6.8
5.7
1980, комедия
Италия, 1 ч 29 мин
В ролях: Паоло Вилладжо, Анна Маццамауро, Жижи Редер, Энрика Бонаккорти, Анна Мария Риццоли
и другие
Артуро Де Фанти, служащий банка, оказывается в центре курьезных совпадений. Его служанка, которой он задолжал безумные деньги, в отместку решает поселиться у него дома. В то же время любовник его жёны и его любовница случайно встречаются тоже в его квартире. На банк совершают налет грабители, и он снова в центре событий. Одним словом, что ни день - то новости.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Банкир-неудачник

английское название:

Rag. Arturo De Fanti bancario-precario

год: 1980
страна:
Италия
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Серджо Рубини
композитор:
художники: Элио Микели, Джульетта Дериу
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 марта 1980 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Постер фильма «Банкир-неудачник», 1980

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Банкир-неудачник», 1980

Обстановочка

Говоря о значении образа Фантоцци в развитии итальянского и в целом - европейского - кинематографа, можно повторить за Достоевским, сказавшим про гоголевскую 'Шинель' - 'Все мы вышли из 'Шинели', - 'Вся социальная итальянская комедия вышла из 'Фантоцци'. Нет, конечно, и до Вилладжо были гениальный Тото, и Гассман, и Сорди, и много кто еще. Но и до Гоголя были Крылов и Фонвизин... И до Станиславского были мастера сцены... Дело не в том, кто начал, дело в том, кто сложил разрозненные 'два и два', кто объединил, уложил, собрал, оформил, обернул в жанр, сотворил историю.

Вилладжо - не просто великий комик, трагик, писатель, сценарист и т.д. С Фантоцци он создал культурный феномен, 'обитальянил' чаплинского 'маленького человека', превратил в сущности эпизодического героя, 'мальчика для битья', иногда фоном проскальзывавшего в старых итальянских фильмах - в главного героя поколения, архетип итальянской культуры. И - как ни странно - советской и российской тоже. Ведь Уго Фантоцци, его семья, его друзья и коллеги - символ среднестатистической (не романтизированной как у Рязанова, а - пошлой) средненищей жизни человека, которому 'нормально'.

Другое дело, что внешний гротеск, буффонада, в которые были обрамлены приключения незадачливого бухгалтера, усилиями создателей тех же 'мегафирм', только уже от мира кино, стали нещадно эксплуатироваться вне образа Фантоцци - в однобоких комедиях без какого-либо двойного дна. Как актер, Вилладжо исправно повторял из фильма в фильм одни и те же шутки, которые исправно приводили в кинотеатры публику, которая исправно оплачивала безбедное существование продюсерам и самому Вилладжо.

Относится ли это к фильму 'Банкир-неудачник'? Нет. Во-первых, его поставил Лучано Сальче, тот же человек, который сделал с Вилладжо два первых фильма о Фантоцци, которые без преувеличения - самые настоящие шедевры трагифарса. Не будет преувеличением и сказать, что главные успехи самого Сальче - фильмы с Вилладжо. Вместе они сделали как безнадежно горькие 'Дорогой мамочке на день рождения', и 'Прекрасную страну', так и фильмы повеселее - 'Куда ты едешь в отпуск?' и 'Профессор Кранц, немец из Германии'. 'Банкир-неудачник' стоит в этом перечне особняком.

Безусловно, в нем есть фантоцциевские элементы, есть несколько традиционных трюков, и герой Вилладжо здесь - безвольный толстяк, старающийся выкрутиться из безвыходной ситуации... И вот эта 'безвыходная ситуация' становится очередным высказыванием Сальче, который был и сценаристом картины, на тему итальянской действительности.

Пресловутая сексуальная революция прошла и выродилась лишь в то, что у каждого есть любовник или любовница. Социальная революция, послевоенный бум тоже прошли, и так же выродились в безликое унылое существование на ненавистной работе 'на дядю', лицемерие и подхалимаж перед начальством и 'кухонные жалобы'. Все обрыдло и опошлилось, омещанилось и обыдлилось до последней степени.

У каждого из героев фильма есть работа, но все, что они делают, объединяясь в нелепую социально-сексуальную комунну - стремятся к экономии. Не к сексуальному раскрепощению, не к свободе нравов и искренности между супругами, а именно - к экономии!

'Скрипят на счетах жалкие копейки

Покупка зонтика и дров пробила брешь

А розовый капот из бумазейки

Бросает в пот склонившуюся плешь'

Герои 'Банкира-неудачника', как и многих по-настоящему социально-ориентированных сатирических комедий Вилладжо - люди из стихотворений Саши Чёрного. Они изменяют не потому что их обуревает сексуальная энергия, 'хотеть' они могут только одного - жить - хоть как-нибудь, хоть чем-нибудь, хоть в каком-нибудь виде лучше. Дешевле. Выгоднее. В мире, где ограбление становится ежедневной рутиной, а все - лицемеры, трусы и подлецы - единственным выходом становится объединение лицемеров, трусов и подлецов под одной крышей, где за необходимостью решить, кто сегодня с кем будет спать, не так заметна проблема пустого холодильника и бесконечной 'убыли' в ежемесячной семейной бухгалтерии.

Чем больше людей набивается в 'комунну', тем явственнее за всем этим читается желание жить спокойно и свободно. Но свободы у ограниченных людей не получается, собственное узкомыслие ставит им стенки, которые будут снова и снова пускать их по кругу, где всегда будут начальники - более или менее жестокие, любовницы - более или менее требовательные, работы - более или менее ненавистные, мысли - более или менее пошлые. 'Банкир-неудачник' - это пир человеческой пошлости, зашоренности и забитости сознания, подмены ценностей, это крысиная возня в банке из под варенья, где варенье уже съедено, это мир, где нет ничего настоящего. Здесь все оборачивается фейком, ложью. Даже 'сбежавший убийца' оказывается не таким, каким ожидали. Вс перевернуто в этом мире, все лживо.

Смешно ли это? Очень, если б не было так грустно. Само по себе нагромождение нелепостей, которые приходится разруливать туповатому клерку, суетясь между несколькими очень красивыми женщинами и несколькими очень глупыми и трусливыми мужчинами - забавны. Вилладжо как всегда, на своем месте в роли безвольного, малодушного и пошлого человечка. Очень хорош Жижи Редер, игравший в саге о Фантоцци полуслепого бухгалтера Феллини, в неожиданной роли тупого каратиста, а Катрин Спаак - достойна в роли жены главного героя.

Если в фильмах о Фантоцци служащие усиленно создавали имитацию деятельности, то тут усиленно создается имитация жизни: успеха, работы, семьи, любви, сексуального влечения... Сальче и Вилладжо смеются над этим миром, но горько констатируют, что как ни крути - это константа существования большинства современного человечества. Ведь странная комунна, организованная героями - срез общества - тут и преступник, и госслужащий, и индивидуальный предприниматель, и актриса, и 'высшее общество' (граф, постоянно ворующий булки - очень смешно!) и 'пролетарии'. И от осознания этого как-то совсем не смешно.

8 из 10

28 октября 2022

Снимайте штаны — мужики вонючие! Я жду…

Классическая комедия Лучиано Салче с Анной Маццамауро и легендарным итальянским комиком Паоло Вилладжо о том, как служащий банка решил раскрыть все карты перед своей женой и пригласить в дом собственную молодую любовницу. Руководствуясь корыстным планом обогатить семейный бюджет, герой попадает в ситуацию из которой не получится выйти сухим из воды. Жена, не собирается долго терпеть сожительство с любовницей мужа и приводит в дом собственного любовника. В квартире также обитает и сексуальная горничная. Не желая уходить без обещанного жалования, ей приходиться коротать время у телевизора, «подсев» на мультсериал «Трансформеры». У любовника жены, тоже не всё так спокойно на личном фронте, поэтому в этой истории без стрельбы не получится обойтись…

Комедия о жажде секса и денег, сейчас смотрится ещё более вызывающей, чем на момент выхода в 80-м году, ибо пуританское русское общество до сих пор не пережило сексуальную революцию и всех её последствий. Поэтому для русского зрителя, не прожившего в подобных ситуациях, данный фильм будет напоминать театр абсурда. Но понаблюдать за итальянской сатирой 80-х, будет не лишнем для современного зрителя и поможет чуточку расширить собственный скудный кругозор.

За классику жанра

10 из 10

1 октября 2013

Комедия Банкир-неудачник появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Лучано Сальче. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Паоло Вилладжо, Анна Маццамауро, Жижи Редер, Энрика Бонаккорти, Анна Мария Риццоли, Винченцо Крочитти, Анджело Боскариоль, Паоло Паолони, Умберто Амамбрини, Катрин Спаак, Уго Болонья, Карло Джуффре, Анджело Пеллегрино, Эннио Антонелли.

Страна производства - Италия. Банкир-неудачник — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.