Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Наша мама — герой |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Обухович |
сценарий: | Николай Обухович |
видеооператор: | Александр Якубовский |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 43 мин |
«Наша мама герой» — фильм, героиней которого является Валентина Голубева — заслуженная работница партии. Она является образцовой гражданкой партии, ведь она и трудовой деятель, перевыполняющий пятилетку, и жена, и мать. Но жить на двух фронтах невозможно, поэтому женщина бывает дома лишь призраком. Муж и сын в тени её славы и предоставлены самим себе. В фильм две сюжетные линии — партийная жизнь героини, под прицелом камер, под торжественные звуки, снятая с нижнего ракурса. Эта жизнь «плакатная», но вероятнее от того, что от её существования хочется плакать, ведь работа ткачихи выжимает из неё все соки. Вторая сюжетная линия — реальная, снятая почти без монтажных склеек, с интершумом заместо гимнам. В ней показывается быт мужа и сына, оставленных на самих себя. Вероятнее всего, для них её роль матери и жены стала более похожа на роль дальней родственницы, доставляющей подарки и глядящей с фотографии.
В фильме Обуховича множество деталей, подчеркивающих, что жизнь героя не так счастлива, как может показаться, если верить только медийным хроникам. Грустный детский рисунок, где сын оторван от матери, слезы Валентины в конце фильма, вставленный звуковой ряд с шумом ткацких станков, слышимый главной героиней — на этих фактах и строится картина. Проживая три жизни — перед камерой, за станком, и дома — Голубева растворилась, и стала лицом с городского плаката. Ей повезло, но лишь отчасти. Она хотела прокормить семью, но семья стала голодна эмоционально. Короткий фильм о жертве социалистической пропаганды.
20 апреля 2021
Документальный фильм «Наша мама — герой», отснятый в 1979 г., увидел свет лишь спустя 10 лет, а все из-за того, что показанный реализм быта семьи главной героини не укладывается в шаблонно-идеологические представления о советской семье. Режиссер картины Н. Обухович, возможно, первым, благодаря политике гласности обезличил идеализированную жизнь обычной советской семьи, разрушил утопический, буквально мифологизированный образ героев труда. Периодически появляющиеся сцены «бытовухи» ломают картинку насыщенной жизни народного героя. И эти начальные кадры, где вся семья счастливо улыбается вовсе не поддельны, хотя так может показаться изначально, но при дальнейшем просмотре нам становится понятно, что это улыбки людей, которые давно не виделись и давно не проводили вместе время. И хотя эти черно-белые съемки, конечно же, заказные, то счастье на лицах членов семьи искреннее.
Авторы фильма показывают нам два параллельно идущих сюжета, тем самым идет «игра на контрастах», которая делает свое дело: нарочито обличает сложность выбора между семьей и работой.
Начинается фильм как сюжет типичной пропаганды социализма, где женщина не только может, но и просто обязана быть передовой труженицей. При этом она должна отдавать энергию семье и быту не меньше, чем заводу, станку, экономике, государству, и гордиться тем, что везде поспевает.
Показное совмещение ролей — матери и работницы — идеализирует советскую женщину, делая ее не более чем элементом советской пропаганды. Перед нами предстает «некрасовская женщина», которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Можем ли мы таким образом назвать это результатом политики гендерного равноправия, за которое боролась советская власть? Полагаем, что нет. Идея гендерного равноправия заключалась, по большей части, в балансе трудовой и бытовой деятельности, как у женщин, так и у мужчин. Но в фильме мы видим не просто равноправие, а смещение ролей. Высказанная властью борьба с патриархально закрепленными обязанностями женщины нашла свое отражение в перекладывании этих обязанностей на мужчину.
Выбор, сделанный главной героиней в пользу долга перед государством, несомненно, приносит ей горечь. Последние кадры картины, где героиня приходит домой, где ее ждала семья с поздравлениями за очередные заслуги, наталкивают на мысли об обреченности с одной стороны, и непонимание — с другой. Скупые слезы героини и периодически появляющийся шум рабочих станков говорит о возможном сожалении о сделанном выборе. Эта нехватка общения с семьей, и осознание вероятной потери эмоциональной связи с сыном. Уж подаренный государством автомобиль точно не заменит эти составляющие семьи. Перед государством она выполнила свой социалистический долг, но как же семья? И здесь всплывает то непонимание, которое подогревает сомнения относительно выбора. Стала ли героиня фильма жертвой обстоятельств, жертвой советской пропаганды или же это действительно ее осознанный выбор — выбор построить карьеру, получить славу, выслужиться перед государством, обществом, отодвинув семью на задний план, но при этом так сожалея об упущенных моментах (гордости за сына, например).
27 февраля 2018
Эта тонкая документальная драма Николая Обуховича подводит черту под документальной стилистикой застойного времени, демифологизирует советский миф и предчувствует перестроечный социально-бытовой пафос, появившейся в стране после прихода к власти Горбачева. Этапная для неигрового отечественного кино картина, построена на противопоставлении советского мифа и брежневской действительностью, где за мифологическую часть отвечает хроника достижений сельского хозяйства, а контрапунктом ей вторит повседневная бытовая реальность.
И хотя до смены властных элит внутри КПСС оставалось еще пять лет, Обухович, словно предвидя, чувствовал нарастающий ком противоречий внутри советского общества. Чуть позже на этот счет выскажется Сокуров в ленте «Мария», подтвердив указанное Обуховичем направление развития перестроечной документалистики в сторону показа истинной повседневности.
Именно с ленты «Наша мама — герой» из советского неигрового кино постепенно уходит фальшивая плакатная эстетика и приходит неприглядный реализм, который заставляет нервничать министерство культуры, ведь теперь режиссеры не хотят снимать заказные ленты про красоты кировской области или про рекорды производства молока. Каждый уважающий себя автор пытается высказаться на тему настоящей, а не выдуманной реальности. Заострить проблемные вопросы. Показать себя.
Противопоставление кадров советской хроники о трудовых достижениях главной героини (ударницы производства), монтируются с эпизодами наблюдения повседневной жизни ее семьи. Жизнь героини в хронике и ее настоящая жизнь — это два разных мира. Мир социалистической пропаганды, обманчиво притягателен и идеален, но отдает фальшью, за которой скрывается усталость советской системы. Реальный мир сер, угрюм и скучен. В нем героиня фильма теряет себя, бросая свои способности и волю на поддержания мифа, который день за днем требует от нее большего.
8 августа 2017
В фильме «изнутри» показана жизнь дважды Героя Социалистического Труда, ткачихи Валентины Николаевны Голубевой. Вернее, жизнь ее семьи — мужа и сына. Самой ткачихи дома нет. Она присутствует только на представленной в фильме «официальной» кинохронике, выполненной в духе пропаганды социализма.
Хочется выделить в этом фильме режиссерскую и операторскую работу. Без закадрового голоса и каких бы то ни было комментариев, с помощью картины, отражающей внешнюю и внутреннюю жизнь семьи, позволяющей почувствовать пульс этой жизни, авторы добились главного — зритель проникается сочувствием. По крайней мере, так было со мной. Достаточно посмотреть хотя бы последние минуты фильма, когда Валентина Николаевна наконец приходит домой «к праздничному столу». Праздничное ли настроение у нее? Чего стоят ей и ее семье труды, которые так ставили в пример другим гражданам Советского Союза? Последние кадры весьма красноречивы — пересматривая их, осознаешь цену подлинной, добытой трудом, «минуты славы». Кстати, фильм этот был не допущен к показу и десять лет до 1989 года пролежал на полке.
Пару слов об искренности героев фильма. Семья Валентины Голубевой приняла кинооператора Александра Якубовского как своего. Звук не писали, оператор снимал один: камера огромная, громоздкая, шумит. Но Валентина Голубева ему поверила, семья разрешила Александру быть рядом с ними. Это был один из его редких даров как документалиста.
27 апреля 2017