| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6 |
IMDb
|
5.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Вооружен и очень опасен |
| год: | 1978 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Владимир Вайншток |
| сценаристы: | Владимир Вайншток, Фрэнсис Брет Гарт, Павел Финн |
| видеооператор: | Константин Рыжов |
| композитор: | Георгий Фиртич |
| художник: | Константин Загорский |
| монтаж: | Лидия Жучкова |
| жанр: | вестерн |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
9 января 1978 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 39 мин |
Неделя просмотра фильмов республик Прибалтики и Рижской киностудии 60-80-х. Фильм 5-й.
Сегодня наконец у нас на просмотр фильм с моим любимым Донатасом Банионисом. Правда снят он не на Рижской киностудии, а на киностудии им. Горького, в 1975. И вообще этот фильм - совместное производство кинематографистов СССР (в том числе прибалтийских режиссёров), Румынии и Чехословакии, и с половиной советских актёров в ролях, но присутствуют и литовские артисты потому я и включила этот фильм, в просмотр, в нашу тематическую неделю. Да и главного героя сыграл литовский актёр (Д. Банионис). Фильм по мотивам «Калифорнийских рассказов» Ф. Б. Гарта, снят в жанре вестерн. Я люблю вестерны, и всегда смотрю их с удовольствием. Этот жанр включает в себя и приключения, и романтику, и боевик, и детектив в чём-то, ну и конечно погони, перестрелки, добыча золота и других ценностей, варьете с красивыми женщинами и много чего ещё. Поэтому пропустить на неделе просмотра, вестерн, я никак не могла.
А это ещё и советский вестерн, которые у нас всегда умели снимать, и снимали отменно, от просмотра не оторваться. События происходят в конце XIX века на Диком Западе в Америке. В основе сюжета - сложные перипетии жизни простого работяги - старателя Габриэля Конроя. Он искал на Диком американском западе золото, а нашёл нефть на своём участке. Конрой познаёт и минуты счастья, и муки разочарования. Но, даже найдя нефть на своём участке, Габриэль не сумел распорядиться деньгами, доверившись проходимцам и бандитам. Вступив в поединок с богачом Питером Дамфи, Конрой рассчитывает теперь только на себя…
В фильме много интересных персонажей - хоть шулер-стрелок, хоть певичка в исполнении Людмилы Сенчиной, хоть весьма колоритные злодеи. Сенчина красива, хотя, конечно, она больше певица, чем актриса.
Кстати про эту роль Людмилы Сенчиной читала много разных комментариев, оставленных критиками тех лет - «ах что это, певица Сенчина на экране с открытым бюстом, как смело и вульгарно с её стороны, да как она теперь на сцене то появиться, да со стыда провалиться». А ведь это было такое малюсенькое озорство и не больше - сегодня же на телеэкране открытым текстом показывают «скачки» и звучит мат - и все молчат и все довольны, и смотрят постоянно (поэтому и не люблю наше нынешнее кино, смотреть невозможно совершенно, хочется плеваться). Не знаю, меня эта «эротическая сцена» совершенно не удивила, и даже в те, довольно «целомудренные» годы, всего-то, маленький эпизод. Наоборот, она там очень даже к месту и только добавила фильму пикантности. Да и обнажёнки как таковой не было, просто очень откровенное и глубокое декольте. Сцена смотрится совершенно невинно, вполне подходит к роли, исполняемой Л. Сенчиной - Жюли Прюдом, певица в кабаре...
Собственно «Дикий Запад» видится тут лишь в визуальном ряде: дилижансы, шляпы-стестсоны, стрельба из кольтов. Но… сама история слишком сложна для вестерна, а всё потому, что он создавался по канонам криминальной драмы. Однако в СССР предпринималась попытка извлечь из авантюрной беллетристики некое «нравоучительное зерно», обличить «сильных мира сего». А потому фильм получился весьма необычным. В те годы, любой фильм с намёком на вестерн, в нашей стране проходил на «ура». Хоть румынский, хоть гэдээровский, хоть отечественный.
Конечно, Калифорния периода «золотой лихорадки» (это середина XIX века) не вызывает стилистических сомнений. Однако не золото в этом фильме является главным «объектом желаний». Точнее говоря, не привычное золото, а «чёрное», то есть нефть. Что сулит в буквальном смысле миллионы прибылей. Естественно, если знать, как сим добром распорядиться. Владеющий земельным участком старатель не силён в этом деле, а потому берёт в компаньоны респектабельного банкира. Однако, как учил нас Бальзак: за каждым большим состоянием кроется преступление. И предприниматель Дамфи (Леонид Броневой) обнаруживает в себе задатки неведомого той эпохе гангстера. И, разумеется, есть нехарактерный для вестерна криминальный репортёр, который произносит целую проповедь, буквально определяющую суть современного криминального жанра - «Вокруг нас тьма нераскрытых преступлений, загадочных исчезновений, тайн, трагедий. Герои Шекспира просто сменили профессию. Леди Макбет подаёт пиво и джин в салуне, а Яго торгует мороженым напротив центрального парка».
Музыка здесь так же шикарна, как и в фильме «Стрелы Робин Гуда», и все песни-баллады так же написаны Владимиром Высоцким. Правда не все они вошли в этот фильм, и не сам он их исполнял, но песни шикарные, очень актуальные для своего времени, как собственно и все песни Высоцкого.
Актёры просто шикарны, особенно Леонид Броневой и Лев Дуров, в своих злодейских ролях. Броневой буквально купается в своей роли! Причём даже невооружённым глазом видно, что он не рисуется и что любит не себя на съёмочной площадке, а именно - своего персонажа! Великий актёр! Впрочем, великих в фильме много (Сергей Мартинсон, Лев Дуров, Всеволод Абдулов и др.), а красавчиков - только двое: румынский актёр Мирча Верою, и наш Талгат Нигматулин. Ну, это мои женские глаза так увидели.
Только вот не совсем «склеился» у меня образ Донатаса Баниониса с голосом Александра Демьяненко. Думаю именно в этом фильме ему больше подошёл бы голос Александра Белявского, да даже Юрия Саранцева или Рудольфа Панкова (которые часто озвучивали зарубежных актёров), с «лёгкой хрипотцой». Банионис здесь крепкий, сильный, коренастый мужчина среднего возраста, и голос «студента Шурика» не вяжется с ним. Но тем не менее, роль шикарная и Д. Банионис справился с ней отлично. Я просто любовалась им весь фильм на экране.
Меня в этом фильме сюжет о нефти мало интересовал. Главное - герои, их поступки. Убийство судьи, присвоение богатства незаконным способом, любовь Долорес и Джека Гемлина, Жюли и Габриэля Конроя, благородство одних и низменные поступки других - вот на что обращала внимание. А нефть - это уже второй план. Мне могут возразить, что всё и происходило из-за борьбы за обладание нефтью. Но если нефть заменить на что-то другое, ничего не изменится. Поэтому для меня сюжетные линии героев, их судьба, были интересны в первую очередь. Выражение Конроя «Поняли мою мысль?» стало популярным, как и слова из песни Людмилы Сенчиной, ставшими названием фильма.
В этом фильме на мой взгляд, передана вся атмосфера произведения, в котором откровенно показана вся суть американской «демократии», - узаконенное беззаконие, подлость, пошлость и мерзость, выставляемые на первое место взамен высоких принципов, - чести и благородства.
Тем не менее любимые актёры, приключенческий сюжет - убийства, любовь, золотые прииски, ковбои и деньги! Есть на что посмотреть. Мне понравился фильм, хоть и видела его впервые.
8 из 10
4 апреля 2025
Бедный, бедный Брет Гарт.
В 1977 году, в разгар «махрового застоя» режиссер Вл. Вайншток снял фильм «Вооружен и очень опасен» в немыслемом для тех времен жанре вестерн. Наверно, уж очень хотелось 70-летнему режиссеру снять вестерн — чтоб индейцы на мустангах, драки в салунах, грабили дилижансы, били нефтяные фонтаны, рождались и рассыпались в прах миллионные состояния, чтобы люди были красивыми, а добро побеждало. За плечами у режиссера были «Остров сокровищ», «Дети капитана Гранта», «Всадник без головы». Фильм «Вооружен и очень опасен» стал последним фильмом В. Вайнштока — в 1978 г. режиссер умер.
Лично меня этот фильм привлек, во-первых, именами Д. Баниониса, Л. Броневого, Л. Дурова в титрах, во-вторых, рассказами «очевидцев», смотревших фильм в 70-е о песнях В. Высоцкого, ну, и, главное — я люблю произведения Брета Гарта. Режиссер В. Вайншток определенно читал Б. Гарта, но, наверно, не любил. Иначе как можно из чудного, осязаемого, очень уютного мира произведений писателя сделать такой малосъедобный продукт.
Режиссер (он же соучастник сценария) честно назвал главного героя Габриэль Конрой, дал ему характерные черты этого героя (очень любимый мною Донатас Банионис)… И даже посадил его на козлы дилижанса (тут уже вспоминается другой знаковый герой Б. Гарта- Юба Билл, о котором зрители не узнают ничего). Г. Конрой будет страдать от свалившегося на него богатства. Джеком Гемлином назовут совершенно неинтересного героя с гордым профилем актера из страны дружественного соц. лагеря, у которого будет роман с женщиной ненашего вида по имени Долорес. В конце, когда станут гореть нефтяные вышки, они вдвоем гордо поскачут… куда? На свободу. В пампасы.
Наиболее живым и запоминающимся, по моим ощущениям, был главный негодяй в исполнении замечательного Леонида Броневого. В нем чувствовалась хоть какая-то энергия, у него было темное прошлое, он был безжалостен, имел твердую и ясную цель (негодяйскую, разумеется) плел интриги, поливал почти раздетую героиню Л. Сенчиной нефтью из бутылки и способствовал ее браку с Конроем, дабы впоследствии овладеть его нефтеносными участками. Он был, конечно, тоже схематичным, но наиболее осязаемым, что ли.
Ну и Жюли — Л. Сенчина. Разумеется, не та Жюли, как у писателя, а усредненная милая, бесправная и несчастная певичка: как полагается — в шляпе, коротенькой юбочке с блестками и высоких сапогах. Честно, не помню — она ли поет песню о том, кто «…до зубов вооружен и очень, очень опасен!» или песня звучит за кадром. Жюли страдает, оттого, что способствует проискам негодяя — бывшего любовника против любимого ныне мужа Габриэля.
В общем, все это тяжеловесно, натужно, без азарта. За Б. Гарта мне обидно. Все-таки это не наша история, не наши мифы и легенды; ну не нам снимать вестерны.
Но вот что удивительно. Оказывается, фильм «Вооружен и очень опасен» входит в сотню самых посещаемых фильмов советского кинопроката! Я понимаю это так: советские зрители смотрели фильм совсем другими, не моими глазами. И ковбойские шляпы, мустанги, нефтяные фонтаны… все это было так экзотично, так интересно. Плюс почти раздетая Жюли. Плюс Банионис и Броневой. Плюс песни ВВ. И было им интересно и здорово!. А я — я ведь посмотрела на это своими глазами спустя более 20 лет после выхода фильма. Конечно, мне все не так.
Так что за Б. Гарта мне обидно. А за увлеченность режиссера темой приключений, за то, что увидели и полюбили зрители в далеком 78-м году
6 из 10
20 апреля 2010