Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Степанова памятка |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Константин Ершов |
сценаристы: | Константин Ершов, Глеб Панфилов, Павел Бажов |
видеооператор: | Евгений Шапиро |
композитор: | Вадим Биберган |
художники: | Владимир Костин, Валерий Кострин |
жанр: | фэнтези |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 января 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Фильм смело сделан. Не сказка это, а побывальщина. Реальность с чудесными явлениями. Характеры не размягчены, а чувства с неожиданными подробностями показаны.
Степан-рудознатец в самом начале, верно, от природы смышлёный и огрублённо-уверенный, но смелый и не хвастун.
Невиданная ткацкая машина, которая плетёт, видимо, кристаллические нити, нарастающие в кристаллы самоцветные, и эти крутящиеся, движущиеся веретённые колёса и втулки, зеленоглазой Девы шепот «-… долгожданный!..» и пальцы её длинные, девичьи, ищущие опоры по деревянному срубу «в ласточкин хвост». Какая красивая сцена… Если намек на то, что приблизился он к ней, ласкает он её, в стрёкотном переговаривании деревянных механизмов, то вот это и есть, найденное режиссёром Ершовым в 1976 году.
Дальнейшие попытки любых режиссёров в любых жанрах «распарить» зрителя рассматриванием работы механизмов машинных отсеков с застрявшими между ними секс-сценами, это уже не то. Не первично.
Поглядел Степанушко… поглядел, погрустнел… «другой», — говорит, -«обещался, и приданое-то у тебя — царям впору, а я, говорит, человек простой», но грубость мужицкая с него сошла. В штольню ушла, в забой, где он батрачил, «урок ломал». Сам-то всё вздыхает: «а рука-то» -, говорит, — «у тебя тёплая, не каменная», а сам уж и не рад, что уходит. Хозяйка научает его: «не оглядывайся, как пойдёшь», а он оглянулся…
Время их земное дальше шло, шло, к неизбежной нежности и неизбывной ласковости, а ещё говорят, сразу двух девиц в платьях из малахитового шёлку люди видали.
7 июля 2021
Сказы Бажова я читала и перечитывала все детство. И безумно любила эти первые две истории про Степана и его дочку Танюшку: «Медной горы хозяйка» и «Малахитовая шкатулка». Я всегда видела эту задумку совершенно другой. Может, историю и задумывали режиссеры и сценаристы совсем иной, но в итоге тут не осталось ничего от тех волнующих легенд Урала.
Степан ведет себя слишком странно и совсем не показал ту тоску по Хозяйке, от которой он «на глазах стаял…» Да и история со шкатулкой оказалась очень смазанной. Степан искал потом Хозяйку-малахитницу, но так и не нашел… И каждую охоту он надеялся на встречу, а в фильме это выглядит так, словно они встречались много раз. И это появление Хозяйки было лишним.
Второе, что меня совсем смутило — почему Танюшка оказалась старшей из детей, если в книге она младшенькая. Андрейченко — очень красивая актриса, я не спорю с этим, но Танюшка, это не ее роль даже внешне.
Потом стало непонятным, почему Степан остался жив и столько времени провел с семьей? Где история с пожаром и продажей шкатулки. Ведь именно благодаря продаже шкатулки Татьяна встретила барина Турчанинова.
Совершенно зря убрали идею с барской любовницей и приказчиком, который по-русски выговаривал только слово «пороть!», за что и был прозван Паротей. Это был важный и очень забавный персонаж, который оживил бы фильм и историю в целом.
Вторая вещь… почему не было истории со странницей, которая учила Татьяну рукодельничать? Это тоже было важным моментом, который изменил судьбу девушки.
Барин Турчанинов меня вообще убил. Почему эту роль решили дать Костолевскому? Она ему не идет. Он талантливый и привлекательный мужчина, но это не его роль. Барин должен быть слишком бледным и даже отталкивающе непривлекательным и внешне, и внутренне на фоне Татьяны, она должна быть недосягаемой для него. В итоге они оказались на равных, если он даже не задвинул ее назад.
Возможно, что хотели сделать любовную линию… но она тоже здесь не нужна. Татьяна должна быть гордой, высокомерной, упорной. Девушкой, для которой не существует земная любовь и мужчины вокруг. Именно такой она и полюбилась мне. Эта девушка была мистическим созданием, не такой, как все и непохожей на других девушек. В фильме в итоге она получилась слишком живой и понятной, а этого не должно быть.
Я ставлю 2 из 10. Красивая природа и все-таки талантливые актеры, но сценарий ушел слишком далеко от изначальной задумки Бажова.
17 апреля 2016