Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Povero Cristo |
год: | 1976 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Пьер Карпи |
сценарий: | Пьер Карпи |
видеооператор: | Гульельмо Манкори |
композитор: | Mario Migliardi |
художник: | Марио Джорзи |
монтаж: | Даниеле Алабизо |
жанр: | фэнтези |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 января 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Дебютный фильм итальянского писателя, художника и мистика Пьера Карпи в свое время вызвал бурю критики со стороны католической церкви вплоть до обвинений в сознательном богохульстве. На что режиссер едва ли не с саркастической усмешкой ответил своей следующей (и последней) картиной «Un ombra nell`ombra», финальной сценой которой продемонстрировав, что бы он хотел сделать с Ватиканом и всей этой рясофорной братией. Но «Нищий Христос» едва ли заслуживал таких оценок. Ведь, история, рассказанная в фильме представляет из себя классический пример богоискательства, а вовсе не отрицания традиционных католических ценностей. Вот только для Церкви, похоже, это еще страшнее, нежели прямые и ничем не завуалированные нападки, которые позволяли себе, например, Серджио Наска в фильме «Клещ» («Il Saprofita») или Сильвано Агости в «Недалеко от Рая» («Nel più alto dei Сieli»). За примерами далеко ходить не надо — достаточно вспомнить историю с премьерами «Последнего искушения Христа» или хотя бы «Кода да Винчи». С «Povero Cristo» в свое время произошло то же самое — да и сегодня фильм чаще всего вспоминают в контексте его якобы «богохульности» и антикатолицизма, нежели по каким другим поводам.
На самом деле Карпи всю свою творческую жизнь искал своего собственного Христа, порой действительно заходя в этих поисках на довольно скользкую дорожку, где его Иисус принимал уже откровенно демонические черты. И в этом отношении главный герой его кинодебюта является alter ego своего создателя. Прожив в деревенской глуши тридцать лет и три года Джорджо Каверо отправляется в большой город, чтобы стать детективом. Поначалу здесь его ждет разочарование, но вскоре появляется таинственный незнакомец, в исполнении Курда Юргенса как две капли воды похожий на Басилашвили в образе Воланда, и предлагает огромные деньги за поиски доказательств существования Христа. Джорджо принимает задание и отправляется искать Бога в сопровождении проститутки по имени Мара. Она вводит самозваного сыщика в круг странных людей и созданий, которые постепенно становятся его свитой. Число их, как нетрудно догадаться, равняется дюжине. В своем квесте Джорджо странным образом превращает воду в вино на дружеском застолье, изгоняет из храма мздоимцев, встречает искушающего его иллюзиями чародея и т. д., и т. п. Но не находит никаких доказательств… Но чем больше он убеждается в том, что Иисус никогда не существовал, тем сильнее крепнет в нем убеждение, что Христос никто иной — как он сам. И вот двенадцать апостолов во главе с Джорджо свершают Тайную Вечерю, и Иуда уже готов запечатлеть свой поцелуй… Доказательства бытия Сына Божия получены — Джорджо окончательно становится Христом. Осталось только вступить на Via Dolorosa.
Художественное решение фильма выполнено в духе сюрреализма, заставляя вспоминать о классическом кино Луиса Бунюэля. Немало отсылок Карпи делает и к «Евангелию от Матфея» Пазолини. Но еще больше общего у «Нищего Христа» с «Каннибалами» Лилианы Кавани: атмосфера выморочной антиутопии, язык иносказаний и притч, переосмысление классических текстов в постмодернистском духе (только если Кавани на большее, чем древнегреческая трагедия не замахивалась, то Карпи пытается читать между строк Евангелия). Впрочем, мифическое тоталитарное государство, в котором свершается квест Джорджо — всего лишь калька с Древней Иудеи, никаких политический аллюзий режиссер скорее всего в свой фильм не вкладывал. Зато и новый Пилат в лице Коменданта Петры, и свой Каиафа в лице Первосвященника Храма для этого антиутопичного мира вполне естественны. Они здесь на своем месте, как и Джорджо-Христос. Вот только спасет ли он этот мир? И спас ли мир наш?
Поиски Бога, предпринятые Пьером Карпи в этом фильме, результата не принесли. Поэтому не удивительно, что в своей следующей работе он отправился на поиски Дьявола, сняв картину куда более прямолинейную и жанровую. Тогда как «Povero Cristo» остался в истории странным экспериментом, авангардным театрализованным действом, которое смогло вызвать скандал и удостоилось чести быть занесенным в анналы «самых богохульных фильмов», но так и не вызвало мало-мальски заметный зрительский интерес.
9 июля 2011