Ветряк
L’eolienne
1975, документальный
Франция
Музыкант Арие Дзерлатска сочиняет музыку для ещё несуществующего фильма. Помощник режиссёра Мишель Шопфер ездит по Швейцарии и интервьюирует различных людей, связанных с ветряками. Жан-Люк Бидо соглашается на роль в фильме, где главным персонажем является… ветряк.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ветряк

английское название:

L’eolienne

год: 1975
страна:
Франция
режиссер:
жанр: документальный
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Другие фильмы этих жанров
документальный

Отзыв критика о фильме «Ветряк», 1975

Как не получилось снять фильм

Ветряк, он же ветрогенератор, устройство, преобразующее энергию ветра в механическую энергию вращения. Альтернативный источник электроэнергии.

Из всего изобилия тем, вещей, явлений, историй мой ненаглядный Суттер решил снять псевдодокументальный фильм о ветряках. Дал своему теске Мишелю задание объездить кантон Во в поиске этих заброшенных, одиноких, изживших свой век деревянных исполинах. И вот мы видим серые, заснеженные пейзажи очередного франкоязычного уголка Швейцарии - Швейцарии уже более реальной, близкой и доступной, нежели в ранних иллюзорных фильмах Суттера, к примеру, в моих обожаемых 'Яблоке' и 'Гашише'. Простые жители, которых интервьюирует автор фильма, с легким, едва уловимым удивлением отвечают на расспросы о ветряках, установленных у них на заднем дворе, на их улице, в их деревне. Кажется, они думают, мол, сдался ему этот ветряк. Ну да, когда-то, еще до войны, отец установил его, чтобы обеспечить свой дом и округу мало-мальской энергией. Затем пришли Большие компании, которые сделали электрический свет не просто благом, а неотъемлемым атрибутом комфорта, к которому так скоро привыкаешь. А ветряк пусть стоит. Кому он мешает? Пусть служит символом прошедшей эпохи.

Но автору фильма интересно, как и когда именно его установили, как он работал, бывали ли перебои в подаче электроэнергии, мог ли он сломаться, дорого ли он обходился в финансовом плане, сможет ли он вновь прийти на помощь людям, когда они лишатся услуг Больших компаний? Люди отвечают - охотно, чаще коротко, кивая, пожимая плечами, допуская, предполагая, улыбаясь, мимоходом рассказывая о своей жизни, своих заботах, о своем прошлом.

Автор фильма вроде и набирает материал к фильму, но то и дело высказывает сомнения, что фильм не получится. И не в том смысле, что рассказать не о чем, а потребности у людей увидеть и услышать истории о заброшенных ветряках - нет. Некоторые даже с первого раза не понимают, что они собой представляют.

- Ты бы снялся в фильме о ветряке?

- Ветряке? Что это?

Короткий отрывок из диалога автора с Жан-Люком Бидо, пусть и срежиссированная сцена фильма в фильме, но так точно иллюстрирует равнодушие к предмету повествования.

Жан-Люк Бидо, практически играя в фильме, теоретически соглашается в нем сыграть. Затем отвлекается в одной из сцен на совершенно не вписывающуюся с первого взгляда в общий сюжет фильма беседу со странствующей канадкой, которая променяла степенную, размеренную жизнь госслужащей на мечту своей жизни -

приключения. Звучит романтично, но в фильме эта романтика ненавязчива, не подчеркнута. Просто разговор двух людей, в котором женщина хиповатой наружности беспристрастно рассказывает свою историю большого побега - в Индию, США, в Швейцарию, куда ей не советовали ехать. Уж слишком консервативная страна. Здесь она с легкостью осталась пожить у композитора, чьей фамилии она даже не знает. У того самого, который увлеченно пишет музыку для фильма о ветряке, с которого начинается сам фильм. На нем же, в ходе музыкальных проб, в общении с автором, все и заканчивается. Здесь же автор и говорит, что фильм, возможно, не получится. Слишком не актуально. Люди потеряли интерес к ветрякам. Хотя интереса, быть может, и не было, всего лишь быт, голый быт. Здесь явственно ощущается некая глубокая мысль, заключенная Суттером в этом скромном, незаметном зрителю, снятом на цветную пленку 16 мм средметражном фильме.

Мое понимание этой мысли исходит из интерпретации роли в фильме о ветряке Жана-Люка Бидо, который произносит, на мой взгляд, простую очевидную вещь - о связи между героем фильма и ветряком. Какая может быть связь? Многие ли из нас могут сравнить себя с ветряком, который, когда крутится, вертится - в дождь, холод, в засуху, стремясь быть полезным людям, когда им это необходимо? Или же ты ветряк, только потому, что хочешь быть таким же свободным, зависеть от ветра и природы, в том время как от тебя зависят люди, но не осознавать, что полной свободы не существует и ты так и стоишь, прикованный к земле, проживая отмеренный срок, одинокий и гордый.

Никогда воочию не видела ветряков, только в фильмах и в старых музыкальных клипах. Но один лишь загадочный, независимый вид этих творений, словно выросших из земли, как редкое степное дерево, меня волновал и одновременно давал смутную, необъяснимую надежду на что-то светлое, большое, сильное, вольное - чего так не хватает любой человеческой душе.

А для кого-то ветряк - просто лопасти, разрезающие ветер с раздражающим скрипом.

Но фильм о том, как не получился фильм, получился. И со зрителем, пусть одним единственным, и это буду я, - все случилось.

P.S. А музыка, музыка... какая музыка. Весь фильм музыка.

12 мая 2017

Документальный фильм Ветряк появился на телеэкранах в далеком 1975 году, его режиссером является Мишель Суттер.

Страна производства - Франция.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.