Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 8.3 |
IMDb | 8.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Что? Где? Когда? |
год: | 1975 |
страны: |
СССР,
Россия
|
режиссеры: | Владимир Ворошилов, Борис Крюк |
сценаристы: | Наталия Стеценко, Галина Ивкина, Владимир Ворошилов, В. Киевленко, Д. Паскалева, И. Громова |
видеооператоры: | Александр Бабицкий, Александр Фукс |
композиторы: | Пётр Чайковский, Рихард Штраус, Сергей Чекрыжов, Олег Литвишко |
жанр: | игра |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 сентября 1975 г. |
на DVD: | 8 ноября 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
В отличие от большинства других игровых шоу «Что? Где? Когда?» является продуктом полностью отечественного происхождения. Сложно представить, но первый раунд прошёл ещё в 1975 году, задолго до появления Первого канала. За более чем сорок лет выпуски шоу претерпевали разнообразные изменения, но историю программы можно уверенно разделить на три периода: советский, период 1990-х гг и период XXI века. Рубежом между последними стал 2000 год, после которого ведущего Владимира Ворошилова сменил Борис Крюк, чей голос, наверное, до сих пор является самым узнаваемым на российском ТВ, если не считать эстрадных певцов.
Круглый столик с волчком, команда из шести знатоков, и команда конкурирующих телезрителей, чьи вопросы читает закадровый голос ведущего или сами зрители, если присылают вопросы в видеоформате. Вопросы-блицы, вопросы с предметами и чёрным ящиком — всё это было и остаётся безумно интересным. Надо сказать, что «Что? Где? Когда?» всегда стремилось к тому, чтобы оставаться наиболее продвинутым шоу в техническом плане, да и не только. Если близкая по восприятию «Своя игра» меняет формат в угоду тенденциям, «Что? Где? Когда?» само задаёт тенденции. Например, после введения в игру красных пиджаков такой тип одежды обрёл популярность у новых русских в 1990-е гг, а коронная фраза ведущего «Внимание, вопрос!» давно ушла в народ. Выпуски и правила шоу всегда отражали актуальные ценности и интересы социума. Период СССР характеризуется высочайшей сложностью вопросов и суровым, почти диктаторским голосом ведущего, в 1990-е игра превратилась в «интеллектуальное казино», а после 2000 года наблюдается условная либерализация с послаблением правил и увеличением женского состава как среди знатоков, так и среди ассистентов. Причём, если сравнить российскую версию с азербайджанской и белорусской, то в них послаблений ещё больше. К слову, все три версии ведутся на русском языке, а знатоки и ведущие нередко появляются в российской версии в качестве приглашённых лиц.
Некоторые из постоянных участников «Что? Где? Когда?» принимали в играх активное участие ещё в 1980-е гг. В их числе Андрей Козлов и Александр Друзь, без присутствия которых шоу уже невозможно представить. Начиная с 1990-х гг в «Что? Где? Когда?» постоянно мелькают Максим Поташёв и Ровшан Аскеров, а с конца 2000-х – Елена Потанина. Но наиболее сильные знатоки, к сожалению, сейчас не участвуют в играх и даже не присутствуют в зале. Среди них, как ни странно, Анатолий Вассерман, который последний раз появлялся где-то в 1998 году. На мой взгляд, самым сильным и в то же время приятным из бывших участников является Борис Бурда, который при случае всегда разбавлял напряжённую атмосферу какой-нибудь невинной шуткой. Забавно, что команда с Вассерманом и Бурдой в 1990 году не смогла ответить на вопрос про ринг, но в выпуске от 23 мая 2021 года на этот же вопрос ответили более слабые и неопытные игроки.
Ещё один известный знаток, навсегда вошедший в историю игры – Фёдор Двинятин, с которым связан самый несправедливый и одновременно самый забавный скандал. Произошло это в 2001 году, когда телезрительница прислала вопрос про существительные в русском языке, которые заканчиваются на «со». Мясо, просо, колесо… а также всеми забытое лассо и, конечно же, серсо, которое у русскоговорящего населения с тех пор часто ассоциируется с Фёдором Двинятиным. На самом деле жаль, что такой сильный участник покинул игру из-за внутренних конфликтов. Без Фёдора игра потеряла какую-то остринку. На мой взгляд, наиболее интересным периодом «Что? Где? Когда?» был и останется период «интеллектуального казино», когда происходили наиболее оживлённые обсуждения на протяжении минуты перед озвучиванием ответов. Тогда же на столе присутствовал и сектор «зеро», при котором вопрос задавал лично Ворошилов, выходящий в зал вопреки обыкновению. Не буду, однако, отрицать, что времена интеллектуального казино запомнились и как самые скандальные. Состав команд в те времена мог меняться в пределах одного выпуска, а летом 1997 года в эфир вышел самый безумный выпуск, в котором сошлись буквально все назревшие проблемы из-за дополнительного седьмого очка.
По концентрации разногласий между зрителями, знатоками и ведущим 1990-е гг до сих пор лидируют, хотя уже давно закончились. Не удивительно, что именно в тот период в выпусках начал появляться ещё один человек, о котором нельзя умолчать – адвокат Михаил Барщевский, которому всеми силами приходилось защищать ответы знатоков от претензий ведущего. В новом тысячелетии необходимость такой защиты постепенно снижалась и в итоге сошла на «нет», поэтому сейчас о присутствии улыбчивого Барщевского помнят только постоянные зрители и поклонники шоу.
Пережив дефолт 1998 года, липовый конец света в 2012 году и коронавирусную пандемию в 2020, «Что? Где? Когда?» продолжает нас радовать. В недалёком будущем игра отметит своё 50-летие, за которым — будем верить — последует и столетие. На этой игре можно учиться общению, тактике и, конечно, методу мозгового штурма.
10 из 10
P. S. Исторически сложилось, что наиболее интересные вопросы связаны со странами Восточной Азии. Хотя это дело вкуса.
30 ноября 2021
- Наша квартира мне телевизионную передачу напоминает. «Что? Где? Когда?» называется.
- Это почему же?
- А не поймёшь, что где валяется, и когда всё это кончится.
Этот диалог, прозвучавший в мультфильме «Зима в Простоквашино» 1984 года, характеризует упомянутую передачу пророчески метко. Дольше, чем «Что? Где? Когда?» советско-российский эфир не покидает, пожалуй, только программа «Время». Первый выпуск передачи вышел в далёком 1975 году, почти тогда же, когда большие экраны штурмовали «Челюсти». Зародившись, как интеллектуальная игра, «Что? Где? Когда?» быстро обрело огромную популярность, а в дальнейшем превратилось в так называемое интеллектуальное казино, в котором, как и следовало ожидать, всё вращается вокруг денег. Образно говоря, конечно, ибо на самом деле вращается только стрелка (волчок) на небольшом круглом столике. На каком секторе остановится стрелка, тот вопрос и будет выбран для участников, которые пытаются набрать большее количество очков, чем присылающие свои задания телезрители. Время не стоит на месте, жизнь меняется, а «Что? Где? Когда?» остаётся на прочно занятой нише. По всей видимости, дело в стремлении создателей угодить интересам своей аудитории, и сохранить свою репутацию незапятнанной? Как сказать, как сказать…
То, что происходило с передачей в советский период — критиковать бессмысленно. Тогда всё только зарождалось, тогда у ТВ были свои правила и цензурные требования, тогда просто-напросто был другой мир. Но с разгромом социалистического строя по совершенно непонятной причине «Что? Где? Когда?» скатилось так низко, что не хватает слов, чтобы выразить всё своё возмущение. И в первую очередь это касается антуража. Если вспомнить «Слабое звено» и «Кто хочет стать миллионером», то эти шоу при всех своих определённых недостатках всегда выигрывали за счёт превосходного оформления зала, в котором происходит игра, а также за счёт великолепного музыкального сопровождения, особенно восхитительного в «Слабом звене». Каждая такая программа — это целый мирок, оторванный от серой реальности, где есть радость, интрига или коварство, но всё это, так или иначе, вызывает у зрителя разной степени восторг. Это — то, на что хочется смотреть, что хочется вспоминать и увидеть снова.
Можно ли поставить в один ряд с этими проектами «Что? Где? Когда?»? Нет, нельзя. Обособленный — без преувеличений — цирковой шатёрчик, в котором разворачивается шоу, — это не беда. Беда в брезгливом оформлении. Никакого вам тут простора, никаких яркого света или загадочной темноты — просто столик с крутящейся стрелкой и толпящиеся вокруг него игроки, величающие себя «знатоками». Освещают это вавилонское столпотворение какие-то лампочки из гаража дяди Васи, а что самое смешное — в этом помещении даже стульев на всех не хватает. За исключением той команды, которая непосредственно играет, все остальные просто стоят. Дополняют эту картину несчастные операторы, которые вынуждены толкаться между участниками, чтобы, втискиваясь в узкие проходы, успеть выхватить объективом волчок и выражения лиц ключевых фигур. В самом деле, непонятно, что где валяется и кто куда смотрит. Меткость и быстрота операторов — это единственное, что можно похвалить в «Что? Где? Когда?».
Говоря об изюминках, тут она только одна — в подавляющем большинстве серий ведущие (сначала Владимир Ворошилов, а потом Борис Крюк) находятся в другом помещении и общаются с участниками через динамики, порой сильно искажающие их голоса. Может показаться, что в этом есть какой-то художественный замысел, но реальность куда прозаичнее и печальнее. Скорее всего, ведущие всего-лишь пытаются себя обезопасить от нападок участников, а предпосылок для этого предостаточно.
Несмотря на клятвенные заверения, что цель шоу — это вопросы на логику, истина такова, что всё наоборот. Очень часто без углублённых знаний в некоторых сферах правильно ответить совершенно невозможно. Думаете, «аплодисменты» и «похвала» — близкие друг другу понятия? Или, может, «слепота» и «катаракта» подразумевают одну и ту же вещь — ухудшение зрения? Ничего подобного! По мнению тех, кто задаёт такие вопросы, это абсолютно разные понятия, и если вместо одного слова произнесено другое, то засчитывать ответ никак нельзя. Вдобавок на размышления даётся, как правило, не более минуты, и за это время — хочешь-не хочешь — надо в лучшем случае успеть согласовать своё мнение со всей командой, а в худшем — ещё и ознакомиться с предоставленными в качестве подсказки предметами. А предметами могут оказаться как картины малоизвестных художников, так и список вещей Михаила Лермонтова, состоящий из сотни пунктов, из которых ключевым для ответа является лишь один. Поведение игроков в таких условиях вполне предсказуемо — перекрикивающие друг друга голоса в отведённое для размышлений время, а также целое море искренних эмоций, которые далеко не всегда позитивные.
Отсюда и вытекает главный недостаток, который рубит под корень то немногое хорошее, что присутствует в шоу — лицемерие. Парадные костюмы с бабочками и галстуками, улыбки, обращение друг к другу со словами «господин» и «госпожа» — всё это перемешивается с выставляемыми напоказ клеветой, взаимной ненавистью к игрокам других команд, насмешками над проигравшими, злоупотреблением своим статусом и откровенным безкультурием, когда в сложных ситуациях шоу взрывается и превращается из игры в омерзительное выяснение отношений. От открытых драк ситуацию спасает лишь то, что все участники — люди, которые не хотят ударять в грязь лицом, иначе без присутствия мускулистых охранников играть было бы невозможно. А зрителям, надо полагать, это нравится. Нравится смотреть на то, как какие-то люди хотят придушить друг друга либо за успех, либо за поражение.
2 из 10
21 октября 2019
Таинственность и магия действа, странные звуки и пространство, невероятным образом отобранная музыка (монументальное вступление к «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса я услышал именно в этой программе года в четыре, так и запало в душу)… Меня всегда в «Что? Где? Когда?» привлекала в первую очередь не спортивно-интеллектуальная составляющая, а — атмосфера.
Как ни относись к В. Я. Ворошилову, а атмосферу он сумел создать мастерски. Само помещение, маленькое и тесное создавало ощущение чего-то важного, происходящего внутри. Узконаправленный, приглушённый свет только усиливал ощущение Тайны, вплоть до чего-то мистического. Такой же специфический звук, особенно тон за 20 секунд до конца обсуждения вопроса, видимо призванный выводить зрителя из транса. Гонг, в который бьют ассистенты ведущего, сразу напоминающий о религиозном ритуале… Висящие в зале мониторы (в 90-е — телевизоры), блестящая поверхность стола, а также некоторые музыкальные номера (вроде филипсовской Space wind) вызывали противоположные ассоциации, с бесконечными пространствами космоса и напоминали о золотом веке кинофантастики — 1970-х-1980-х.
Ну и конечно, же драматургия самой игры, где шестеро знатоков (кстати, их внешний вид, костюмы — тоже часть атмосферы, уже «элитарная»), перебирают разные варианты ответов, спорят, ссорятся, а публика в зале, те же конкуренты из других команд, постоянно то подсказывают, то пытаются сбить их с толку. Азартные команды, берущие решающий раунд и проигрывающие 0—6 при счёте в 5—2. Особенно западали в память и душу волевые победы, когда проигрывая 2—5, например, команды вытаскивали игру и уходили «со щитом», на котором было выковано 6—5… И ты сам, тоже в игре, только что взял вопрос, на котором провалились знатоки, празднуешь свою победу по ту сторону экрана…
Свою долю очарования добавляла и улыбка «вечно сытого кота» Барщевского, уникальный баритон самого Ворошилова, мелочность Крюка, из-за одного слова губящего команду, почти выигравшую сезон…
Само собой, харизма игроков — Бялко, Двинятина, Друзя, Козлова… Я поклонник старой школы «ЧГК».
Все это и запало мне в душу году, наверное, в 1986-м (кроме Барщевского, его тогда еще не было). Настолько, что даже сейчас посматриваю один-два выпуска из сезона.
Одним словом, все это — Магия. Ворошилову, Стеценко и остальным удалось соединить визуальные, интеллектуальные и сценарные элементы игры так, что она пережила и эпоху, её породившую, и даже самого Ворошилова. Создателям удалось и уловить дух времени. «ЧГК» для меня осталась воспоминанием об эпохе, когда казалось, что человек вырвался из оков материального, низкого мира; где он может жить, паря над «низменной реальностью», где индивидуальность важнее толпы, а интеллектуальный и творческий поиск есть необходимое условие формирования личности (образчиками таких личностей и были многие тогдашние знатоки), где знания и интеллект важнее денег, наконец. За это все отвечали не только атмосфера и драматургия, но и вопросы телезрителей, которые, как ни странно, обогащали зрителя познаниями из самых разных сфер жизни — от философии до системотехники (привет Друзю). Так что в моём восприятии «Что? Где? Когда?» всегда будет доля ностальгии по более светлым временам этого мира.
9 из 10
4 августа 2019
Будучи любителем интеллектуальных игр хотелось бы оставить положительный отзыв о моей любимой игре на ТВ. Здесь простые правила, особая атмосфера, продуманность сюжета. Могут смотреть как и совсем молодые зрители, так и старшего возраста, потому что на большинство вопр. можно ответить путём логических рассуждений, а не только путём жизненного опыта и знаний.
Данную программу начал смотреть с детства с перерывами, но последние 2 года слежу за всеми играми по инету. Приглушённые тона в зале и место проведения «Нескучный сад» создают слегка мистическую атмосферу. Правила игры — ответить команде из 6-и чел. на 1 вопр. за 1 минуту. Вопр. специально подбираются так, чтобы были из разных областей знаний: лит-ра, живопись, физика, астрономия и т. п. Поэтому даже если не сможете отвечать дома на них, то получите новыае знания. Интересно нблюдать за тем, как команда перебирая версии постепенно приходит к ответу. Здесь хорошо то, что она не скатилась до клоунады типа «Кто хочет стать миллионером?», куда в последнее время зовут артистов и клоунов, кот. превращают игру в некачественное театральное шоу. А приходят обычные люди с хорошим высшим образованием и опытом интеллектуальной работы. Считаю, что во времена, когда ведущим был Ворошилов, она была хуже, потому что тот больше действовал исходя из эмоций и правила соблюдались не так педантично, было много бардака. Однако даже сейчас одним командам ведущий пытается намекнуть на ход мыслей, с другими более строг, также попадаются реально некачественные вопр., к кот. можно подобрать много вар. ответов, почему и ставлю 8, а не 10. Радует то, что нынешние команды играют более живо и профессионально по сравнению с командами 20 летней давности. Значит, в стране ещё есть интеллектуалы и есть даже развитие в этой сфере.
Я не мастер рекламы и не уверен, что прочитав мою рецензию у многих появится желание включить игру. Однако стоит понимать, что проекту, кот. более 40-а лет, будь он низкого качества, не удалось бы продержаться столько на ТВ. Все пункты для хорошей интеллектуальной программы соблюдены: время на обдумывание, чёткий ритуал проведения, дух соперничества, сложность вопр., место проведения.
8 из 10
29 мая 2018
Уважаемые знатоки! Через одну минуту поменяйте, пожалуйста, две буквы в фамилии знаменитого писателя XIX века и получите название знаменитого романа века XX.
(самый упоротый вопрос в конкурсной практике автора)
Давным-давно, без малого сорок лет назад, в одной, ныне несуществующей стране некто Владимир Ворошилов (до женитьбы — Колманович) купил на одном из вещевых рынков детскую игрушку — волчок, сим простым действием внезапно открыв целую эпоху. Раскрутив его на круглом столе между Артурами, Галахадами и Ланселотами из МГУ (студенты скучной учебе завсегда предпочитали митинги, КВНы и ЧГКашки), Ворошилов превратил разгадывание загадок сначала в спорт, затем в бизнес, а потом уже и в шоу-бизнес. От студенческих игр, минуя элитарное казино, до закрытого клуба для избранных. «Что? Где? Когда?», как и любой долгоиграющий сериал, за несколько десятков сезонов пережил много событий, изменений, клиффхангеров и даже одну вынужденную смену шоу-раннера.
Забавно, что при этом именно безобидные интеллектуальные развлечения «ЧГК» ухитрялись быть зеркалом эпохи едва ли не в большей степени, чем потенциально остросоциальный и злободневный «КВН». По эволюции игры можно проследить историю большой страны, благо, с 1975 года материала накопилось преизрядно. Очкастые ботаники страны советов разыгрывали между собой книги, охочие до наживы игроки лихих девяностых пачками метали бабло прямо на игровой стол, а телезвезды нулевых старательно торговали лицом, зарабатывая не столько деньги, сколько имидж и статус, которые можно конвертировать в еще большие деньги уже вне вездесущего глаза телекамеры. Соответственно менялись и вопросы. Некогда на передачу приходили академики, предлагая знатокам за минуту решить задачки, над которыми выдающиеся конструкторские бюро бились годами, ныне же простое понимание логики вопроса и умение отсечь второстепенные факторы любого могут с легкостью натолкнуть на верный ответ.
Впрочем, не стоит говорить, что раньше деревья были большими. Смена акцентов обусловлена множеством объективных факторов. Для того чтобы программа нравилась зрителю, она должна быть яркой и зрелищной, следовательно, под нее должен быть написан соответствующий сценарий. И если по сценарию активно раскручивающаяся девочка-дебютант из команды спонсора хочет выиграть в суперблице решающий раунд при счете 5:5, значит надо наплевать на логику игры и позволить ей сделать это. В конце концов, зрителю нравятся напряженные моменты, да и сказка о Золушке (хотя какие уж там падчерицы-хозяюшки в команде РосАтома, в самом деле), пробивающейся из грязи к принцам, приятно греет душу сотням других золушек. Ныне олдскульный дух сохранился разве что в спортивном «Что? Где? Когда?», когда в душном зале собирается полтора десятка команд, зловещим шепотом (дабы не подслушали) обсуждающих очередную хитрую задачку.
В наш век договорные матчи давно уже никого не удивляют, и верить в кристальную честность «ЧГК» на общем глобальном рынке купли-продажи было бы довольно наивно. Но все же именно эта игра успела стать родной — за интересные и за дурацкие (тяжело забыть напряженный взгляд с экрана и внезапный лаконичный вопрос Ворошилова: «ЧЬИ ЭТО ГЛАЗА?» — апд. ответ был, кстати: Собчак) вопросы, за Козлова, готовящего в прямом эфире змею, за энциклопедиста Бурду и рыжего флегматика Федора Двинятина (и даже за команду КВН его имени), за палевные подсказки Ровшана Аскерова и непредсказуемую рулетку «13-го сектора», за то, что тут команда до последнего может обсуждать телевизор, а ответить «дезодорант» — и проиграть, за попытки найти ответ наперегонки со знатоками, за многочисленных Друзей и еще более многочисленных друзей, игравших со мной за одним столом («Зубробизоны», вы лучшие, что бы там ни показывала турнирная таблица наших соревнований). И очень скоро будут новые сезоны, новые эмоции и новые мемы. И это, в конце концов, здорово.
Ах да, ответ на вопрос в эпиграфе: если заменить две буквы в фамилии знаменитого писателя Эдгара Аллана ПО, то получим названием знаменитого романа Замятина «МЫ».
10 февраля 2015
«Что? Где? Когда?» — одна из немногих передач отечественного телевидения, которая с возрастом не только не теряет своей популярности, но и приобретает все больше и больше поклонников по всему миру.
Истоки программа берет в далеком 1975 году, когда великий гений Владимир Ворошилов придумал это интеллектуальное развлечение для двух семей. Не думаю, что кто-то ожидал, что через несколько лет обычная игра обретет грандиозный размах и станет главным телеразвлечением советских зрителей. Но все начинается с малого. Шли годы, передача становилась все более популярной, формировались команды, совершенствовались правила, вводились новые призы (поначалу ими были только книги).
Эпоху зарождения и становления программы я не застал, ибо мое рождение пришлось как раз на тот момент, когда интеллектуальный клуб превратился в интеллектуальное казино. Ну а мой первый просмотр состоялся аж в 2001 году — период, когда ушел из жизни основатель клуба Владимир Ворошилов и судьба программы повисла в воздухе. К счастью, его наследию не суждено было кануть в небытие. По результатам опроса, свыше 90% телезрителей проголосовали за продолжение телеперередачи, ну а её новым символом и ведущим стал приемный сын В. Ворошилова — Борис Крюк.
С того момента началась третья эпоха программы — знатоки больше не играют на деньги, и выигрывать денежные призы могут только телезрители. Естественно, для этого необходимо, чтобы знатоки не ответили на данный вопрос. Правила клуба продолжали меняться и после 2001 года. В частности, были введены сектора «блиц», «суперблиц» и сектор «13». Надо отметить, что это прибавило игре зрелищности. Ровно как и введение решающего раунда, в котором судьба команды находится в руках лучшего знатока по мнению капитана.
За историю телепередачи, в клубе играло и играет немало выдающихся интеллектуалов — мэтров, зарекомендовавших себя не только в элитарном клубе, но и на различных международных соревнованиях, в частности: Александр Друзь, Максим Поташев, Федор Двинятин, Борис Бурда, Ровшан Аскеров, Елена Орлова, Илья Новиков. Клуб славится и своими капитанами — эмоциональный Андрей Козлов, доброжелательный и любезный Алесь Мухин, строгий и невозмутимый Алексей Блинов придают придают каждой игре неповторимый шарм.
На данный момент «Что? Где? Когда?» по-прежнему является стабильным и качественным информационно-развлекательным продуктом российского телевидения. Смотря эту передачу, каждый телезритель может проверить свои интеллектуальные способности и почувствовать себя знатоком. Ну а те, кто напрягать мозги не желает, могут просто понаблюдать за красивой игрой или поболеть за любимую команду или знатока.
10 из 10
P.S. Весенняя серия игр 2013 уже началась. Ближайшая игра уже в эту субботу. Не пропустите!
11 апреля 2013