Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайна страны земляники |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Константин Чикин, Алла Грачева |
сценарий: | Алла Грачева |
видеооператор: | Анатолий Гаврилов |
композитор: | Леонид Вербицкий |
художники: | Жанна Покулитая, Т. Черни |
монтаж: | Юлия Сребницкая |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 19 мин |
Многие наверняка слышали тёмную теорию о «Простоквашино», привычные персонажи предстают в более неожиданном и подозрительном свете. Но уверяю вас: «Простоквашино» очень далеко до «Тайны страны земляники», где почти открытым текстом… вернее, открытым кадром показывают удивительный мир, где многие персонажи ведут двойную жизнь.
Младшая аудитория, конечно, не обратит на это внимание, но пионеры Лариска и Дениска попадают в страну, где живут сплошные клоны. У них одинаковое, будто запрограммированное мышление, они одинаково реагируют на команды, и каждая из трёх категорий выполняет определённую функцию – хвастается, подлизывается и ябедничает. Если представить, что мультфильм изначально создавался для более взрослой аудитории, то получается, что главные герои раскрывают великий заговор по созданию порабощённого общества. Но что самое удивительное – главный злодей только прикидывается монстром, ибо на нём хорошо различим чёрный костюм.
Но если в «Простоквашино» подобные незаметные детали создают почву для интересных обсуждений, то «Тайна страны земляники» является очень проблемным мультфильмом. Тут много сцен, в которых главным героям очень везёт. Либо часть сцен из итоговой версии вырезали, либо монтажёры работали спустя рукава, поскольку Лариска и Дениска иногда телепортируются в очень неожиданные места, куда по сюжетной логике не могли попасть с такой скоростью. Возможно, часть «загадочных» сцен являются и недобросовестной работой художников, которые, например, заставляют хулиганов колотить не врагов, а пустой воздух. Двойная жизнь рыжего мужчины тоже может быть следствием такой халтуры.
Мораль о детском воспитании просто не вписывается в странности сценария. Это объективно неудачный мультфильм, который нуждался в переделке, но авторы, видимо, в какой-то решили, что и так сойдёт.
3 из 10
15 февраля 2023
Собственно, да — в значительной мере Страна Земляника из мультфильма и есть неплохо гротескная аллюзия на любую капиталистическую диктатуру. Да и на некапиталистическую, собственно говоря, тоже.
Если кого-то с резко антикомунистическими выпадами при просмотре мультфильма сразу напрягло обилие в Стране Землянике неких объектов радикально красного цвета, отражённого аж в самом её названии, утешу: подобный посыл автора откровенно маловероятен. Хотя всё может быть, у иных проскакивало… Но лично я с такой простотой в детском мультике не согласен.
Теперь собственно вдумчивый анализ мультика.
Посудите сами: земляника, уже в смысле отражения уровня изобилия, в стране произрастает огромная, но её местные жители, собирая, почти не едят сами, а сдают большую часть «верхнему начальству» (читай «диктаторскому олигархату»), чтобы зажиралось в три пуза. За невыполнение установленной дневной нормы и излишнюю развязность поведения немедленно следует жёсткое телесное наказание (бр-р!). При этом видна чёткая клановость (без малого сословность) местного общества с явной гипертрофированностью типичных для капиталистического человека черт характера (хвастовство, доносительство, угодливость, агрессивность, покорность воле начальства), а также жёсткая, на грани типичного тоталитаризма, регламентированность поведения и немалая ксенофобия, которая очень характерна для тоталитарных обществ. Со стороны всё это выглядит жалко, смешно и нелепо.
Видны следы малообразованности, крайней узости круга «бесполезных» развлечений и зашоренности взглядов местных обитателей из-за жёстко навязываемой идеологической пропаганды: из расспросов спасённого невольными пришельцами Дениской и Лариской представителя клана хвастунов Кузьки сразу же выясняется, что ни он, ни его собратья не знают о происходящем в Большом Мире практически ничего, кроме примитивных отрицательных штампов, далёких от реального положения дел. Кодексы поведения кланов не только между собой, но и во внутренних контактах их членов поощряют эгоизм, разобщённость, враждебность и презрение (открытое либо скрытое) к интересам ближнего, отсутствие чувств симпатии, дружбы и тяги к взаимопомощи. Что, как видно, создано специально, дабы максимально снизить вероятность скрытых заговоров и восстаний с целью свержения правящей верхушки. (Где мы всё это видели наяву — Вы, думаю, легко сообразите и сами.)
Глядя на Одноусого и Белую Ворону, нетрудно сообразить что они — сказочная аллюзия на сотрудников центрального управления мощной спецслужбы, имеющих не самое малое звание и свободный выход за пределы своего закрытого государства. Белая Ворона, если судить по особенностям её поведения — младший офицерский чин, что-то вроде лейтенанта-капитана, Одноусый — явный генерал! С адьютантом. Как видимо, страну Землянику они покидают для осуществления внешней разведки и кражи ценных предметов, в ней не производящихся. Феномен компаса здесь аналогичен тому же коробку спичек из более поздней «Кин-Дза-Дзы» — нечто элементарное у нас, имеющее крайний дефицит и высокую цену «у них», о чём догадываешься только тогда, когда тебя нагло облапошивают. (Ничего не напоминает? Джинсы и жвачку, например?)
Кстати, Белая Ворона, как символ индивидуальности и непохожести на других, по-моему, тоже неплохо характеризует образ местного чекиста: он Другой Человек из другого общества, хозяйского, барского, имеющего Другой Закон и крепкую палку. Словом, этакий «грозный опричник Кирибеевич»: мелкий, корыстный, всегда трусящий перед начальством, но всерьёз упивающийся собственной значимостью и неподсудностью посреди плебса. И горе тому, кто осмелится встать у него на пути…
А одноусый генерал от акта откровенной агрессии в свой адрес (похищения компаса) оказывается сперва в шоке, но потом быстро сатанеет. Ещё бы: ему в своей стране никому и ничего доказывать не надо — и так все стелются ковром! По тревоге на пресечение вопиющего беззакония моментально вываливается крайне агрессивная зондеркоманда местного СС. Или хунвейбинов — ну, тут уж кому какое сравнение ближе… Лично я вижу в них небезызвестные экипажи боевых мотоциклов BMW R73 с турельными пулемётами MG42.
Процесс поглощения земляники Чёрным Властелином (действительно крайне отвратительным чудищем!) вызвал у меня стойкую ассоциацию с жертвоприношением Молоху, Вельзевулу или Кали.
Ну и заветная мечта его по завоеванию мира, глобальной и абсолютной власти, до которой один шажок… Нужны ли дальнейшие комментарии?
Тем более, что следующие действия главных героев уже больше напоминают микробондиану: побег из плена с верной подружкой, смелое выкрадывание артефакта, погоня злодеев, нечто вроде финальной битвы… и Злу конец!
Дальше — закономерное освобождение жителей Страны Земляники от тоталитарного рабства с помощью древней эльфийской магии.
… И поутру они проснулись. Было ли всё приключение наяву — сие неведомо.
Но даже без подобного скрупулёзного анализа взрослого нудяги мультфильм действительно великолепен!!! Увы, ныне таких не делают…
4 ноября 2016
Как вы думаете, что сделают маленькие дети, если кто-то внезапно украдет у них компас и скроется в глубоком и темном дупле дерева?.. Вы угадали: они полезут в дупло, чтобы настичь похитителя и вернуть компас! Именно так и начинается советский мультфильм для детей «Тайна страны земляники». Словно Алиса Кэрролла, двое пионеров — Дениска и Лариска — сквозь подземный ход попадают в сказочную страну, где растет огромная земляника, сбор которой является промыслом местных жителей. Вот только половину собранного эти несчастные отдают местному тирану, который оказывается тем самым вором, укравшим у главных героев компас. Если вы подумали, что детки устроят революцию и переворот в стране земляники, ведь мультик-де советский, мол, было бы неудивительно, то вы не правы — задачей двух пионеров будет возврат компаса и собственное спасение от тирана и от его тайного покровителя — монстра, поглощающего для восстановления сил всю собранную аборигенами землянику…
Эту двадцатиминутную мультипликационную ленту, снятую по одноименной сказке автора с химическим именем Радий Полонский можно приводить в пример в качестве удачного назидательного мультика для детей. Ни одной минуты экранного времени не потрачено зря — сюжет развивается с поистине головокружительной скоростью, а между переживанием приключений Лариска и Дениска успевают прочитать нотации местным жителям — Хвастунам и Подлизам, рассказывая им о недопустимости их естественного поведения — хвастовства и подлизывания — в цивилизованном (читай — советском) обществе. Не раз дети оказываются в опасных ситуациях, и спасаются они лишь благодаря собственной смелости, взаимовыручке, а также — своим новым друзьям. В этом мультике наблюдается удивительный баланс приключенческого экшна и морализаторства; выглядит это довольно забавно и уж точно нескучно.
Еще интересней стилистика фильма: необычная карикатурная рисовка и акварельные цвета напоминают старые иллюстрации к детским сказкам, отчего при просмотре возникает легкое чувство ностальгии. Сразу замечается гротескность в изображении персонажей, что придает ленте очарование в глазах не ребенка, но взрослого. Есть также некоторые особенности в мультфильме, которые нельзя не отметить и которые создают при его просмотре взрослым человеком особую атмосферу. К примеру, девочка Лариска, отдаленно смахивающая с ее треугольным лицом и огромными раскосыми глазами на Анастасию Вертинскую; чем-то похожий на Сальвадора Дали тиран Одноусый, который своим умением использовать свой отросший до длины в пару метров ус вызывает приступ хохота; и наконец, таинственный земляничный монстр, напоминающий уродливого Карлсона с выросшими вместо ушей кожистыми крылышками. Гротеск, абсурд, нелепица — но тем и хорошо, ибо смотрится интересно и весело, и даже назидания для подрастающего поколения, периодически звучащие из уст главных героев, вызывают лишь снисходительную улыбку.
Вряд ли авторы мультфильма «Тайна страны земляники» добивались именно такого эффекта, все же снималась эта лента больше для детей, живших почти полвека назад, нежели для современных взрослых. Но именно взрослым она может доставить двадцать минут ничем не замутненного удовольствия и… А когда вы в последний раз ели землянику?..
11 октября 2014