Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Старые стены |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Трегубович |
сценарий: | Анатолий Гребнев |
продюсер: | Владимир Семенец |
видеооператор: | Эдуард Розовский |
композитор: | Георгий Портнов |
художники: | Грачя Мекинян, Наталья Кочергина |
монтаж: | Маргарита Шадрина |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 марта 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
СССР
начало 70-х годов XX века
Анна /Людмила Гурченко/ - директор ткацкой фабрики, деловая и ответственная женщина, вдова, живёт с пожилой матерью
Володя /Армен Джигарханян/ - бывший лётчик, с которым у Анны случился краткосрочный курортный роман
Ирина /Евгения Сабельникова/ - дочь Анны, ушедшая от мужа, потому что «разлюбила»
Павлик /Евгений Киндинов/ - муж Ирины, не понимающий, отчего ушла его жена
Виктор /Борис Гусаков/ - главный инженер фабрики, желающий всё делать по-новому и не считающийся с человеческим фактором
Александр Иванович /Фёдор Одиноков/ - начальник цеха, не нашедший общего языка с инженером
Нина /Алла Будницкая/ - репетитор Анны по английскому языку, яркая и современная женщина
Каждый из нас знает историю Кати, у которой жизнь в 40 лет только началась, но мало кто знаком с судьбой Ани, которая так же является директором большого завода. Аня, как и Катя, сильная одинокая женщина, воспитавшая дочь, управляющая большим коллективом и после сорока лет встретившая достойного мужчину, стоящего ниже неё на социальной лестнице.
Это, впрочем, неудивительно, что судьбу Ани мало кто знает. В праздничные дни – особенно в новогодние – можно в программу передач и не заглядывать, всем известен список фильмов, которые идут на всех федеральных каналах, ничего не меняется из года в год.
А меж тем сколько же не менее талантливых и жизненных работ хранится в истории нашего советского кинематографа! Даже обидно, что обычный зритель о вот таких вот тихих шедеврах, коим является картина «Старые стены», никогда и не узнает. А у меня возник вопрос, не вдохновился ли Меньшов историей и характером Ани, превосходно показанным Людмилой Марковной?
Имя Джигарханяна наряду с Гурченко выведены в заглавные титры, как имя человека, сыгравшего главного персонажа. Первые кадры – курорт, где Аня отдыхает, щеголяя в привычных деловых костюмах /обычной одежды у женщины нет, из чего мы уже делаем вывод о её образе жизни, приоритетах и характере/, симпатия Володи и Ани могут обольстить зрителя, подумавшего, что ему предстоит увидеть романтическую историю.
Но нет, экранного времени у Джигарханяна всего ничего, а главный упор в фильме сделан не на его истории с героиней Гурченко, а на истории женщины-руководителя в мире мужчин, которые с радостью отдают бразды правления слабому полу, а сами «отращивают волосы» и даже вопрос выбора обоев в новую квартиру решать не хотят.
Фильм – это такой срез определённого временного промежутка в нашей стране. Вопросы его, казалось бы, уже мало кого могут интересовать. Что важнее – работа или личная жизнь? Коллектив или индивид? Ответственность или счастье? Нет, конечно, эти вопросы отнюдь не устаревшие, они и сегодня важны и сегодня волнуют многих.
В диалогах обыденной жизни можно услышать много тем для размышлений, много мыслей, которые и у тебя порою возникают в голове, много противоположных точек зрения, в каждой из которых есть рациональное зерно. И пусть вас не обманывает слово «мелодрама» в аннотации. Это история о простой жизни, которая вполне может быть похожа на вашу.
В картине открытый финал, многим показалось, что история не завершена, а оборвана на полуслове. Не соглашусь с этим, поскольку открытые финалы сама люблю и вам полюбить советую. Ведь додумывание концовки истории говорит о том, что с героями вы соприкоснулись по-настоящему, поняли их и можете сами предположить, куда их приведёт дорога в ночном городе.
28 июля 2024
Отпуск. Курорт. Двое уединились. Ему почти 40, а она видимо постарше. Авторы весьма откровенны и не собираются скрывать от зрителей личную жизнь своих персонажей. Вскоре они расстанутся пообещав друг другу встретиться еще раз. Но что из этого выйдет?
Что после курорта? Трудовые будни. Она - одинокая мать и руководитель крупного производства в Московской области. Скромная хрупкая женщина оказывается в ответе за все и за всех. Тут и жалобы на отсутствие квартиры у служащих, и просьбы зятя помочь в примирении с женой, и споры о том, как нужно вводить усовершенствования в производство.
Людмила Гурченко отменно показывает умудренную опытом женщину, которая пропускает каждое свое решение через себя, тщательно все обдумывая. Тут она подарила зрителю одну из лучших своих ролей. Прежде всего она отказалась от своих привычных озорных клише. Ее героиня совсем иная. Никакой бравады, только серьезность и неожиданная для персонажей Гурченко кротость.
- Но только я чем могу помочь, - отвечает она своему зятю на просьбу повлиять на дочь.
- Не знаю... Повлияйте...
- Ну так как же мне на нее влиять?
- Она Вас очень уважает...
- Еще бы ей меня не уважать. Но как влиять ты мне объясни? Ну что мне ей сказать... 'Ирина у тебя муж хороший человек'? Но ведь хороших не любят, хороших уважают, а любят... черт его знает кого любят. Иной раз мужик дурной, пьет и дерется, обижает ее, а ты попробуй слово про него скажи.
- Так что же, мне бить ее что ли?
- Не знаю.
- Да Вы что? Вы это серьезно?
- Не знаю, может и побить и то лучше, чем ходить и плакаться теще...
В этом диалоге Гурченко ошеломляет зрителя мудростью с которой ее героиня проводит очень непростую в своей жизни беседу. Не менее значимый момент будет когда ей подчиненный главный инженер сделает замечание, что она обращается с ним на 'ты'. Важно, что Анна Георгиевна сразу же проводит работу над ошибками и не просто признает ошибку, но в кратчайшие сроки избавляется от фамильярности.
Она будет спокойно объяснять своему визави, что в общении с людьми важны осмотрительность и тактичность. Но когда он позволит себе неосторожную фразу о 'двух медведях в одной берлоге' глаза начальницы сверкнут. За этим последует гениальная отповедь: 'Это ты то медведь? Ты еще медвежонок'.
Буквально каждая линия фильма окажется не только раскрытой, но и будет содержать второй смысл. Балансируя на грани двух жанров - производственной драмы и истории любви Викто Трегубович создал нечто значимое и изящное, глубокое. Неспроста снятая позже 'Москва слезам не верит' имеет с лентой такое сходство. Предположу, что основные сюжетные координаты из высококлассной, но не получившей особой известности у зрителя ленты просто взяли для создания более простой, неискушенной и жанровой картины
9 из 10
28 апреля 2024
«Старые стены» — это не только отсылка к спору директора с главным инженером, это метафора коснеющего мышления главной героини. Это те чересчур пуританские и довольно устаревшие (даже на то время) взгляды о личном счастье. Оттого-то доводы матери в беседе с дочерью выглядят столь беспомощными, что она просто уходит от разговора, запираясь в ванной.
«Не дай Бог быть счастливой в такой исторический момент».
А старые стены иногда нужно ломать. Об этом, в том числе, говорит прогрессивный старый инженер, поднимающий вопрос о целесообразности плана, абсурдности слепого премирования независимо от результата и прочего. Да и у самого инженера жена совсем не традиционной, не «обычной» профессии — киновед. Об том, кстати, узнаёт директриса, когда напрашивается в гости и выпивает с ним вино (в современных фильмах эта сцена имела бы слишком однозначную оценку и весьма предсказуемый финал). Да ещё наваливается на директора изучение английского, решение семейных перипетий работников и собственной дочери (да и сама она вспоминает, что ещё не старушка), недовольство жителей барака, которые только и пашут на заводе, чтобы квартиру получить.
Вот потому-то и такой финал. Героиню всё время обуревают мысли — выйти замуж? Надеть короткую юбку? Уступить в соперничестве за лидерство инженеру? Что делать со всеми рабочими напастями? Сломать старые стены или спрятаться в них?
Гурченко здесь прекрасна. Это её лучшая роль, на мой взгляд. Убедителен Джигарханян. Замечательно сыграли свои роли Б. Гусаков (инженер), Ф. Одиноков (начальник цеха), Е. Киндинов (зять). Неожиданно было увидеть Андрея Миронова, да ещё и озвученного мастером Демьяненко.
9 из 10
2 марта 2022
Я люблю советское кино, но это именно тот случай, когда не стоит тратить время на фильм
Многообещающее начало, но дальше довольно нудно показывают различные ситуации на фабрике и то как с ними справляется директор (Гурченко)
Фильму не хватило какой-то глубины, конфликта, все так прямолинейно и ещё и нет конца толком, нужно придумать самим как поступила главная героиня, хотя все так скучно подано, что за неё не болеешь и не переживаешь
Только запомнился момент, где главная героиня разговаривает со своей дочерью, которая решила уйти от своего парня, ведь она его ну совсем не любит. Так вот Анна Георгиевна пытается её вразумить, мол такой хороший мальчик, не пьёт, не бьёт, умный. Дочь разными аргументами объясняет, что она с ним не совсем не счастлива, но мать начинает упрекать и давить на совесть, вызывать чувство вины, мол надо не только о любви думать, ты о нас подумала? вон бабушка теперь не спит, я переживаю… Ну неужели нужно всю жизнь прожить с человеком, только чтоб мама и бабушка спали спокойно???
Короче говоря, есть такое количество прекрасных фильмов, что на этот ну совсем не стоит тратить время, ну совершенно ничего он вам не даст
5 из 10
14 мая 2020
Посмотрела по рекомендации подруги, для которой это один из любимых фильмов, но мне он не очень понравился.
История интересная и могла бы зацепить, но то ли сюжет поверхностный, то ли слишком многое не договорено или не прочувствовано, но, мне кажется, в этом фильме чего-то не хватает: нет глубины, снято недостаточно эмоционально. В процессе не очень понимаешь, куда все это ведет и к чему, и для чего это смотришь. Скучно, нудно, предсказуемо — пару раз (смотрела поздно вечером) хотелось выключить совсем, но в итоге все же решила досмотреть. Но и тут ожидало разочарование: и конец не очень понятный.
И даже неплохая игра Л. Гурченко и А. Джигарханяна ситуацию не спасает. Похожий сюжет про деловую женщину, у которой раньше не было в жизни отношений, а потом они появились, и про то, как это с непривычки непросто принять, блестяще снял В. Меньшов в «Москва слезам не верит» — так вот, в сравнении с тем фильмом этот сильно проигрывает, мне кажется.
Не жалею, что посмотрела — Гурченко в этой роли довольно необычна, но, если бы не посмотрела, то много бы не потеряла.
6 из 10
30 ноября 2015
И вроде ничего особенного… Все просто! Показана обычная жизнь обычной советской директрисы — выполнение плана, суета, отношения с дочерью, личная жизнь, усталость… Но как замечательно сыграны роли! Каждая эмоция в фильме показана до мельчайших подробностей, актеры заставляют поверить, что они живут вот такой жизнью..
В этом фильме очень хорошо показана жизнь обычного русского человека, и все тонкости отлично передают настроение фильма.. Проблемы с жильем, отношения на производстве, семейные отношения, курортные романы, все это из жизни людей
Да, кино мелодраматичное, но оно оставляет хорошее, теплое впечатление на душе. Простой фильм, который открывает философию отношений советских людей, их быт, их идеологию, их радости и невзгоды
Такое кино может научить многому, даже не отвечая на главные жизненные вопросы
12 июня 2012
Фильм, который не дает ответов, а лишь формулирует вопросы. Безусловно, темы затронуты актуальные — это понятно. И роли сыграны замечательно — никаких претензий. Но… Целостной художественной картины не получилось. Слишком много экранного времени уделено описанию существующего положения дел. Одиночество главной героини, проблемы ее дочери, конфликт интересов на фабрике, жилищный кризис — обо всём этом мы узнаем подробно, после чего, на мой взгляд, вполне естественно, надеемся на соответствующее продолжение, развитие, поступательное движение — назовите как угодно. Ан нет. Впереди обрыв. Неожиданный, незапланированный, неуместный, прямо скажем.
И, дорогие зрители, как хотите, так и понимайте. Думайте, размышляйте, спорьте, наконец, — полная свобода действий. Если так и задумывалось, то это еще полбеды. Если же за этой пустотой скрывается некая многозначительность, намек и пр. — извините. Это Вы перестарались. Тут нам с Вами не по пути. Виданное ли дело, чтобы сказки заканчивались после слов «жили были дед да баба, и решили они… (испечь колобка, посадить репку и т. п. — не суть)'. Точка. Или многоточие — не принципиально. А как это у них вышло — думайте сами. Вы же умные советские зрители. У Вас всё получится. Что ж, может, и так, да только зачем Вы нам тогда нужны, господа авторы?! Вот ведь в чем вопрос.
В общем, начали за здравие — 5 баллов заработали железно, а дальше — верные 2 с формулировкой «тема не раскрыта».
7 из 10
6 ноября 2008