Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Плотницкие рассказы |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Павел Резников, Надежда Марусалова, Борис Бабочкин |
сценаристы: | Борис Ткаченко, Павел Резников |
видеооператор: | Владислав Ефимов |
художник: | Александр Грачев |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
Огромной силой обладает время. То, что десятилетия назад было близким и понятным, сегодня уже представляет ценность совсем иную — историческую, музейную. Детали по-прежнему важны (и чем глубже был зарыт экспонат, тем они важнее), но на первый план выходит интерес к приметам минувшей эпохи. Так и затерянный среди огромного количества малоизвестных продуктов советской киноиндустрии, фильм «Плотницкие рассказы» вряд ли станет открытием даже для неискушенного зрителя, но этот крохотный осколок прошлого несет в себе некую энергетику, которую приобрел благодаря своей 40-летней выдержке.
Киноспекталь был поставлен в 1973 году по одноименной повести Василия Белова, одного из самых ярких представителей «деревенской прозы». По большому счету, фильм представляет из себя монолог сельского плотника Алексея Дмитриевича Смирнова, в котором он рассказывает о случаях из своей жизни. Начинается лента повествованием о рождении, продолжается рассказами о детстве, первой любви, об освоении ремесла, а заканчивается рассуждениями о грядущей смерти. Таким образом, перед зрителем вырисовывается цельная картина мира этого человека. И хоть сам герой утверждает, что его жизнь «каждому на свой лад», идеологическое поле того времени почти не допускает вольности в трактовке этих рассказов. Речь идет о человеке и его месте в социалистическом обществе, где де-факто государственной религией является атеизм, иконы заменены на портреты членов политбюро, а место Христа занимает Владимир Ульянов. С последним связан один из самых тиражируемых штампов «Ленин умер, но дело его живет». Очевидно, все члены обновленного общества должны следовать заветам своего вождя, а потому и собеседник плотника, приехавший из города на время отпуска Константин, спешит переопределить понятие души, заменив его «делом, которое живет», в данном случае — построенной баней. Критика религии и её противопоставление новой квазирелигии под названием коммунизм в том или ином виде встречается многократно, начиная с незатейливой истории из детства про посещения церкви, которые оказали прямо противоположный эффект от ожидаемого и привели лишь к дурному поведению и заканчивая прямым отрицанием существования чего-либо сверхъестественного.
Такие черты, конечно, вряд ли видятся любителям придаваться ностальгии или посмотреть идеалистическую картину, но такие кирпичики составляли огромное здание нашей истории. Истории бурной, тяжелой, порой просто невыносимой. И именно поэтому «Плотницкие рассказы» можно считать малым памятником эпохе социализма и большим монументам тому поколению людей, на долю которых выпали самые ужасные события XX века, две мировых войны и одна гражданская, и которые при этом сохранили в себе те качества, которые мы привыкли в совокупности называть человечностью.
7 из 10
4 августа 2014