Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гаспары |
английское название: |
Les gaspards |
год: | 1973 |
страны: |
Франция,
Бельгия
|
слоган: | «...a real underground comedy» |
режиссер: | Пьер Черния |
сценаристы: | Пьер Черния, Рене Госинни |
продюсеры: | Сауль Купер, Рэймонд ЛеБланк |
видеооператор: | Жан Турнье |
композитор: | Жерар Кальви |
художники: | Уилли Холт, Моник Дюри |
монтаж: | Франсуаз Жавэ |
жанры: | фэнтези, комедия, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 февраля 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Шок! Сенсация! Эксклюзив! — отщепенцы захватили парижские катакомбы! Более того, они угрожают безопасности парижан!
Однако бояться не стоит: фильм вовсе не про криминал, это несколько эксцентричная история с несомненно глубоким подтекстом, ибо французы народ не терпящий тривиальности как в постановке вопроса, так и в его разрешении. Данный фильм отличный тому пример.
Как когда-то Крылов пытался открыть нам глаза на так называемую «просвещенную» публику, так и этим фильмом комедиограф Пьер Черния пытается продемонстрировать нам ужасы глобализации для своего народа, более того, для всего человечества, учитывая значение Парижа для мирового сообщества как бессмертного города.
Актерские работы, стоит отметить, просто-напросто безукоризненны — трио Галабрю, Серро, а также мелькающий Депардье в 70-х сложились в первоклассную команду, сыграв вместе ни в одном фильме (как минимум, можно отметить «Пожизненную ренту»), не подвели и здесь: историк, вынужденный стать книгопродавцем в исполнении Серро обворожителен — на мой взгляд, он принял правильное решение в этом образе поубавить эксцентрики, которой он не жалел в своих комедийный работах того периода. Галабрю же как всегда паникер от бога, в этом состоянии раскрываются все грани его таланта. У Депардье же тут роль немного побольше чем в остальных фильмах раннего периода — даже с небольшими монологами, что для начинающего, в общем-то актера уже неплохо.
В общем, здесь вашему вниманию представлен коктейль из социальной проблемы, умеренной эксцентрики, неповторимого французского шарма и свежести парижских красот, в том числе и подземных! В отличие от фирменного джеймсбондовского «взболать, но не смешивать», здесь все элегантно смешано и подано под невероятного аромата соусом — бон апети, друзья!
7 из 10
17 мая 2017
Забавный фильм. Наверное, в чём-то пророческий. Правда, не для Франции он пророческий. Они-то свой Париж отстоять сумели и сохранили город от бездушной хай-тековской урбанизации. И небоскрёбов возле Нотр-Дамм не понатыкали. И исторический центр сберегли.
В «Гаспарах» один министр чего стоит! Министр общественных работ… Нет, он не хапуга. Он не ведает, что такое откаты и коррупция. Он просто фанатик. Трудоголик-придурок, решивший, что только он и знает, как осчастливить парижан. И сделать Париж супер-привлекательным для туристов.
- Через 25 лет наступит 2000-й год (фильм, напомню — 1974 года, — прим. авт.), — строит он свои гигантские планы. — Проблема N1 — разгрузить движение в Париже. Как это сделать? Элементарно! Достаточно забетонировать поверхность Сены, провести белую полосу посередине — и вот! Получите магистраль достойную столицы!
Он лихо рассуждает о том, как история должна протянуть руку будущему. Это значит — слева и справа от Нотр-Дамма воткнуть две высоченные башни из стекла и бетона.
… В принципе, всё что хотел и что не получилось у того министра, с успехом было воплощено, например, в Москве (правда, Москва-река, пока ещё сохранилась), чуть было не состоялось в Питере (помните, «газпромовскую» башню на Охте). А в Калининграде-таки закатали исторический водоём в асфальт, чтобы сделать парковку возле супермаркета.
Но вообще-то фильм «Гаспары» не об этом. Могут ли одиночки-интеллектуалы противостоять недобрым силам в образе чиновников и бездушной государственной машины?.. Могут, если они объединятся. Такой напрашивается вывод после просмотра картины.
Гаспары, на парижском (а, может, и ещё на каком-то) жаргоне означает «крысы». Но в отличии от интеллектуала-книжника (яркая роль, исполненная Мишелем Серро), влюблённого в историю своего города, они не имеют намерения спасать культурное наследие Парижа. Они не повстанцы с планами изменить мир. Они счастливы тем, что в их маленьком государстве — свой, ими же самими придуманный мир. У них нет дураков-министров. Митингов и демонстраций. Налогов и полиции. Единственно, чего им иногда не хватает — это свежего воздуха… А их предводитель (прекрасно сыграл эту роль Филипп Нуаре) — вовсе не самозабвенный альтруист. И не сторонник железной дисциплины а-ля Урфин Джюс и его деревянные солдаты… А обыкновенный… тунеядец. Женщины, вино, свежий салат на обед. А по выходным — театральное представление, сыгранное похищенными «наверху» актёрами…
Режиссёр картины — Пьер Черния. Мне не встречались его другие фильмы. Но «Гаспары» — лента запоминающаяся. И комедия неплохая. И задуматься заставляет. Например, отчего это в нас столько малодушия, и так редки порывы к благородным поступкам.
9 из 10
29 ноября 2014
Существуют ли параллельные миры? Что может сильнее разжечь наше любопытство, как не ответ на этот вопрос? Несомненно, в необъятной Вселенной есть планеты, подобные Земле, но вряд ли мы когда-нибудь узнаем, как живут их обитатели. Если только не попробуем напрячь фантазию. А вот жизнь параллельного мира под нашими ногами мы вполне можем потрогать руками, если осмелимся спуститься в старую шахту или шагнуть в тёмные огороженные уголки метрополитена. Тогда мы сможем выяснить, что подземные жители очень мирные и любят быть незаметными. До тех пор, пока никто не вторгается в их владения. А то случается, на должность министра общественных работ назначат энтузиаста-сумасброда, который решит, что негоже Парижу отставать от Нью-Йорка. Тогда на месте снесённых памятников архитектуры или исторических площадей начинают расти небоскрёбы, автостоянки и прочие признаки современного мегаполиса. Строительство не обходится без земляных работ, которых аборигены катакомб стерпеть уже не могут. Тогда, забыв о своём нестроптивом характере, они объявляют непримиримую войну наземной цивилизации. Время невинных шалостей, вроде кражи кукурузы с грядок, коллекционного вина из погребов и экспонатов Лувра, прошло. Начинают пропадать группы туристов, рушиться правительственные здания.
Жанр фильма поначалу определить непросто. Таинственные исчезновения людей, персонажи Виктора Гюго в подземных коридорах настраивают на мистический детектив. Надпись при входе в пещеру «остановись, идущий, здесь тебя ждёт смерть!» — признак комедийного хоррора. Угрозы в адрес государственного чиновника заставляют ожидать что-то вроде политического боевика. И не сразу выясняется, что мы смотрим комедию с элементами абсурдистской фантастики. В картине переплетаются две распространённые сюжетные линии, поданные здесь пародийно. Это одновременно фильм-путешествие и фильм-расследование. Скромный продавец книг, а по совместительству историк-писатель, отправляется искать пропавшую дочь. Для чего ему не нужно пересекать океан на зафрахтованной яхте, а достаточно спуститься в заброшенный подвал. Но храбрость и благородство от него потребуются неподдельные. Вторая линия — потуги госслужащих распутать дело с недружелюбными сигналами из подземелья. Подаётся это, конечно, в неправдоподобно-комическом виде, но в каждой шутке есть доля шутки.
Режиссёр фильма, Пьер Черния, известен малоизвестными, большей частью телевизионными комедиями, адаптацией сценариев для мультсериала про Астерикса и участием в его озвучке. Его юмор не отличается искромётностью, а носит скорее вялотекущий характер. Тем приятнее комические вспышки в неожиданных моментах. Отсмеявшись, недоумеваешь, как можно было веселиться от подобной глупости. При повторном просмотре выясняется, что шуток тут гораздо больше и что они тоньше, чем показалось вначале. Несказанно радует обилие знакомых лиц. Мишель Серро, любимый актёр режиссёра и исполнитель главной роли, правда, проходит весь фильм с деревянным лицом. Блистательный Филипп Нуаре вылезет на мастерстве. Молодой Жерар Депардье не спешит проявить свой выдающийся талант. Актёр, играющий министра, совсем не смешной, хотя обязан быть таким. Пожалуй, лишь Мишель Галабрю (помните старшего жандарма в серии картин с де Фюнесом?) доказывает, что истинно рождён для роли комического комиссара полиции.
Наверно, не будет большой ошибкой предположить, что фильм Черния повлиял на появление ужастиков, где обыгрывается страх перед тёмной неизвестностью подземных пространств. А вот в том, что Кустурица вдохновлялся этой картиной, создавая знаменитый «Андеграунд», сомневаться не приходится. В «Гаспарах» та же самодостаточная подпольная коммуна с местным оркестром, те же велосипеды для выработки электроэнергии, солдат, не подозревающий, что война закончилась тридцать лет назад. Югославский мастер пошёл, конечно, дальше, опутав сетью подземных ходов всю Европу и наделив своих героев трагической судьбой. У французского режиссёра немного проще. Гаспары, что на жаргоне означает «крысы», не имеют намерения спасти культурное наследие Парижа. Они не повстанцы с планами изменить мир. Они счастливы тем, что в их маленьком государстве нет налогов, автомобилей и почти никакого шума. Их предводитель не самозабвенный аскет и не сторонник железной дисциплины, а сибаритствующий тунеядец, не отказывающий себе ни в каком удовольствии. Может быть, лента снималась лишь для того, чтобы подарить зрителю очищающий душу смех. Но она оказалась серьёзнее, чем задумывалась. И вот, мы уже хмуримся, узнавая в ней реальность: насколько правдив ненавязчиво показанный в ней беспредел государственной машины. Задумываемся, отчего в нас привычно малодушие и редки порывы к благородным поступкам. Начинаем понимать, что за богатой одеждой часто скрываются дряблые мышцы и обвислый живот, а без ореола таинственности люди предстают с известными страстями и слабостями.
27 июля 2013