Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Приключения желтого чемоданчика |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Илья Фрэз |
сценаристы: | Софья Прокофьева, Илья Фрэз |
продюсер: | Марк Ружанский |
видеооператор: | Михаил Кириллов |
композитор: | Ян Френкель |
художник: | Ной Сендеров |
монтаж: | Вера Васильева |
жанры: | комедия, семейный, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 декабря 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
Возможно, не все знают, но «Приключения жёлтого чемоданчика» — это экранизация книги, причём, превращённая из обычного детского произведения в лихую комедию. «Увеселить» фантастический сюжет было отличной идеей, и фильм получился весьма занятным.
Тон повествования задаёт вступительная песня про флюгера. Позитивный и даже немного пафосный настрой перетекает в очень пугающую для советских детей обстановку — поликлинику. Это сейчас доктора забоятся об уюте клиентов, раньше же любые медицинские препараты внушали детям неподдельный ужас. Главный герой — неунывающий (ну, или редко унывающий) доктор (Андрей Громов), чьи лекарства очень пригодились бы многим людям и в наши дни. Трусость, грусть, злость, болтливость — от всех этих негативных качеств у главного героя найдётся верное средство! Одна короткая сцена в фильме заставить всплакнуть многих зрителей из третьего тысячелетия — жалоба мамы на свою дочь, которая… слишком много читает. Звучит ещё более фантастично, чем средство от инфляции, правда?
Многие из подобных необходимых лекарств находятся в нём — заветном жёлтом чемоданчике, в поисках которого доктору помогает очень активная бабушка в исполнении Татьяны Пельтцер. Но интерес представляет не только приключение доктора, его пациентов и их близких родственников. Этот фильм пускай и мягко, но критикует советское общество. Ленивый прораб, из-за которого у жильцов протекает крыша, беспечные водители такси и троллейбусов получают по заслугам. В ироничной форме обсмеивается лёгкий доступ на взлётно-посадочную полосу и однообразие советских товаров (жёлтый чемоданчик отнюдь не один). И что примечательно — всё в этом фильме показано очень реалистично. Актёры в одном кадре с настоящими самолётами или опасными хищниками смотрятся так натурально, будто их и снимали вместе. Как бы тщательно вы ни всматривались в кадр, границу склейки вы вряд ли обнаружите. Для халтурных 1970-х гг это прям великолепно!
Однако с главной мыслью у фильма есть кое-какие проблемы. С одной стороны, посыл о саморазвитии без помощи лекарств очень даже полезен, но с другой… часто ли вы видели, чтобы трус за считанные мгновения становился храбрецом? Такое почти невозможно, и гораздо правильнее было бы показать, что страх — явление как раз естественное, важно лишь не усугублять его. К тому же доктор в некоторые моменты ведёт себя слишком назойливо. Чуть-чуть скромности ему бы не помешало.
Весёлый фильм, пропитанный беззаботностью, над которым, пожалуй, не стоит раздумывать слишком серьёзно.
8 из 10
19 февраля 2023
Причем в книге, по которой снят фильм, все это менее заметно (если без иллюстраций). А вот в фильме некоторые внешние детали приводят к данному выводу.
Сюжет здесь такой, что некий доктор создает лекарства от страха и депрессии. Что, разумеется, послужило поводом для многочисленных шуток зрителей, поскольку сильно напоминает известные психотропные вещества. И лаборатория у него похожа на те, в которых производят синтетические наркотики. Далее он перепутал чемоданы, и эти вещества стали попадать к совершенно посторонним людям.
В целом, фильм является типичной детской комедией, местами довольно глупой. И сказать хотелось бы лишь про один момент. А именно, про главную идею. Которая содержится в эпизоде с 46 по 52 минуты. Собственно, никаких других идей здесь нет, все остальные эпизоды – чисто развлекательные. Да и она очень незамысловатая, но поскольку фильм для детей, то это нормально. Для этого возраста не нужны какие-то сложные повороты, которые они все равно не поймут. И проблема не в этом. А в том, что в обществе 1970 года все эти (формально правильные) ценности выглядят нелепо. Ведь у большинства людей тогда уже была совершенно другая мораль.
И здесь, в первую очередь, стоит отметить вульгарный внешний вид главной героини (даже с учетом ее детского возраста). Которая регулярно блистает нижним бельем (на заборе аэропорта, на летном поле, и еще в нескольких эпизодах). Причем создатели фильма ничего не исказили – тогда действительно так одевались. Меня всегда смешили поклонники известного периода (с 1920 по 1975 год), которые считают его идеалом «традиционных ценностей». На том основании, что женщинам (во внерабочее время) тогда было запрещено ходить в брюках. Но при этом было разрешено сверкать голыми конечностями. Поскольку одежду здешней героини уж точно никак нельзя назвать словом «платье» (равно как одежду присутствующих здесь взрослых). Причем в традиционном обществе (до 1914 года) все было наоборот. Женщину в брюках там, конечно, считали бы ненормальной, могли не пустить в какие-то общественные места (вроде театра) и пр. Но юридически такая одежда не являлась преступлением, поскольку не демонстрировала голое тело. А вот за такие «платья» как в этом фильме, там бы сразу арестовали и посадили в психушку (даже где-нибудь в демократичном Нью-Йорке 1900 года).
Но это я несколько уклонился от главной темы – почему же мораль в фильме не совсем правильная. Да потому что выходит очень нелепая картина. Когда героиню столь вульгарного вида здесь пытаются совместить с «рыцарскими» нормами из совсем другого общества (где за такие «наряды» сажали в психушку). Если бы такое сочетание было возможно в реальности (массово), то это было бы жуткой несправедливостью по отношению к нормальным женщинам. Но такое, зачастую, существует лишь в фильмах. В реальности на подвиги мотивировали совсем другие люди. Каких можно вспомнить персонажей детских произведений (похожего возраста), которые были бы реалистичны в этом смысле? Навскидку вспоминаются Клара из мультфильма «Принц Щелкунчик» 1990 года, Венди из «Питера Пэна», ну или хотя бы Бекки Тэтчер из «Тома Сойера». Вот если бы кого-то из похожих персонажей поставить в этот фильм вместо главной героини, то мораль получилась бы идеально правильная. Как можно заметить, они выглядят несколько иначе. И если бы увидели здешнюю героиню, то наверняка приняли бы ее за бездомную, оборванную нищенку. Возможно, даже попытались бы предложить ей свою старую одежду в качестве гуманитарной помощи. То есть психология их общества в целом была совсем другая
Поэтому в их время могли в реальности происходить события, подобные показанным в «Приключениях желтого чемоданчика». Пусть и не так, что столь принципиальные изменения происходят в один момент. Такое, конечно же, фантастично. Однако что-то похожее в реальности тогда могло быть, поэтому происходящее на экране совсем не выглядело бы такой уж фантастикой.
А вот в 1970 году показанное в фильме выглядит фальшиво и неестественно. Поскольку противоречит основным законам психологии. Которые говорят, что в данном обществе (с такой одеждой, моралью и пр.) очень мало людей, способных на такого рода поступки. Это объективный факт. Возможно, книга, по которой снят фильм, писалась исходя из воспоминаний о 30-х годах. Когда еще было некоторое число людей (родившихся в дореволюционное время), которые считали необходимым вести себя в соответствии с нормами традиционного общества. Даже в отношении тех, кто этого явно не достоин. Но в 1970 году таковых остался совсем уж мизерный процент. Даже в тоталитарных государствах, которые пытались с раннего возраста превратить детей в храбрых солдат. Кстати, мальчиков и девочек одновременно, поэтому о какой-либо защите последних речь не идет (они должны были вместе воевать за интересы государства).
Хотя «Приключения желтого чемоданчика», повторюсь, является всего лишь детской комедией. Но такие же идеи присутствуют и во многих взрослых фильмах. Логику их авторов я понимаю. Они пытаются «облагородить» общество 20 века, перенося туда отдельные нормы из прошлых веков (храбрость, уважение к женщине и пр.). Без которых устойчивое существование невозможно в принципе. Но выглядит это столь же нелепо, как фильмы, где в уголовную, криминальную среду переносят благородство и другие отдельные качества из приличного общества. А в этой детской комедии все это видно особенно ярко. Во взрослых и серьезных фильмах эти же идеи несколько размыты. А здесь все предельно четко и ясно – чтобы дети поняли. Поэтому и сказал так подробно именно про этот фильм.
Но такая честность здесь как раз и является главным плюсом. Тем более, когда смотрел его в детстве, было интересно, чем же все это закончится. Поэтому можно поставить
5 из 10
27 января 2023
Неделя новогоднего просмотра. Фильм 1-й.
С НОВЫМ ГОДОМ!!!
На сей раз побила свой собственный рекорд, и не заходила сюда ровно ТРИ недели. Такого не было никогда. Но так получилось, что до 22 декабря была полностью загружена работой, и писать было некогда, хотя кино смотрела каждый вечер. Но и после сдачи заказа, меня накрыла «волна ретро», как я это называю. Я всю предновогоднюю неделю пересматривала старые добрые индийские фильмы с советским дубляжом. Смотрела запоем, не могла оторваться, и на все эти фильмы я давно уже здесь написала отзывы. Поэтому писать особо было нечего. Но и программу недельного просмотра я тоже не успела составить. Поэтому решила действовать, как всегда в таких случаях - по наитию. То есть какой фильм на просмотр вспомнится, тот и выбираем, конечно с учётом того, что я на него ничего не писала. И какой фильм будет на просмотр завтра, я даже не знаю. Как говорится - будет день, будет и пища.
Сегодня вот выбрали этот чудесный детский фильм «Приключения жёлтого чемоданчика», который я люблю с детства. Создан по одноимённой повести Софьи Прокофьевой.
Мальчик Петя был таким пугливым, что его мама решила обратиться к доктору-волшебнику, который поставил Пете диагноз «трусос-боязникус». У доброго и рассеянного доктора, есть прекрасное лекарство - «конфеты настоящей храбрости», да вот беда: чемоданчик с чудо-медикаментами попадает в чужие руки. Последствия могут быть самыми плачевными, однако, к счастью, их удаётся избежать. К поиску пpопажи подключился пожелавший стать хpабpецом мальчик Петя, и девочка Тома, прозванная «несмеяной», за то что за свои 8 лет никогда в жизни даже не улыбалась, а всегда только грустила и плакала. И Петя, неожиданно для всех и себя самого, становится храбрым без всяких лекарств…
Бесконечно любимый советский детский фильм. Эти волшебные конфетки, которые светились на экране, просто завораживали. Многие детские фильмы стали неинтересны современным детям, а этот до сих пор смотрят. И мы смотрим, и моей дочери (ей 12 лет) он очень нравится (как и любимые советские сказки, начиная с «Морозко» и заканчивая «Королевством кривых зеркал», которые мы тоже смотрели всю предновогоднюю неделю). Например, ей больше всего понравился в нём хулиган, даже песенку его стала распевать. В наших фильмах отрицательные герои чаще всего вызывают симпатию. Вот такие фильмы и делали наше детство по-настоящему счастливым. За что и благодарю создателей.
Детское кино времён советского союза выше всяких похвал, лучшее в истории мирового кинематографа. Особенно в фильме запомнилась песенка «Ветер и флюгера» (отсюда и название отзыва), звучащая в начале, а дуэт детского доктора в исполнении потрясающего Евгения Лебедева, и бабушки в исполнении Татьяны Пельтцер, просто умора!
После просмотра фильма невозможно представить детского доктора другим! Лебедев - острохарактерный актёр и, конечно, доктор в его исполнении чересчур добр, фантастически рассеян и фанатично увлечён наукой. Но благодаря неподдельной искренности и природной органике актёра, юмору и иронии, с которыми он относится к персонажу, все его эксцентрические приёмы и фокусы кажутся настоящими, «всамделишными». Кажется, что на экране настоящий оживший персонаж сказки, этакий Доктор Айболит, который реагирует на всё происходящее прямо на наших глазах. Нужно отметить, что взрослому актёру играть на съёмочной площадке или на сцене вместе с детьми всегда непросто: есть риск показаться неубедительным рядом с ними. Лебедев не боится этого экзамена и мастерски его сдаёт. Он купается в сказочном пространстве, как в родной стихии. И веры в чудеса в нём ничуть не меньше, чем у детей.
То же самое можно сказать и о Татьяне Пельтцер, своеобразном талисмане режиссёра. Неслучайно актрису называли «заслуженной бабушкой Советского Союза» - стольких бабушек, как она воплотила на экране, пожалуй, не сыграла ни одна другая актриса. В фильме «Приключения жёлтого чемоданчика» Пельтцер тоже исполняет как бы двух бабушек: первая - робкая и тихая бабушка, которая из-за природной интеллигентности не может поговорить с нахамившим ей домоуправом, вторая - отважная и храбрая бабушка, съевшая конфету храбрости (конечно, это один и тот же персонаж, но по сути - диаметрально противоположный образ). Как лихо отбивает бабушка чечётку на крыше! А как залихватски свистит! Бабушка и доктор настолько молоды душой, что способны забраться на крышу троллейбуса, перелезть через высоченный забор, помчаться в погоню за хулиганами. И, конечно, дуэт Евгения Лебедева и Татьяны Пельтцер составляет основу фильма.
Говоря о фильме, нельзя не назвать ещё одного важного героя, без которого фильм не состоялся бы и уж точно не был бы таким, каким его полюбили зрители. Это - музыка. Композитору Яну Френкелю удалось сочинить замечательные песни, создающие нужную атмосферу. В прологе фильма звучит шутливая песенка о резвом шалуне-ветре, который крутит флюгера, и эта песня сразу вводит нас в мир детства и волшебства. К слову, сам композитор тоже мелькнул в кадре в роли прохожего.
В итоге, преодолев все трудности и пережив невероятные приключения, Петя и Тома меняются на глазах. И вот уже Петя смело бежит на аэродром и готов взять на себя ответственность за подругу, а Тома звонко хохочет на представлении в цирке. Оказывается, когда рядом друзья, когда жизнь бьёт ключом, когда приключений хоть отбавляй, то никакие лекарства не нужны!
Этот фильм с удовольствием смотрят не только дети, но и дяди и тёти которым за 50… Замечательная игра актёров, реплики многие на года ушли в народ - «Пятёрка с минусом, это лучше, чем четвёрка с плюсом», «Нас затопляют - На абордаж!», и многие другие...
Замечательный детский фильм. Очень увлекательный и интересный. Сколько их было раньше, этих великолепных фильмов. Как мы ждали их в каникулы. И как жаль, что сейчас их очень редко показывают и не снимают таких же замечательных, но новых фильмов. В новогодние каникулы для просмотра, то что надо. Детям точно понравится.
9 из 10
1 января 2023
Это старый фильм может показаться примитивным, даже бесхитростным до того уровня, на котором над фильмом начинают смеяться не из-за сюжета или шуток по ходу, а из-за качества.
И зря — эта советская музыкальная комедия режиссёра Ильи Фрэза с 1970 года, как и ставшая основой для экранизации одноимённая повесть Софьи Прокофьевой, несёт всё ту же функцию, только вместо волшебных карамелек у нас в чести сегодня вера в «волшебную» технику. Функция: отмена суеверия и предложение быть собой без стимуляторов.
Если интересно понять, отчего часть сегодняшнего поколения, иногда именуемого «поколением пупси», называют троглодитами с айфонами, то после просмотра этого старого детского фильма взрослые вполне серьёзные люди получат подсказки, а троглодиты… Троглодиты останутся троглодитами.
Волшебства же не бывает и волшебных конфет ещё не придумали? Печально, но циники сразу скажут, что придумали «спиды» и прочую химию, в том числе для солдат. Тогда фильм считайте вещим. С советским кино такое часто бывало.
18 апреля 2020
Снимать сказки всегда очень сложно. Вдвойне сложней снимать детские киносказки — ведь дети, как известно, одни из наиболее чутких зрителей, подмечающих любую неискренность и неестественность. Да, это парадоксальным образом сочетается с любовью к не слишком качественным и интеллектуальным шоу или фильмам, но всё равно — как говорил Маршак, для детей надо писать сказки, как для взрослых, только ещё лучше.
Сложность в том, что ещё пока не придумано единого мерила для детских проектов, и порой сложно сказать, что именно делает их качественными: любовь ли детей, кинематографическое совершенство, искренность ли подачи, реалистичное отображение сказки на экране — что?
Ну вот советские фильмы для детей, например. Возьмём даже один конкретный — «Приключения желтого чемоданчика», поставленный по одноименной повести Софьи Прокофьевой.
С одной стороны, это фильм, направленный на конкретную аудиторию — детей, не достигших подросткового возраста, которые спокойно могут принять происходящее на экране чудеса, не сопровождая их многозначительными «гыгыгы, волшебные таблетки». История незамысловатая, мораль — очевидная, много песен, много света, много очаровательной, но не слишком претенциозной комедии; для взрослых — отличный актёрский состав, неплохой сценарий… ну и, в общем-то, всё. Нет, это не та работа, которую взрослым будет невыносимо смотреть, но и не та, которая смогла бы очаровать чем-то большим, чем ностальгией и отличным актёрским составом. К тому же испорченный кинематографом наметанный глаз замечает и кустарность «фокусов», и неудачные монтажные склейки, и общую бедность постановки (только не финансовую, а, скорее, идейную)… Вера в волшебсто с возрастом не уходит, но повышаются требования к этому волшебству, которые в большинстве своём советские детские фильмы удовлетворить уже не в состоянии…
Или всё-таки?
Главное достоинство «Чемоданчика» заключается в любви создателей и искренности: да, возможно, он технически несовершенен, да, наметанный глаз выцепит оттуда целый ряд ляпов, ошибок и просто мелких неудач… Но при этом невозможно не поверить в искренний страх детей перед трудностями (браво Виктории Чернакове и Андрею Громову), не переживать за судьбу волшебных конфет, не радоваться победе главных героев (над собой, своими страхами и просто встреченными неприятностями вроде дворовых хулиганов), и вообще — не получить хотя бы немного позитивных эмоций от просмотра. Всё-таки не так часто (а, в последнее время, все реже и реже) встретишь фильм, который с искренней любовью к исходному материалу и потенциальному зрителю захватывающе рассказывает незамысловатую историю о дружбе, вере в чудо и волшебных конфетах.
Немного личного, но — мне часто приходилось встречать детей, не слишком любящих советский кинематограф; однако при этом почти все из них ценили (ну или начинали ценить с посторонней подачи) этот фильм. И это, чёрт возьми, намного более красноречиво, чем тысячи рецензий, посвященных «Чемоданчику».
19 октября 2013
Фильм «Приключения желтого чемоданчика» смело можно назвать музыкально-психоделическим. Смотрится в современных реалиях очень смешно и двусмысленно. Недаром я его назвал музыкально-психоделическим — фильм про прием неких чудодейственных препаратов, причем показан весь цикл: изготовление, распространение, прием и последствия приема.
Картина основана на одноименной книге Софьи Прокофьевой, причем фармакологическая линия продолжилась в продолжении под названием «Зеленая пилюля». В этой «Зеленой пилюле» главному герою, мальчику, приходится выбирать, что принять внутрь: зеленую пилюлю или красную. После приема зеленой, происходит — правильно! — изменение восприятия реальности, которое восстанавливается после приема красной пилюли. Ничего не напоминает, нет?
Так вот «Желтый чемоданчик». Отличный музыкальный фильм — добрый, по-детски смешной. Но и циничный взрослый глаз отметит, некоторое:
· Во-первых, отличный русский актер Евгений Лебедев «делает» Чарли Чаплина. Тросточка, усики, та же «игра бровями», движения.
· Действие фильма происходит в Старом городе и Новом. «Старый» город снят в Таллине, «Новый» в новостройках Москвы. Что это символизирует, я так и не понял.
· В одной из сцен (в карете «скорой помощи») Евгений Лебедев шлепает по голым коленкам актрису Наталью Селезневу (играющую маму главного героя мальчика Пети), и, смутившись, произносит «Извините, увлекся». Сомнений нет, коленки у молодой Селезневой хороши, но зачем эта сцена в детском фильме, решительно непонятно.
· Песни вызывают дикий восторг, особенно заглавный рефрен всего фильма: «Чтобы весело смеяться не нужен порошок, главное, чтобы сказка кончалась хорошо…»
Сюжет фильма пересказывать смысла не вижу, но суть такова: Детский Доктор (Евгений Лебедев) занимается изготовлением в собственной лаборатории неких препаратов, которые лечат трусость, избыточную болтовню, грусть и прочее. При этом добрый доктор пишет научный труд «О роли справедливой драки в формировании характера мальчишки», в пароксизме самобичевания обзывает себя разбитым градусником и рваной грелкой, и в конце фильма, ничему не научившись, произносит: «Неет, я все-таки буду применять этот чудеснейший препарат!»
Отличный, отличный советский детский художественный фильм.
Всем смотреть и вспоминать детство.
7 из 10
10 сентября 2009
Фильм чудесный! За такое кино огромное спасибо советским режиссерам, актерам, сценаристам…. Теплое, веселое, домашнее, забавное.. Мне очень нравится этот фильм. Полусказка — полуправдивая история. О человеческих характерах с иронией.
О смелости, о человечности, о дружбе… Просто о жизни для детей. О том, что мы без всякой магии сами можем сделать из себя тех, кто имеет право носить гордое звание «человек». О том, что пороки и недостатки можно искоренить без помощи волшебства, главное захотеть и попытаться.
Особенно мне нравится момент, когда доктор ставит юного трусишку перед выбором, как поступить: остаться дома или отправиться на улицу, и малыш выделяет среди прочих страхов:«Боюсь выбирать».
Смотреть обязательно и тем, кому еще «до», и тем, кому давно «за». Хорошое настроение гарантировано!
28 апреля 2009
Чудесный во всех отношениях детский фильм.
Во-первых, фильму очень повезло с режиссёром. Илья Фрэз — режиссёр детских фильмов, что называется, от бога. Достаточно сказать, что он снял такие интереснейшие киноленты, как «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва» (1959), «Чудак из 5 Б (1972), Карантин (1983).
Во-вторых, замечательная игра известных актёров — Евгения Лебедева, Натальи Селезнёвой, Евгения Весника, Рины Зелёной, Татьяны Пельтцер.
Татьяна Ивановна Пельтцер, как и во всех фильмах с её участием, великолепна. В 65 лет (!) на момент съёмок фильма танцевала и пела на крыше пятиэтажки, ездила верхом на троллейбусе, перелезала через забор.
В-третьих, интересный сюжет. Фильм снят по одноимённой книге Софьи Прокофьевой.
В-четвертых, яркое, отлично дополняющее картинку, музыкальное сопровождение композитора Яна Френкеля (кстати, его можно увидеть в одном из эпизодов) и певца Олега Анофриева.
В-пятых, великолепный антураж конца 1960-х годов. На улицах — легендарные «Волги» ГАЗ-21, в аэропорту — знаменитые Ил-18, Ил-62, Ту-104, Ту-114.
В-шестых… смотрите — и поймёте всё сами! Гарантирую — понравится!
10 из 10
12 февраля 2009