Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последние каникулы |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Валерий Кремнев |
сценарий: | Александр Корин |
продюсер: | Валерий Гандрабура |
видеооператор: | Игорь Черных |
композитор: | Павел Аедоницкий |
художник: | Александр Кузнецов |
монтаж: | Нина Майорова |
жанр: | семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 апреля 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
«Здесь каждый дом найдём, хоть глаза завяжи, где-то за тем углом детство вдаль бежит…»
Фильмов о самой светлой поре нашей жизни — юности — много не бывает. Когда тебе столько, сколько главному герою, — интересно посмотреть: «а как у них». Когда же тебе «далеко за тридцать», хочется вспомнить: «а как это было». История, написанная Александром Кориным и снятая Валерием Кремневым привлекает искренностью. В ней всё именно так, как это бывает в простых обыкновенных семьях: люди расходятся, люди влюбляются, люди расстаются, но, — самое главное, — при всём при этом, они всегда остаются людьми со всеми их возможными недостатками.
В определённой стпени роль Бориса можно считать полноценным дебютом в кино для Александра Вдовина. (Эпизод в картине «Отряд Трубачёва сражается» (1957) в возрасте 8 лет дебютом назвать трудно.) В 20 лет играть 17-летнего легко — переживания юности ещё так близки и свежи. Сыграл Александр ярко, можно даже сказать — одухотворённо. Наверное, именно поэтому почти все персонажи, с которыми Бориса сводит жизнь, относятся к нему с искренним уважением. Касается это и эпизода в электричке (дачник в исполнении Георгия Штиля), и рабочей в рыбсовхозе Лены (Наталья Маркина) и директора рыбсовхоза Ивана Петровича (Борис Кудрявцев).
Борис — редкий тип людей, с которыми легко. Потому что не зазнаётся, не пытается казаться лучше, чем есть на самом деле. В этом плане примечателен эпизод с канатом. Реально оценив «перспективы», Борис отказывается от откровенной авантюры. Но история имеет продолжение благодаря спору его девушки. Уже сам факт спора на явное безрассудство определённым образом характеризует Нину Масленникову (Ирина Борисова), о чём Борис и говорит своей девушки. Но юность как легко обижается, так же легко и прощает. Все эти сцены сняты красиво, потому что наполнены внешним и внутренним светом.
Спасибо сценаристу, что вставил эпизоды, имевшие отношение к войне. Всё-таки на пороге — 1969 год, и война по-прежнему отражается на судьбах многих людей. Снято всё это органично. Не как «приклеенный кусок», а как естественное продолжение киноистории. И в этих эпизодах Борис тоже оказывается на высоте. При этом, совсем нет впечатления, будто юношу искусственно идеализируют, наделяя исключительно положительными чертами характера. Вовсе нет (эпизод в самом начале картине). Просто он такой, какой есть. Особого упоминания заслуживает звучащая в фильме песня. Не песня, а настоящий гимн детству!
«Ты погоди, погоди уходить навсегда, ты приводи, приводи, приводи нас сюда иногда. Детство моё, постой, не спеши, погоди, дай мне ответ простой, что там впереди?..» («Ты погоди», слова: И. Шаферан музыка: П. Аедоницкий)
9 апреля 2016