Опекун
7.1
6.4
1970, комедия
СССР, 1 ч 26 мин
12+

В ролях: Александр Збруев, Клара Лучко, Ирина Мурзаева, Константин Сорокин, Гурген Тонунц
и другие
Тунеядец Миша Короедов, вспомнив о своей подруге - официантке Любе, приезжает в южный город. Но Люба не собирается кормить бездельника и определяет его опекуном к старушке...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Опекун

год: 1970
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценарий:
видеооператор: Михаил Коропцов
композитор:
художник: Анатолий Кузнецов
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 июня 1971 г.
на DVD: 17 марта 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Опекун», 1970

Видео: Фрагмент №2 (Опекун, 1970) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент №2
Видео: Фрагмент (Опекун, 1970) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Опекун», 1970

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Опекун», 1970

Затерянный путь к финишу

Самая известная роль Александра Збруева — Ганжа в мини-сериале «Большая перемена». Но как оказалось, ему и раньше приходилось играть похожих персонажей, как например Миша в «Опекуне». Тот же разгильдяй с тем же лёгким отношением к жизни и любящий по-доброму пошутить над окружающими. Весь этот фильм держится именно на Збруеве, хотя помимо него здесь снялся Георгий Вицин.

Завсегдашний исполнитель ролей пьяниц, Вицин и здесь примеряет на себя образ Тебенькова — любителя пригубить чего-нибудь крепкого! Получается у него это очень достоверно, и тем удивительнее, что в реальной жизни актёр держался от спиртного на почтительном расстоянии. Если верить его же словам, по крайней мере. По сюжету Тебеньков и Миша часто идут нога в ногу, поскольку оба испытывают жилищные и рабочие проблемы. Из-за излишней самоуверенности и страсти к выпивке, конечно. А происходят события на побережье прекрасного Крымского полуострова, которое выдают ландшафтные особенности, включая Медведь-гору. Синее море, голубое небо — главные плюсы фильма помимо Збруева и сцены с оплакиванием усопшей тёти, ибо всё остальное оставляет желать лучшего.

В фильме поднимается несколько тем, но ни одна не достигает полного раскрытия. Итог отношений Миши и Любы, судьба Тебенькова, промежуточные сцены с капитаном парохода — всё это остаётся за кадром. Мучения, которые Миша якобы испытывает у пенсионерки, на деле являются достаточно лёгкой работой. Эпизоды же с неудачливым самогонщиком постоянно провисают, как будто всю динамику в итоге вырезали из отснятого материала.

Особо сильное удивление у меня вызвала первая сцена в кафе «Парусник». Разговаривая с Любой о будущей работе, Миша неожиданно переносится в какое-то другое место, где на заднем плане не море, а деревянный зал с другими столиками. Это ярчайший пример неудачного советского монтажа.

Нельзя сказать, что «Опекун» хорош, хотя и плохим его не назвать. Тут есть идеи, но остаются они нераскрытыми.

6 из 10

13 ноября 2021

Драма опекунства

Миша Короедов (Александр Збруев) — почти профессиональный бездельник, предпочитающий загорать на пляже, нежели у мартеновской печи. Но тут симпатичная девушка Люба (Клара Лучко) определяет его опекуном к старушке, у которой хорошее наследство…

В целом пропагандистский фильм, продирающий нездоровые отростки-апендиксы советской жизни — тунеядство, алкоголизм, мелкое хулиганство, самогоноварение и т. д. Знакомый набор? Ага. Все это уже встречалось у Гайдая. И как комедия Опекун безоговорочно проигрывает комедиям классика. И типажи, хоть и яркие, но… не те. В харизме не добирают. Да и тема перевоспитания

Однако два героя все же заслужили внимания. Первый — Александр Збруев. Уж больно глаза умные и совестливые, так что его перерождение вполне завлекательно — на перепутье ж человек. А вот второй — Тебеньков — уже на самом дне. И, как бы это ни было странным при громаднейшей фильмографии актёра, это одна из лучших ролей Георгия Вицына. Нечто живое, а не карикатурное или плакатное, рисует именно он.

3 января 2020

Труд сделал из обезьяны человека

Как я люблю этот фильм, хотя он остался несколько в тени всеми любимых комедий Гайдая и Рязанова. Но посмотреть «Опекуна» однозначно стоит, это легкая, действительно смешная комедия, да еще и со смысловой нагрузкой, пусть и довольно типичной для тех времен. А по сути, чтобы лежать на солнышке и отдыхать, надо сначала поработать. Честное слово, я ничего плохого в этой мысли не нахожу.

Тунеядец Миша пытается отхватить себе работку попроще с максимальным количеством часов отдыха, ну и по рекомендации своей симпатичной новой знакомой устраивается опекуном к бабуле, которая уже на последнем издыхании. А у бабули и домик и моря, и родственников нет.. красота. Миша надеется отдохнуть летом у старушки и потом получить наследство. Но все пошло не так, и бабуся оказалась крепким орешком..

Прекрасный актерский состав. Александр Збруев идеально подходит для роли оболтуса-тунеядца, которого в течение фильма перевоспитывает одинокая старушка.

Клара Лучко, несмотря на свой приличный возраст, тоже хорошо справилась с ролью официантки Любы, которая тоже в свою очередь влияет на Мишу.

Нельзя не отметить Ирину Мурзаеву, какая ловкая бабуля получилась, настоящий Макаренко в юбке.

Ну и изюминка этого фильма, герой Георгия Вицина, он вроде и отрицательный, но безобидный и вызывает жалость. Его герой противостоит бабуле и Любе в «битве» за Мишу. Если дамы хотят сделать из него добропорядочного трудящегося, то первый всячески сбивает парня с правильного пути. Но при этом это все происходит смешно и по-доброму, никакой чернухи.

Труд сделал из обезьяны человека, как сказал герой Збруева. Но и любовь тоже сделала свое дело. Ведь именно из-за симпатии к Любе Миша начинает меняться. Единственный момент, интересно, все тунеядцы, которых Люба «подбрасывала» старушке, влюблялись в нее? Тогда нехорошо выходит.

В общем, смотрите и наслаждайтесь старой доброй советской комедией.

9 из 10

17 февраля 2017

Л-о-Д-ы-Р-и!

До самого просмотра картины… т. е. где-то отрывками, где-то эпизодами и большей частью по воскресеньям, утрами, по телеканалу РТР… всё это кино казалось каким-то праздничным и веселым, ярким и летним, курортным и комедийным, да еще и Вицин со Збруевым, как подтверждение чего-то интересного и уж явно не лишнего…

Очень редко разочаровывают советские фильмы, особенно комедии… но, к сожалению, это именно тот случай, когда над советским кинематографом стоит приспустить флаг великолепия…

А начиналось всё, как и подобает великолепной советской комедии: задорно и весело, с интересных мультяшных титров, с той самой красивой мелодии про «Белый пароход», с комедийных ситуаций и легкой интриги. Но чем дальше по своему хронометражу продвигался фильм, тем больше я задавался вопросами: а комедия ли это? А в чем смысл фильма? К чему он вообще ведет? А о чем говорит концовка? Это разве концовка вовсе? Ну и для чего этот фильм?..

Вопросов возникало довольно много и сейчас я попробую на них ответить… Ну хотя бы описать вероятные идеи ответов…

Комедия? Да, отчасти это так. И если честно признаться, то так оно и хотелось, чтобы это была комедия. Но на самом деле все описанное в фильме больше напоминает в лучшем случае трагикомедию. А по большому счету это вовсе художественный фильм. Про алкоголиков. Про тунеядцев. Про лодырей.

Смысл? Хороший вопрос… Я понимаю, если бы через фильм нам показывали кого-то плохого, гулящего и пьющего, а затем, благодаря женщине или особым обстоятельствам он превратился в полноценного гражданина Советского Союза. Но!.. персонаж-то Збруева может и достиг этой цели, но показано это как-то вскользь… Словно он и не главный герой вовсе. И особого акцента на этом превращении никто и не делал. Куда больше внимания адресовано герою Вицину, который постепенно перетягивает от Збруева все внимание на себя, но концовка просто вгоняет в ступор! После, казалось бы, умудренной и самой справедливой фразы капитана в конце фильма, когда именно сейчас, казалось бы, состоится пресловутое превращение из алкоголика в полноценного добросовестного советского гражданина… ан нет! Не тут-то было! Но более что поражает, так это то, что резко все волновались о судьбе персонажа Вицина, а потом просто взяли да и плюнули на него! Я бы это понял в любом другом американском или любом западном фильме, но не в советском же! Ну не вяжется все это! Чтобы советского гражданина и не взяли на поруки! Чтобы в той стране, где дружинники готовы были за просто так сдать любого провинившегося человека в милицию, проблемного человека бросили на произвол судьбы! Плюнули на него! Нееет… это не в советском стиле! Но на удивление… все так и случилось. И, наверное, единственный раз, и именно в «Опекуне»!

Само название фильма не дюже характерно для него. То самое опекунство длится по сюжету недолго, но, видимо, в советском кино названия всех новых фильмов были расписаны на ближайшие пятилетки, и в этом списке не было имен похожих, вот и решили назвать фильм довольно редким названием…

Концовка… Лично я, кроме позитивной музычки, того самого «Белого парохода», ничего и не вынес. Мало того, что все гаком просто кинули бедолагу Вицина, так еще и непонятно к чему привел троицу влюбленных сюжет фильма. Осталась героиня Клары Лучко с капитаном? А кто его знает… С Мишкой? Без понятия… А что будет дальше, когда оба вернутся из рейса? Одному Богу известно! А к чему велся весь фильм? К скоротечному и невзрачному превращению Збруева из лодырей в простого советского рабочего, так еле заметного на фоне всех событий? К многоточию в любовном треугольнике?.. А где тогда продолжение?

Подождите… Я не ошибся? Это советский фильм? Точно? Ну не знаю… не знаю… Как-то дико все это…

Но что действительно хоть что-то украшало этот фильм, так это опять же тот самый двухминутный «Белый пароход» со словами и без слов, в разных музыкальных вариациях (ремиксах, если хотите) и с позитивным посылом.

Это, конечно же, о великое Черное море! О лето! О город-курорт! О счастливые лица советских отдыхающих! Ощущение праздника, добра и света!

Это талантливые и красивые актеры, где выделены отдельной строкой Александр Збруев, Георгий Вицин и Клара Лучко.

Ну вот, пожалуй, и все… Мог бы в этот список добавить жанр комедия — но, как и говорил, в полной мере он не оправдался. Ну а еще раз о смысле… Вероятно фильм о том, что пить — плохо, гулять — плохо, бездельничать — плохо! Вот такая вот агит-кампания… Хотя, наверное, это и не удивительно, учитывая, что директор картины Владимир Басов — тот самый: «Пьяницы, алкоголики, тунеядцы… Кто желает поработать? (из «Операции «Ы»)

С натяжкой: за «пароход» и за счастливое советское лето

7 из 10

26 июля 2015

Белый пароход мечты

Как ни горько звучит заглавие предыдущей рецензии, но тем не менее комедия незаслуженно забытая и не возымела такого мощного, эффектного резонанса, как те же хвалёные крученые-верченые гайдаевские или рязановские шедевры. А ведь вещь действительно сильная, поучительная, с глубоким смыслом и с мудрой моралью, которую и нынешнему поколению не мешало бы усвоить. Этакий фильм-басня с концом для кого-то хорошим, а для кого-то и не очень.

Это сейчас, когда из-за бессовестной рыночной экономики (пропади она пропадом) все заводы закрыты, предприятия стоят, а торгашество и беспричинная юриспруденция плодятся, как на кролики на дрожжах (всё вместе), безработных (даже и не тунеядцев, а именно не могущих найти работу по специальности) — море разливанное. А тогда, в СССР, такого не было. Без работы ни одна живая душа не сидела. «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». Но и тогда лентяи-лоботрясы, подобные герою Маяковского по имени Влас, таки находились (а в послесталинскую эпоху после разжатия крутых тисков и крушения незыблемых идеалов — особенно!). И вот таким гражданином оказывается герой обаятельнейшего Александра Збруева Миша Короедов (фамилия-то говорящая, из разряда Дармоедовых и Спиногрызовых!-))).

Как говорится, и отрицательного персонажа нужно сыграть положительно — чтобы запомнился. Чтобы не подражали и не копировали, аки сухумские макаки, а знали, КАК НЕ НАДО. Збруев со своей задачей справился блестяще. Его герой — отрицательный, но обаятельный: живой, подвижной, с чувством юмора. Отважный — храбро в драку кидается. Добрый и отзывчивый — хомяка мальчонке покупает. Что же мешает такому ходячему солнцу устроиться в жизни? А мешает банальная природная разболтанность и отсутствие элементарного умения ждать (то бишь терпения) и слабая воля. «Летун, — говорят, просматривая его трудовую книжку, — миллион километров налетал!». Да к тому ж Мишенька ещё и лгун талантливый (в случае с выбором дома дедку-самогонщику) и халявщик отменный (как это в той рекламе остодербеневшего АО «МММ»: «Лёня, я не халявщик, я партнёр!»)…

… Впрочем, и партнёр тоже находится. Это Тебеньков, алкоголик безнадёжный и конченый, блестяще сыгранный Георгием Вициным. Этот ещё покруче Короедова в плане тунеядства — пожилой оболтус со стажем. Какие-никакие остатки человеческого начала в нём всё же сохранились: он тоже добр, отзывчив, искренне помогает Мише, хоть и помощь его большей частью никудышняя. Неизвестно, где он летал и сколько налетал километров, но чётко понимает, что карма его явно порченая. И есть из этого порченого мира в его мозгу лишь один путь, так сказать, луч света в тёмном царстве — образ Белого Парохода, красной нитью проходящий через весь фильм. В этом и есть главная суть и мораль данного кинопроизведения.

Поняв в конце концов, что летуном век не проскачешь, Михаил перестаёт быть коро-дармо-спиноедом, берётся за ум и становится на путь истинный и начинает работать. Любовь ли одна виновата (по-дербенёвски говоря) или воспитательный пример хитрой крутой бабушки-моржихи возымел влияние? Да всё вместе, я думаю. Поумнел парень, одним словом. А вот партнёр его в летах преклонных — так за ум и не взялся, и позор ему на его же седую and пустую мечтательную голову. Так и остался он не у дел ждать Белого Парохода. А пароход-то хоть и ходит мимо, благо края морские поблизости, да не берёт его с собой. И зазывающе, как бы слегка поддразнивая, звучит лейтмотивом песня в исполнении уникального дуэта Олега Анофриева и самой любимой моей певицы шестидесятых (без преувеличения) Ларисы Мондрус:

«… И даже если ты придуман мною,

Белый пароход,

Всё равно возьми меня с собою,

Белый пароход мечты…»

А вместо Белого Парохода Мечты — Разбитое Корыто Жизни.

И напоследок — заключение от Аршбы. В моём традиционном репертуаре. Ну не могу я, совесть не позволит, не упомянуть и не выделить влияния на этот фильм нашей вездесущей песенно-эстрадной братии. О госпоже Мондрус-Шварц (привет Эгилу, музыкальные аранжировки-таки ему принадлежат!) как бы уже сказано. Но был (не поворачивается язык ровно двадцать лет с 14 марта 1994 года говорить «был») и ещё один наш пострел, реально везде поспевший, и поспевший не только в написании здесь песенных текстов, в том числе и «Белого парохода», но и в помощи самому сценаристу Самуилу Шатрову. Сатириком от природы этот товарищ был всю жизнь, учился в одном классе с самим великим Жванецким, и ИМЕННО ОН сподвиг Михаила Михайловича пойти по стезе юмориста. Так что некому было бы веселить и радовать повальными фельетонами нашу одну шестую, если б не он — ИГОРЬ ШАФЕРАН!

Игорь Давидович и так, и этак подруливал к сатире (и в собственной пьесе «Как стать главным инженером», и просто в стихах, да и в песнях — одна «Я у бабушки живу» чего стоит), но плоды его стараний чаще всего оставались за кадром или озвучивались другими, но не им самим. Но не всем же быть Дон Кихотами, и Санчо Пансы, верные тыловые оруженосцы, тоже необходимы, и даже чуточку важнее будут, ибо на них всё зачастую и держится. Да и внешне Шаферан этому образу явно соответствовал, что не может не радовать лично меня, противницу худосочных борцов с ветряными мельницами.

Известна любовь Шаферана к моржам. Не знаю, как насчёт тех, что с клыками и на льдинах, а к человекообразным — однозначно. Неспроста он образ такой потрясающей бабушки выдумал! Позже с Владимиром Шаинским для Анатолия Папанова он напишет такую песню:

«Хоть к теплу привык я с детства,

Возле проруби раздеться

Я сумею не дрожа,

Абсолютно не дрожа!

Невзирая на погоду,

В ледяную влезу воду -

И физкульт-привет от нового моржа!»

Физкульт-привет, господа. Работайте по возможности. И не мечтайте о белых пароходах, пока не приехал чёрный гробик на колёсиках.

7 марта 2014

Забытая комедия

Для меня до сих пор остается загадкой, почему этот фильм как-то выпал из «высшей лиги» комедий времен СССР. Казалось бы, сюжет интересный и очень актуальный для тех времен, а если не лукавить, то и по сей день он остается таким. Людей с детства приучают к труду и презирают, если они пытаются от него отлынивать. Как например герой Александра Збруева. Взрослый мужчина в полном рассвете сил, казалось бы, что ж тебе не живется как всем. Лень-матушка, вот ответ на вопрос.

Возвращаясь же к достоинствам картины, надо отметить игру актеров, да и самих актеров. Вы только посмотрите на этих «титанов» кинематографа: Георгий Вицин, Александр Збруев и неподражаемая Ирина Мурзаева. Под руководством малоизвестного небезызвестного режиссера Альберта Мкртчяна.

В фильме множество комичных и поучительных жизненных ситуаций с участием главных героев, которые вряд ли оставят кого-то равнодушными.

Рекомендую всем к просмотру!

8 из 10

11 октября 2011

Комедия Опекун появился на телеэкранах в далеком 1970 году, его режиссерами являются Эдгар Ходжикян, Альберт С. Мкртчян. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Александр Збруев, Клара Лучко, Ирина Мурзаева, Константин Сорокин, Гурген Тонунц, Лариса Виккел, Евгений Тетерин, Герман Качин, Владимир Диянов, Николай Сморчков, Станислав Бородокин, Эммануил Геллер, Лариса Мондрус, Анна Павлова, Нина Агапова.

Страна производства - СССР. Опекун — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.