Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Совершенный человек |
английское название: |
Det perfekte menneske |
год: | 1968 |
страна: |
Дания
|
режиссер: | Йорген Лет |
сценаристы: | Оле Джон, Йорген Лет |
видеооператоры: | Henning Camre, Оле Джон |
композитор: | Хеннинг Кристиансен |
монтаж: | Кнуд Хауге |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 июня 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 13 мин |
Дания, 1967 год. Карл Теодор Дрейер, уже сняв самые знаковые для себя и этой северной страны работы, доживает последние годы. За океаном бурлит еще не остывшая в пенящихся волнах поп-арта новизна эксцентричного Энди Уорхола. Именно в этот подходящий момент амбициозный 30-летний Йорген Лет создаёт свою короткометражку «Совершенный человек», снабжая ее авторскими комментариями на английском языке.
Пожалуй, это то, что максимально точно иллюстрирует капризный термин «артхаус» в его изначальном прокламационном значении. На экране два персонажа — мужчина и женщина. Статный джентльмен и пленительная дама, помеченные ярлыком «совершенных людей». Сухой сопроводительный текст, порой повторяющимися репликами, будто в фильмах Муратовой, менторскими интонациями призывает наблюдать за героями в «безграничной комнате, в которой нет ничего». Призывает задумываться и задавать, казалось бы, простые и ясные вопросы от бытовых и житейских до глобально философских. Заставляет зрителя самому делать выводы о том, что есть совершенство и как оно соотносится с повседневными человеческими заботами, будь то ходьба или возлежание, нанесение макияжа или бритье, пластичный танец или занятие любовью. Обособленные рамками кадра безо всяких декораций и любого другого внешнего окружения, будто Аполлон и Афродита, совершенные в своей античной черно-белой графичности тела, актеры-модели, будто фарфоровые фигурки, аккуратно поставлены под стекло витрины на всеобщее обозрение.
И можно было бы сказать, что это всего лишь творческая сублимация одного из приспешников взбалмошного авангарда, тонкой натуры, желающей явить миру себя и свою загадочную гениальность, если бы не последние две минуты ленты. Будто конфликтуя с хладнокровным и нарочито отточенным голосом «от автора», герой вдруг начинает петь, причем вовсе не по-английски, сбиваясь и проглатывая окончания:
«Почему судьба так изменчива?
Почему радость так быстро проходит?
Почему ты бросила меня?
Почему ты ушла?»
И плоский совершенный мир вдруг становится объемным. Неестественно гладкое лицо изрезают морщины болезненной гримасы. Рафинированный идеализм рушится, как расколотый монохромный витраж. Совершенство ломается, встав в горле изворотливой костью безупречно приготовленного лосося. Визуализация идиллии сыпется навзничь осколками экзистенции. Артхаус ощетинивается еле заметными зубьями реализма…
В 2003 году по мотивам этого 12-минутного высказывания будет создан совместный экспериментальный проект Йоргена Лета и маэстро Ларса фон Триера. Впрочем, то уже совсем другая история.
17 июня 2015
Кино, как поэзия. Таков подход Йоргена Лета к съемке многих фильмов, в частности к «Совершенному человеку». Если стихотворение называется «Парус», это не значит, что оно о корабле, затерявшемся в море, да и корабль — не корабль вовсе. Но только об этом мотиве мы может судить с уверенностью. Так и в данном случае, нам лишь задано, что перед нами совершенный человек, и мы должны наблюдать за ним. Все прочее можно только предполагать.
«Как функционирует совершенный человек? Что он может делать?» Технические возможности? — Одеваться-раздеваться, есть, танцевать, ложиться и заниматься любовью. Механизм этих действий совершенен. Клаус Ниссен и Майкен Альгрен — не актеры, применительно к этому кино, они позируют, создавая совершенную натуру. Их значение в этом фильме нельзя приуменьшать. Подобный успех внесли натурщики в работы Родена. Они были совершенно подобраны, они обладали ярким типажом, были прекрасны по природе своей, а он просто наблюдал их. Так и здесь нам предложено понаблюдать совершенную кино реальность.
Совершенный человек находится в комнате, «здесь ничего нет». Может ли совершенный человек оставить после себя что-то?
«Она ушла». Это новый опыт для совершенного человека. Рот искривляется, брови нахмуриваются. Лицо перестает быть совершенным.
«Почему судьба так изменчива?
Почему радость так быстро проходит?»
- Потому что-жизнь несовершенна, потому что на левой руке совершенного человека нету часов.
И может совершенного человека не существует. Вот он совершает механические действия, подобные игре на кастаньетах, пальцами рук. Может это совершенные движения, а не человек. Совершенные музыка, монтаж, кадры. Совершенное кино, про совершенных людей, которыми надо любоваться, потому что их не существует в несовершенной жизни.
27 июня 2013
Фильм мне напомнил фильмы Энди Уорхолла, которые абсурдно просты и минималистичны, и цель их — заставить зрителя искать себя самому, а не слушать советов маститых корифеев кино. В ленте нам представлены два человека — мужчина и женщина, которые изначально заявлены, как совершенные люди. Вот в принципе и всё, о чём можно сказать с уверенностью, всё остальное каждый, я думаю, увидит по-своему.
Ощущение будто смотришь програму BBС, что-то вроде «детки в клетке», но вместо зверушек — два «совершенных» человека, которые, проснувшись, одеваются, почёсываются, едят, раздеваются и снова укладываются спать. Очень созерцательное кино с двусмысленным оформлением.
11 апреля 2007