| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.5 |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Мученики любви |
| английское название: |
Mucedníci lásky |
| год: | 1967 |
| страна: |
Чехословакия
|
| режиссер: | Ян Немец |
| сценаристы: | Эстер Крумбахова, Ян Немец |
| видеооператор: | Мирослав Ондржичек |
| композиторы: | Ян Клусак, Карел Мареш |
| художники: | Олин Босак, Эстер Крумбахова, Иржи Црвчек, Ольдржих Босак, Eva Martincov, Ярослав Кршка, Jir Drgr |
| монтаж: | Мирослав Гайек |
| жанры: | фэнтези, комедия, музыка |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
6 апреля 1967 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 11 мин |
Упражнением в стиле можно считать третью картину Яна Немеца «Мученики любви»: используя пластическую выразительность немого кино и силу, как классической, так и джазовой музыки, постановщик добивается возвышенного эффекта в разговоре о любовных неудачах трех персонажей (повествование разбито на три истории). Здесь даже внешне царствуют анахронизмы и абсурд: одетый по моде начала ХХ века герой ходит в джазовые кафе, девушка трижды переживает фиаско в личной жизни, а персонаж, которого все принимают за другого, участвует в коллективном бурлеске, пародирующем стиль немых комедий. Излишне говорить, что сюжета здесь нет, фильм дробится на метафорические сцены, призванные выразить любовный голод и невозможность его утоления. Неизвестно, смотрел ли Йос Стеллинг эту картину или пусть неосознанно продолжил художественные искания Немеца в «Иллюзионисте» и «Стрелочнике», но влияние этой ленты на его эротическое барокко очевидно.
На этот раз Немец снимает демонстративно аполитичную картину, высказываясь на вечные темы, смотреть порой трудно, ибо кроме гэгов, музыки и десятка реплик здесь ничего нет, но как выражение эстетических исканий чехословацкой «новой волны» по ту сторону не то что соцреализма, но и малейшего правдоподобия тут как нельзя лучше видно, становясь осознанной концептуальной стратегией. Стоит отметить, что, возможно, сложившееся впечатление, будто чешские кинопостановщики 1960-х только то и делали, что критиковали социализм, ошибочно, были среди снятых фильмов и весьма далекие от политики и социальности. В качестве примера помимо «Мучеников любви» можно указать замечательную в своей жизнерадостности ленту Войтеха Ясны «Вот придет кот», снятую к тому же еще и в цвете, что для режиссеров чехословацкой «новой волны» в 1960-е было скорее исключением, чем правилом.
23 февраля 2025
Чешская «новая волна» возможно одно из самых интересных явлений в кино 60-х годов (наравне со спагетти-вестернами). Несмотря на то, что многие фильмы так и не получили широкого признания — их ценность от этого не страдает.
Фильм Яна Немеца «Мученики любви» вполне подходит в эту категорию: «чешская новая волна», непризнанный шедевр.
В сущности, «Мученики…» — это несколько новелл, объединенных общей стилистикой декаданса и бурлеска. Режиссер снимает практически немое кино, разговоры в котором сведены до минимума. Очень четко выдерживается стилистика начала века.
Всерьез обсуждать сюжет этого фильма — занятие весьма сложное. Тут главное стилистика — автор создает просто фейерверк сюрреалистических миниатюр и абсурдных ситуаций. Принимая во внимание пражский колорит нельзя не вспомнить творчество Франца Кафки. В отличие от американских и британских почитателей Кафки — кафкианский мир Немеца весьма весел и жизнерадостен.
Кстати, в картине снялся известный режиссер Линдсей Андерсон.
И еще одно дополнение: условно отнес кино в категорию 1966 года, так как именно в этом году фильм был снят — в 1967 году он просто вышел на экраны.
В итоге: в стилистическом аспекте кино вполне можно отнести к шедеврам. Но смотреть его непросто в силу запутанности (или попросту отсутствия) сюжета в классической «декартовой» парадигме. Но любителям истории кино — картину рекомендую посмотреть обязательно. То, что во многих книгах по истории кино нет Яна Немеца — это еще ничего не значит
7 из 10
30 августа 2012