| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.3 |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Из Лебяжьего сообщают |
| год: | 1960 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Василий Шукшин |
| сценарий: | Василий Шукшин |
| продюсер: | Григорий Лукин |
| видеооператор: | В. Владимиров |
| композитор: | Николай Будашкин |
| художник: | Владимир Камский |
| жанр: | короткометражка |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
26 января 2003 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
32 мин |
Этот фильм состоит из разрозненных сценок, этюдов из сельской жизни. Каждый из них особо не примечателен. Кто-то просит достать детали. Кто-то нескладно шутит. В совокупности с официальным названием может сложиться ошибочное впечатление, что перед нами хроника. Но во Вселенной Шукшина все иначе. Здесь речь о реальной жизни, и напряжение неуклонно нарастает. На фоне скучных производственных разговоров кристаллизуется семейный скандал - 'верните мне мужа. Вы обязаны помочь'. И мы зритель оказывается вовлечен в то, что обсуждают лишь в сплетнях. Ну а потом, так и вовсе фильм достигает своей точки кипения. В самом неказистом моменте один из персонажей выдает, что 'коммунизма не будет'.
Шукшин начинал ярко, изящно, эффектно. В его короткометражной ленте нет ничего искусственного. Жизнь - как она есть, во всем своем абсурде и великолепии. Поэтому герою Леонида Куравлева позволено заикаться, а другим персонажам обсуждать личную жизнь на рабочем месте.
В этой ленте много персонажей. И никто не выпадает. Постановщик Шукшин нашел место для каждого, сбалансировал, уравновесил, создал интригу. Потому единственным серьезным недостатком этой ленты является недосказанность, обусловленная ее форматом. Слишком уж зажигательно все получилось. Картина будто обрывается на полуслове. Не будет запланированного в сценарии костра на полях, не будет темпераментной 'Камаринской'. Впрочем, чуть позже выйдет 'Живет такой парень' - лента Шукшина, которую и в смысловом контексте, и в стилистическом, можно считать полноценным продолжением 'Из Лебяжьего сообщают'.
8 из 10
3 апреля 2025
Михаила Ромма можно без стыда назвать «Великим учителем». Он наградил кинематограф не только своими, по праву, великими работами, занимающими яркие и значимые страницы в истории кино, но и воспитал целый ряд кино-гениев. Его учениками, за многие годы преподавания стали: Григорий Чухрай, Глеб Панфилов, Георгий Данелия, Сергей Соловьёв, Андрей Кончаловский, Никита Михалков (который, при странном совпадении чёрного символизма, получил диплом в год смерти мастера), Виталий Мельников, Василий Шукшин, Андрей Тарковский и многие другие.
Мне трудно представить какая атмосфера стояла во ВГИКе в 55—70 годах, с учётом имён учащихся в параллельных мастерских (буквы никогда не дадут истиной картины), но хотелось бы в очередной раз затронуть знаменитый выпуск 1960 года мастерской Михаила Ромма («крёстного отца» кинематографа 60х), который, кстати, в свою очередь впитал в себя мастерство Льва Кулешова. Так сложилось, что на один курс попали Александр Митта, Александр Гордон (будущий друг и муж сестры Тарковского), Андрей Тарковский и Василий Шукшин. Все трое последних засветились в совместной, стилизованной под зарубежный кинематограф, курсовой Андрейя Арсеньевича и Гордона — «Убийцы».
Но случилось так, что дипломную работу Тарковского знают многие (она даже была запущена в прокат), а проект Шукшина обходят стороной.
И это странно, ведь Шушкин своего рода «Крузенштерн» от искусства («человек и пароход»). Блестящий писатель, талантливый режиссёр и сценарист соответственно, и великолепный актёр, который всегда уверенно, «как влитой» держался в кадре, порой его значимо украшая.
«Из Лебяжьего сообщают» — дипломная работа Василия Шукшина. В ней рассказывается один день работы райкома, с которым связаны цикличные и перекликающиеся между собой, параллельные истории сразу нескольких героев. Будто пробуя на вкус, касаясь каждого приёма режиссуру и монтажа (от внутрикадрого монтажа с перефокусом и понаромированием, до сверх крупных планов и пролётов) автор, сам, наверное, того не зная, даёт старт не только своей карьере, но и новой страницы кинематографии. Мы видим, хоть и не до конца стилизованный, относительно «кучный» и весьма пропагандистский налёт философии и формы», и всего того, что раскроет Шишкин в своих последующих картинах(к сожалению, их всего пять) и рассказах. Здесь, впервые, появляется герой Куравлёва (одна из первых его ролей), в образе запинающегося простачка шофёра, который в дальнейшем найдёт развитие в последующей и, как ни странно, одной из самых сильных и невероятно смешных картин автора — «Живёт такой парень».
Впитав в себя корни «отцов основателей» Василий в первой же работе проявляет себя, как и многие другие выпускники мастерской Ромма, как свободный художник со своей, не похожей на других стилистикой, выраженной в невероятно доходчивой, простой, юмористической тонкой, человечной, великодушной линии народно-философского повествования
26 января 2014
В своё время я увлечённо отсматривал киноработы режиссёров и актёров, с которых они только начинали. Было интересно наблюдать, как происходит взросление и становление мастерства. Вот сейчас я много внимания уделяю творчеству Василия Макаровича Шукшина, а потому не мог пропустить такую работу как эта.
В принципе Шукшин уже сталкивался с кинематографом года эдак с 1956/57, но тогда он выступал в качестве актёра, здесь же мы видим его в роли творца, как самого фильма, так и сценария, так и одного из главных действующих лиц. Есть у меня подозрение, что современный обыватель будет эту ленту отсматривать скептически. Видеть какие-то кадры, малопонятные в современное время и думать, что перед нами коммунистическая агитка. И окажется в корне не прав, ибо то время в нашей стране вполне могли быть и такие персонажи и такие сюжеты.
А ещё хотелось бы напомнить, что речь идёт всё же о первых самостоятельных шагах, а потому не обошлось без проблем. Оценку я фильму дам не очень высокую, но положительную.
Самое слабое место — это то, что к дереву короткого (ключевое на самом деле слово) фильма была попытка привить слишком много веток, из-за чего в конце фильм просто-таки рушится на ровном месте. Попытка объять необъятное в очередной раз не удалась. Пока готовился к написанию рецензии, отметил ещё штуки три проблемных места. Ну, отметил и отметил. Описывать не буду, ибо в конкретном случае какие угодно большие ошибки оказываются зачастую масштабнее и глобальнее в хорошем смысле некоторых мелких успехов создателей всяческого треша и би-мувиза.
Действительно очень хочу похвалить ленту. В первую очередь разнообразие как качественное, так и количественное персонажей. И то насколько все они оказались ёмкими и колоритными, начиная от эпизодического пьяницы в буфете и антисоветчика алиментчика, заканчивая простыми работягами и да, простыми советскими партийными деятелями среднего и начального уровня.
В фильмах Шукшина есть душа. Душа сельская. При чём не просто сельская, а села глубинного, далёкого от столиц и мегаполисов. И складывается она из душ тех, кто эту местность населяет, кто её создаёт и преобразует. В этой короткометражке эту душевность можно пить ковшами.
Отмечу рассуждения на разные жизненные темы. Они, безусловно, бесхитростны и просты, но тем и хороши. Они на редкость искренни и понятны. Другое дело, что есть люди, которым подавай глубинные философские дела, или глубокие спецэффекты. Так вот. Нет здесь ни того, ни другого. И знаете что. Это здорово.
Отмечу отменную актёрскую игру всех и вся, начиная от тех, кто почти постоянно в кадре, заканчивая тех, кто там оказывался, казалось бы случайно. В итоге всё несколько напоминает нечто документальное, когда мы просто видим, что происходит… Ну, хорошо, происходило вокруг.
Несколько не повезло женскому роду. Его тут почти нет, а то, что есть — откровенно эпизодично, однако фильм отнюдь не смотрится мужлански. По сути, мы просто видим кусок нашей истории, который правда несколько неожиданно начинается и не менее внезапно заканчивается. Хотите знать, с чего всё началось? Или чем всё закончилось? Смотрите фильма Шукшина. Их много. И они разные. Там будут и ответы и новые вопросы, на которые тоже захочется найти ответ.
27 апреля 2010