Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Палка-выручалка |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг |
сценаристы: | Николай Эрдман, Р. Борисова |
видеооператор: | Елена Петрова |
композитор: | Дайя Тыш |
художники: | Лев Мильчин, Лана Азарх |
жанры: | мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 октября 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 21 мин |
Один из наиболее удачных советских мультфильмов, вышедший в «золотой век» – 1950-е гг. Несмотря на простоту сюжета, «Палка-выручалка» настолько цепляет зрителей, что остаться к ней равнодушным невозможно. Вероятно, всё дело в том, чего так не хватает многим другим советским мультфильмам.
А именно – не просто вредный, но и смешной злодей. Толстый Бей. Даже прозвище и имя забавные. Несмотря на то, что события происходят в Албании, срисовывали Бея, скорее всего, с жителей Ближнего Востока. Художники уловили суть персонажа так же сильно, как Лев Свердлин, нарисовав ему такие эмоции, что даже с выключенным звуком персонаж вызывает улыбку. Ну, а Свердлин подарил Бею такой голос и такие интонации, что многие другие комедийные персонажи покашливают в тени. Как зритель с опытом, я теперь говорю с уверенностью: лучше всего в советский период режиссёры осуждали жадность. Бей настолько любит есть, что бежит за запахом, как кошка, и настолько жаждет денег, что бежит за ослом даже после того, как тот отшвырнул его пару раз. Так что успех мультфильма держится именно на Бее. Хотя есть и ещё кое-что.
Редко какой мультфильм вызывает настолько сильное чувство аппетита как «Палка-выручалка». Эпизод, в котором Бей и султан обедают, сражает зрителей наповал тщательно нарисованными блюдами, будь то жареная рыба или целая курица.
Впрочем, ладно, надо сказать и то, что сам по себе мультфильм содержит известную мораль о законе бумеранга: помогай другим и получишь от них взаимную помощь. Чем-то это похоже и на русские народные сказки. Мараш (Валентина Сперантова) – типичный протагонист, который честен, открыт и до определённого момента находится в неволе. Но по закону жанра случается перелом и герой с чистой совестью может сплясать, вспоминая все проблемы как страшный сон. Банально, но подано так, что радостно смотреть. Эраст Гарин, между прочим, озвучивает здесь как минимум двух персонажей, и я думаю, что многие, кто смотрели в детстве советские мультфильмы, знают актёра в первую очередь по его голосу, а не внешности.
Забавный, поучительный и очень аппетитный мультфильм.
9 из 10
21 февраля 2023
Сёстры Брумберг, по мотивам старинной албанской сказки, создали волшебный мультик. В синопсисе в одну строчку написано кратко и понятно: сказка о том, как был наказан жадный богач. После просмотра я задумался, а не слишком ли жестоко с богачом обошлись? По сути его не наказали, а нещадно покарали. Мальчик и его друзья прыгают вокруг и ликуют, словно, все они только о том и мечтали, как от него избавиться. Не слишком ли жестокий урок? Я помню, как закончилось дело в «Золотой антилопе», но та история в отличие от этой, более драматичная. Не лучше ли ребёнку смотреть сказки, где отрицательные герои в конце осознавали свои ошибки, и становились на сторону добра?
Однако мораль этой истории, несмотря на спорные аспекты, ценная. Богач — пример презренного человека, и то, как он кончает, служит наглядной иллюстрацией для ребёнка (а когда он вырастет, кратким руководством к действию). Бедный мальчик — пример простого работника, который не боится опасностей, в обиду себя не даёт, и готов к переменам. Добрый дедушка — спорный персонаж, без которого не было бы волшебной палки, и этой самой сказки. Богач продолжал бы угнетать мальчика, а мальчик до конца дней не увидел бы свободы. Продолжая рассуждать в том же духе, я чувствую, что оказываюсь на тонкой грани добра и зла, и лишь палка мудрости удержит меня в равновесии.
19 февраля 2014