Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Злодейка с наклейкой |
год: | 1954 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Всеволод Щербаков, Борис Степанцев |
сценарий: | Сергей Михалков |
продюсер: | Борис Бурлаков |
видеооператор: | Иосиф Голомб |
композитор: | Александр Мосолов |
художник: | В. Грохотов |
монтаж: | Н. Аравина |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 10 мин |
Катается по великой нашей родине страшная злодейка рода человеческого и светлого коммунизма в частности — бутылка водки. «Страшная» в данном случае использовано не в фигуральном значении: «Злодейка с наклейкой» — мультфильм кукольный… и, к сожалению, местные куклы малопривлекательны, если не сказать уродливы. Но, поскольку бутылка водки — персонаж отрицательный, то такой отталкивающий дизайн можно даже посчитать уместным. В любом случае, колесит она по стране, и все — то есть буквально, все, — кто имеет с нею дело, становится заправским алкоголиком, деградирует, совершает преступление и в конце неизбежно умирает — социально или же физически. Впрочем, не всё потеряно: находится один светловолосый белокурый товарищ, который говорит водке твёрдое «Нет» и отказывается брать её к себе в машину; ведь если он смог, то, значит, смогут и другие противостоять зловещему искушению страшнейшей бутылки водки…
Шутки шутками, но, на самом деле, жанр киноплаката является старинным и почтенным — для советского аниматографа уж так точно. В какой-то степени именно с плакатов начиналось искусство советской анимации, к сказкам в СССР обратились значительно позже — как минимум после появления на мировой арене анимации Уолта Диснея. Борьба с алкоголизмом не являлась популярной темой в анимации — хотя бы потому, что основной поток мультфильмов даже в далекие 50-е был ориентирован на детскую аудиторию, и потому киноплакаты в основном сводились к призывам чистить зубы, трудиться и не вандалить. Не знаю, можно ли считать «Злодейку с наклейкой» первым советским анимационным произведением, посвящённым борьбе с алкоголизмом, тут надо лучше знать историю, но оно уж точно одно из ранних и самых примечательных, ведь одним из режиссёров мультфильма является легендарный Борис Степанцев…
И этого, к сожалению, ну совсем не заметно.
Мультфильм не то чтобы плохой, он просто очень неприятный. Не по тематике (хотя, возможно, найдутся зрители с такой нежной душевной конституцией, что не выдержат смотреть на кукол, изображающих буйных алкоголиков), а по исполнению. И речь идёт даже не только о куклах — они вполне выразительны и подвижны (что не оправдывает неприглядность дизайнов даже тех персонажей, которые не являются опустившимися пьяницами или антропоморфной бутылкой водки), речь идёт о самой истории. Она не впечатляющая и даже не жуткая. Это не триумфальная история шествия зла по миру, какой она и должна была быть — зритель просто видит череду затянутых эпизодов с практически идентичной моралью в конце. Подобная сюжетная структура могла бы быть рабочей, если бы создавался эффект самоидентификации или хотя бы водка использовала разные методы воздействия на разных людей, приводя их в итоге к одному и тому же результату; но ничего подобного не происходит.
Довольно грустно, когда комедийный скетч Труса, Балбеса и Бывалого имеет большую пропагандистскую силу в антиалкогольной кампании, чем прямо пропагандистский мультфильм антиалкогольный кампании.
21 ноября 2017