Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 4.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайна горного озера |
год: | 1954 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Александр Роу, Яков Кочарян |
сценаристы: | Маро Ерзинкян, Арша Ованесова, Вахтанг Ананян |
видеооператоры: | Иван Дилдарян, Дмитрий Фельдман |
композитор: | Ашот Сатян |
художники: | Сергей Арутчян, Юрий Швец, Валентин Подпомогов |
монтаж: | Ксения Блинова, В. Хайказян |
жанры: | приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 ноября 1954 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 9 мин |
Самый неожиданный фильм Александра Роу и вместе с тем один из лучших. Сделав себе имя как режиссёр-сказочник, в 1954 году Роу выпускает «Тайну горного озера», где разоблачает армянскую легенду про дэва, а заодно и продвигает в массы геологию. Даже на словах всё это звучит очень необычно в привязке к создателю «Кащея Бессмертного».
По непонятной для меня причине фильмы, подобные этому, почему-то не показывали по ТВ, и на видеоносителях мне тоже не попадались. А ведь «Тайна горного озера» способна увлечь геологией и вообще естественными науками юное поколение. Даже сейчас, в следующем тысячелетии, фильм способен кое-чем удивить. Знаете ли вы, например, что кряква – единственный одомашненный вид уток? Или что в горах Армении обитают рыжие лисицы? Очень неожиданно слышать в советском фильме топоним Врата ада и ещё неожиданнее видеть оскаленную морду, высеченную в пещере. Есть даже сцена, где в кадре виднеется человеческий скелет, так что если бы Роу не постеснялся (или захотел) снять ужастик, ему бы это точно удалось, но, видать, времена были не те. Не удержавшись (а кто бы удержался?) снять короткую историю с самим дэвом как иллюстрацию рассказа деда Асатура, Роу приблизился к уровню своего тёзки Птушко, который любил показывать в своих фильмах различных чудовищ. Кстати, это единственный натурный фильм Роу, в котором не снялся Георгий Милляр, за счёт чего «Тайна» кажется ещё более оригинальной.
Но посыл фильма Роу заключается в том, что чудовища – это, конечно, интересно, но реальность намного интереснее. Можно придумать сказку о дэве, который рычит где-то в горах или на дне озера, а можно исследовать эти самые горы и найти признаки того, что когда-то на берегах высохшей реки жили люди. А если повезёт, то и самую реку найти, изменившую русло и текущую где-то в пещерах. Конечно, сейчас слова персонажей о покорении природы уже выглядят наивными, но главный плюс «Тайны горного озера» заключается в пропаганде науки. Любой исследователь будет аплодировать руководителю пионерского отряда, который рассказывает о пошаговом изучении гор, когда одна находка ведёт исследователей к другой, чтобы рано или поздно найти ключ к той самой тайне и явить её большому миру. Приятно видеть улыбающихся и позитивных персонажей, которым не страшны ни грозы, ни загадочные озёра, ни, тем более, сказочные дэвы.
С этим фильмом всё было бы замечательно, если не два обидных недостатка. Во-первых, странно и неправильно выглядит то, что персонажи постоянно кричат и громко поют в горах. С техникой безопасности режиссёра и актёров, видимо, не ознакомили. Во-вторых, в фильме показывают убийство змеи. Возможно, в реальности змея осталась живой, но каждый любитель животных обязательно в этот момент передёрнется. Нехорошо так поступать, тем более что змеи приносят пользу, истребляя вредных грызунов. А также мелких хищных зверьков, способных напасть на домашнюю птицу.
8 из 10
5 февраля 2023
«Тайна горного озера» выбивается из фильмографии Александра Роу прежде всего тем, что здесь большой режиссер сказок идеологически пошел против своего жанра. Ну или его «пошли».
От фантазийного жанра здесь только зачин. У озерных обитателей существует легенда о чудовище, которое в далекие времена забрало у людей воду и потому люди живут в засушливой местности. Геологи, прибывшие в поселение и местные юннаты пытаются опровергнуть эту легенду, исследуя озеро и окрестности, найти научное объяснение произошедшему в давности и по возможности вернуть воду людям. Фильм рассказывает о помощи юных натуралистов ученым, их экспериментах, находках и организации. Фантазийный эпизод с чудовищем занимает около шести минут — в оставшееся время герои только изредка вспоминают легенду, посмеиваясь над ней.
В фильме играют только актеры Ереванской киностудии, сценарий принадлежит так же перу армянских авторов — все это указывает на то, что уже прославленный по работам на студии им. Максима Горького (ранее «Союздетфильм») на тот момент Александр Роу по какой-то причине поехал «помогать» студии республиканского значения с фильмом, предназначенным, как сказали бы сейчас, для местного рынка. Случилось это из-за проблем с мистическими гоголевскими экспериментами, за которые Роу недолюбливали, и потому надо было сделать программный фильм, или в формате «по обмену», не так важно. Важно то, что в итоге сказочник Роу снял фильм о том, что сказок не бывает. На экране мы видим то, что сейчас бы назвали квестом — цепочку заданий для юннатов, которые они с успехом проходят, приближаясь к своей цели. Лирика, мистика, борьба добра со злом — им нет места в «Тайне». Только скептицизм и научное мышление.
Справедливости ради надо сказать, что эта картина породила череду подобных фильмов-квестов («Пленники Барсова ущелья», «Трижды воскресший» и пр.), в которых школьники делают взрослые дела, а весь сюжет строится на получении какого-либо нового трудового и управленческого опыта. Однако по прошествии полувека эти картины не пользуются спросом. Возможно, потому что сегодняшние родители пугаются слов «коллективизм», «пионеры», «комитет» и т. п. Иными словами, причина в неприятии атрибутики. Тем не менее, подобные фильмы остаются прежде всего обучающими — и потому их не стоит бояться.
22 августа 2012