Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Спортивная честь |
год: | 1951 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Петров |
сценаристы: | Николай Эрдман, Михаил Вольпин |
видеооператоры: | Юлий Кун, Марк Магидсон, Владимир Яковлев |
композитор: | Матвей Блантер |
художники: | Леонид Мамаладзе, Валентин Перелётов, Сергей Воронков |
монтаж: | Клавдия Москвина |
жанры: | комедия, приключения, спорт |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 июня 1951 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
Фильмы о профессиональном спорте всегда интересны тем, что их можно смотреть как некую комедию. Смешно, когда национальными героями пытаются представить участников потешной игры (предназначенной для увеселения толпы). От гладиаторов Рима отличающихся только большим сроком эксплуатации. Но фильмы о советском спорте еще интереснее, поскольку эта тема является одним из главных противоречий у поклонников того периода. Современный спорт они называют «бессмысленным шоу», а спортсменов – дармоедами, живущими за счет налогоплательщиков. И это соответствует действительности. Но такой же спорт до 1991 года, по их мнению, «это другое». Только непонятно чем. Он выполнял такую же функцию – отвлекать население от реальных проблем. Чтобы негативные эмоции люди могли выплескивать, матерясь на стадионе. Иначе они их выплеснут в другом месте. (см., к примеру, события 1962 года в Новочеркасске). Поэтому меня заинтересовало, как изображали спорт в то время. Этот фильм стоит отметить потому, что он 1951 года. То есть, периода самого «правильного» СССР (по мнению современных поклонников данной страны).
Сюжет здесь довольно штампованный, напоминает мультфильм «История игрушек» 1995 года. Конфликт старой и новой игрушки, плюс обличение индивидуализма. Причем пропаганда коллективизма здесь максимально грубая, дешевая и примитивная. Очевидно, авторы просто не видели примеров настоящего (неподконтрольного властям) коллективизма. Поскольку он тогда всячески подавлялся и, соответственно, находился в подполье.
Главный плюс этого фильма – реалистичная демонстрация некоторых подробностей спорта того времени. Например, что игроки этой команды являются профессионалами. То есть, ничем кроме футбола не занимаются. Вернее, один из главных героев работал токарем, пока жил в провинции. Но потом переехал в столицу, и занялся более «важным» делом – пинать мяч. А ведь профессионального спорта в СССР официально не существовало. И спортсмены формально числились рабочими предприятий, названием которых именовалась команда. Особо комично выглядят групповые фотографии команд «ЦСКА», напяливших на себя офицерскую форму (хотя ни дня в армии не служили).
В фильме же честно показано, что ничем кроме футбола главные герои не занимаются. Перед его просмотром, я не исключал, что зрителю покажут, как игроки «Турбины» работают за станками на турбинном заводе. Тактику на предстоящий матч обсуждая во время обеденного перерыва. Но здесь все реалистично (по крайней мере, за станками я их не заметил).
Также в фильме стоит отметить очень реалистичное изображение болельщиков. Все их эмоции, менталитет и пр. переданы довольно точно. Причем некоторые сцены, вероятно, снимались на реальном матче с заполненным стадионом. Этот момент важен вот почему. Поклонники того периода (ненавидящие современных спортсменов) очень любят цитировать книгу «Час быка». Цитата: «Людям Земли казалось странным, как могли спортивные состязания собирать такое огромное количество не участвующих в соревнованиях зрителей, почему-то приходивших в невероятное возбуждение от созерцания борьбы спортсменов. Только впоследствии земляне поняли существо дела. В спортивных соревнованиях выступали тщательно отобранные люди, посвятившие все свое время упорной и тупой тренировке в своей спортивной специальности. Слабые физически и духовно тормансиане, как маленькие дети, обожали своих выдающихся спортсменов. Это выглядело смешно и даже противно».
И вот показанное в «Спортивной чести» является удивительно яркой иллюстрацией буквально к каждому слову вышеприведенной цитаты из книги (с той лишь разницей, что это не какая-то вымышленная планета). Смешно и противно выглядит пенсионер-болельщик (3-я минута). И очень точно показаны групповые эмоции болельщиков, испытывающих «невероятное возбуждение от созерцания борьбы спортсменов». О степени обожания этих спортсменов говорит уже тот факт, что сестра одного из главных героев собирается менять фамилию, так ей надоела эта популярность.
Естественно, я видел и другие фильмы о спорте того периода. И обратил внимание, что многие из них объединяет один момент – обязательная демонстрация голых женщин (начиная с фильма «Вратарь» 1936 года). Это называется «политика контролируемой пошлости». Целью которой было разрушение традиционного общества. Поскольку оно принципиально несовместимо с коммунистической идеологией. В традиционном обществе нельзя было публично раздеваться нигде. Пляжи (совместные для разного пола) появились лишь в начале 20 века, да и там сначала купались в закрытой одежде. Вот эти ценности и хотели разрушить, демонстрируя голых девиц (строго дозированно – только на пляжах или спортивных мероприятиях). Причем не только в слитных купальниках, но и вообще в одних трусах и лифчике. В «Спортивной чести» такие персонажи мелькают на 42-й минуте (пусть и не столь ярко, как на известных картинах «На стадионе» или «Советская физкультура» художника Самохвалова). Чем закончилась такая политика – можно лицезреть сейчас (разрушить получилось, контролировать – нет). Конкретно в этом фильме по этой части интересен такой момент. Одну из героинь изображают необычайно скромной, интеллектуальной, высоконравственной. Ну прямо чуть ли не аристократкой. Но когда ее показывают в голом виде, весь этот интеллектуальный, аристократический образ моментально разрушается. И это хорошо, это правильно. Чтобы никто не перепутал таких персонажей с настоящими (дореволюционными) аристократками.
По закону жанра, в финальной трети фильма должны происходить наиболее значимые события. Здесь таковым является матч с иностранной командой из капиталистической страны. И это как раз иллюстрирует, для чего в социалистических странах была создана вся эта огромная, дорогостоящая система профессионального спорта. Шоу для отвлечения населения от реальности было важной задачей, но приоритетной все-таки была демонстрация превосходства над капиталистами. Одержать над ними победу хотя бы в таком аналоге гладиаторских боев (других способов не было). Причем с противоположной стороны такие мотивы отсутствовали, как минимум до 80-х годов. Скажем, фермеров из Канады (у которых СССР закупал зерно на миллиарды нефтедолларов) явно не волновали поражения хоккейных команд. В фильме есть эпизоды, где от иностранной команды требуют победы любой ценой (в неофициальном товарищеском матче!). И это, конечно же, откровенное вранье.
В итоге, этот фильм интересен демонстрацией некоторых подробностей спорта 1951 года. Например, что спортсмены были профессионалами. Отличаясь от современных только меньшей зарплатой. Ну а куда им было деваться? Они же не могли поехать за границу. Где тогда перспективы были очень туманны: языковой барьер, незнакомые методики тренировок, непонятно как менять спортивное гражданство и пр. Не говоря уже о том, что в случае бегства за рубеж, свою семью пришлось бы отдать на растерзание тоталитарному государству. Современные спортсмены таких проблем не имеют, вот и приходится платить им намного больше денег. Гладиаторы-наемники ведь тоже получали большую зарплату (которой не было у рабов-гладиаторов). Кроме финансовой стороны, никаких других отличий персонажей фильма от современных спортсменов нет. Критики тогда ругали этот фильм за то, что он «опорочил советских футболистов». Поскольку отрицательный герой (тщеславный индивидуалист и карьерист) выглядит намного более реалистично, чем картонный положительный герой. Но это и есть главный плюс.
6 из 10
30 октября 2023
Молодой токарь Николай Ветлугин трудится на одном из уральских заводов. Ударник на производстве — он является также и одним из лучших спортсменов предприятия, ведущим форвардом местной футбольной команды. Для повышения квалификации его направляют в Москву на стахановские курсы. А здесь на него сразу обращают внимание представители одной из ведущих футбольных команд Советского Союза — «Турбины». И молодой уральский токарь начинает готовиться к своему первому чемпионату СССР по футболу.
С одной стороны, кинофильм «Спортивная честь» показывает нам становление Николая Ветлугина как человека и как спортсмена. Он занимается в зале, тренируется на горнолыжных трассах, на хоккейной площадке (здесь вспомним, что многие представители послевоенного поколения прекрасно выступали и в хоккее, и в футболе — ярчайший пример этого успешного сочетания нескольких видов спорта неоднократный чемпион страны, капитан и хоккейной, и футбольной сборной СССР Всеволод Бобров). Но не спортом единым жив советский человек — Николай успевает ещё и повышать свой культурный уровень, так как регулярно ходит в музеи, на выставки. На одной из таких выставок он встречает молодую художницу Тоню Гринько, которая оказывается сестрой самого известного игрока «Турбины» Виталия, который к прибывшему с Урала новичку относится несколько пренебрежительно, даже презрительно.
И здесь мы подходим к главной задаче кинофильма. А задача эта заключается не просто в показе спортивных состязаний и тренировок. Через любовь к спорту советский человек должен расти над собой и в морально-этическом плане. Вот, например, Виталий Гринько. Он действительно является лучшим игроком «Турбины», забивает больше всех. И постепенно начинает задумываться о своей «исключительности», о том, что команда без него ничего не добьётся. Заканчивается всё это тем, что он чуть было не подвел своих товарищей в самый ответственный момент — спасибо Ветлугину, что вышел на замену и забил решающий гол. Но помощь его отца и всей команды поможет форварду разобраться, что он во многом неправ.
По сюжету кинофильм «Спортивная честь» сходен с картиной «Запасной игрок», вышедшей тремя годами позже. Но если «Запасной игрок» больше блистает комедийными ситуациями (прекрасный актерский ансамбль во главе с Г. Вициным), то «Спортивная честь» является фильмом серьёзным и невероятно пафосным, особенно в идеологическом ключе. Впрочем, и здесь все актеры смотрятся очень достойно. Даже Грибов и Крючков, известные по хорошим комедийным ролям, в фильме предельно серьёзны. Да и весь кинофильм получился очень ровным, без каких-либо значительных провалов и смотрится практически на одном дыхании.
Апофеозом же всего является в конце кинокартины поездка «Турбины» за границу для встречи с одной из сильнейших зарубежных команд — «Шорти». Вот здесь и идеологическая, и спортивная борьба развернулась на полную катушку. Прекрасно смотрятся сцены и предматчевой подготовки клубов, и состязание на футбольном поле.
Надо отметить, что команда «Турбина» напоминает московское «Динамо» образца 1945 года. Первенство СССР тогда было выиграно с отрывом всего в одно очко от ЦДКА, а в финале Кубка страны «Динамо» потерпело поражение. И в том же году динамовцы совершили турне по Великобритании, где выиграли два матча, а два свели вничью. Поездка за рубеж была признана очень успешной, а название команды «Шорти» из кинофильма созвучно с названием клуба «Челси» из Лондона, с которым «Динамо» как раз и встречалась в 1945 году. Ещё один плюс фильма — это участие в нем ряда динамовских футболистов во главе с М. Семичастным.
Вывод простой: кинофильм «Спортивная честь» является очень достойным продуктом, но, исключительно, в своём жанре, в жанре идеологически правильного советского кино начала 50-х годов.
8 из 10
31 октября 2014
Неоднократно видел этот фильм по телевизору и какими-то урывками, моментами смотрел. Вот сейчас ознакомился полностью с этой картиной. Собственно, решил полностью её посмотреть потому, что там вроде как снимается Леонов. Только вот, видимо, роль у него совсем незначительная — так как я его на экране так и не увидел, а может просто не признал. Но, тем не менее, кино неплохое. Правда, конечно, жесточайшим образом напичкано «советчиной» от чего становится противно. Советское кино всегда отличалось дешевой пропагандой коллективизма, правильного образа жизни и прочего. Это все конечно хорошо, вот только все это выглядит очень наигранно и нелепо. Но, это неизбежная составляющая советского кинематографа.
В целом фильм посмотреть можно. Жаль только, что чувствуется, что снят он был по заказу партии.
6 из 10
31 января 2011