Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях |
год: | 1951 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иван Иванов-Вано |
сценаристы: | Иван Иванов-Вано, Юрий Олеша, Александр Пушкин |
видеооператор: | Николай Воинов |
композитор: | Юрий Никольский |
художники: | Лев Мильчин, Виктор Никитин |
монтаж: | Нина Майорова |
жанры: | фэнтези, мелодрама, семейный, мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 18 ноября 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 32 мин |
Неделя просмотра советской мультипликационной экранизации великой русской классики 18-19 веков. Мультфильм 2-й.
В рамках нашей тематической недели, я конечно никак не могла пропустить экранизации сказок, Светила русской литературы - Александра Сергеевича Пушкина (их будет несколько за эту неделю), потому что без него, мир нашей классикческой литературы был бы не полным. И пропускать его сказки - просто преступление. Поэтому сегодня у нас - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Вообще, про талантливых советских режиссёров Иванова-Вано и Снежко-Блоцкую хочется каждый раз упоминать с благодарным придыханием. Эти люди заслуживают того, чтобы их не только знали, но и помнили, многие поколения зрителей. На протяжении нескольких десятилетий неустанно разрабатывает Иванов-Вано великолепный, сверкающий и неистощимый пласт русской сказки. Сказки народной и сказки литературной, близкой по духу народу… Про саму сказку, сюжет, говорить не буду. Сюжет «международный». А зато у нас - Пушкин! И в стихах!
Открываем календарь - начинается январь… Рисовка в этом мультфильме прекрасная. Всё нарисовано вручную! Каждое движение! Представляете, какой труд? Создать такой чудесный, сказочно-красивый мультфильм, могли только люди, очень любившие свою работу, отдававшие ей все душевные силы. Зато даже сейчас, через много лет его можно смотреть и пересматривать - с удовольствием!
Шикарный, бесконечно талантливо созданный мультфильм. Низкий поклон и бесконечная благодарность Мастерам, которые работали со всей скрупулёзностью и отдачей над своим творением. Восхищает мимика, жесты и движения персонажей - они двигаются и жестикулируют совершенно как живые люди, передают мимикой все свои эмоции и чувства. А ведь тогда, в 50-е, не было никаких компьютеров и технологий - всё создавалось руками. Бесконечно можно смотреть сцену неистовой скачки богатырей, спешащих на помощь царевне, и одновременно с этим - на безмятежное сидение царевны у окна, посматривающей на прекрасное яблоко, таящее в себе смерть. Напряжение зашкаливает при каждом просмотре, так как смена ритма - от неистового до безмятежного - крайне обостряет восприятие. Это несомненная огромная творческая удача создателей мультфильма, ибо в произведении Пушкина всё описано гораздо более кратко и сжато. В мультфильме же воздействие - аудиальное и визуальное - на эмоции бомбическое.
Невыразимо прекрасна и столь же невыразимо скорбна картина, которую застали богатыри, ворвавшиеся в терем с оголёнными мечами, которые они затем убирают в ножны - царевна лежит на скамье, на фоне открытого окна, а с деревьев опадают листья. Аналогия - листья умерли, как и царевна. Эти падающие листья усиливают чувство скорби. Что и говорить, в этом восхитительном мультфильме буквально каждый кадр можно разбирать и восхищаться им.
Очень люблю творчество Пушкина, поэтому видела почти все постановки к его произведениям. Наши старые рисованные мультфильмы - это, конечно, шедевры, и по картинке и по содержанию.
В детстве мы очень любили такие «долгоиграющие» мультфильмы. В чём прелесть советских мультиков - они погружают в сказочную атмосферу сразу, с первых секунд, с самых титров. Появляется радостное предчувствие праздника и красоты.
В детстве при просмотре этого мультфильма, да и при прочтении сказки тоже, часто возникала мысль - «А что, от злости можно умереть?» Ну ведь царица умерла то от злости. Теперь уже, по прошествии лет, с высоты своего возраста, я поняла - Да, можно умереть, и от злобы, и от ненависти. Ведь царица не жила спокойно, постоянно нервничала и переживала (а как давно известно, все болезни и стрессы - от нервов). У неё всё были мысли, что она самая красивая. И она всячески пыталась убрать царевну со своей дороги (как конкурентку по красоте). Это всё нервы, а потом сердце не выдержало. Так она и померла молодая, а сколько зла она людям причинила. Мы тогда во дворе, часто с друзьями, шутя говорили: - «Не будь злым, а то умрёшь как царица, молодым».
Кто смотрел хотя бы один советский рисованный мультфильм, тот знает, насколько изображение людей, животных и природы отличается от диснеевского (кстати, мультфильм «Конёк-Горбунок» Иванова-Вано, Дисней разослал по своим студиям в качестве учебного пособия). Смотря на экран, просто погружаешься в атмосферу Древней Руси. В те древние времена. Как хорошо всё показано. Мужчины ездили на охоту, а также рыбный промысел. Русь была деревянная. Камня на Руси тогда ещё не было. Гвоздей тоже не было, и строили же дома, церкви, избы.
Если в американских мультфильмах красавица - так красавица, злодей - так злодей, то у нас всё тоньше и сложнее. Ну вот взять хоть Царицу. Пушкин рисует её так: «Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива». Заметьте - ни слова ни сказано, о том, что Царица красавица. Такой она предстаёт и в мультфильме - высокая, статная, «породистая». Но на лице - застывшее спесивое выражение, злобно поджатые губки, надменно вздёрнутые брови.
Царь-отец, судя по всему, был подкаблучником. Вообще в сказках отцы какие-то слабовольные - взять хоть отца Золушки, или отца из «Морозко». Озадачил меня момент, когда Царевна пропала - и тишина. Никто не кинулся её искать, как будто так и надо. Королевич Елисей в одиночку отправляется искать свою невесту.
Богатыри тоже прорисованы очень чётко и точно, это вам не американские мультяшные богатыри (или современные российские) с коротенькими ножками, огромными плечами, руками-кувалдами, и маленькой головой - тут всё по-настоящему - сильные, здоровые, молодые мужики, с нормальными (как в жизни) фигурами, и в настоящих богатырских нарядах.
Елисей не сдаётся, и совершенно самостоятельно - правда, не без помощи высших сил - находит свою любимую. И гроб хрустальный, и цепи золотые... наверное, только в этом мультфильме мёртвое тело в гробу не внушает зрителю страха.
Я как и прежде, получила огромное удовольствие от просмотра. Как всё прорисовано - мельчайшие детали интерьера, пейзажная лирика, жизненный уклад... как сама побывала в мультфильме. Очень красиво и высокохудожественно.
Прекрасный, добрый, красочный мультфильм. Видно, что это - творчество настоящих талантливых художников, настолько тщательно проработаны даже мельчайшие детали. Много раз смотрела, и смотрю этот мультфильм, и всегда любимые герои словно оживают для меня на экране... незабываемо. Советская мультипликация на величайшем уровне, смотришь каждый раз и получаешь огромное удовольствие! Браво!
Вообще «Сказка о мёртвой царевне» - это моя любимая из сказок Пушкина - о добре и зле, о любви и зависти, в ней заложены вечные истины. Люблю я русские сказки, в них так и чувствуется русский дух, но это больше касается именно советских мультфильмов. Современные сказочные мультики, советским шедеврам и в подмётки не годятся.
Смотрите русскую классику, наполняйте свои сердца добротой.
10 из 10
30 июля 2024
Экранизация сказки Пушкина, вышедшая в 1951 году, привлекает зрителей великолепной анимацией. В этом советским авторам какое-то время не было равных. Лесные пейзажи будто настоящие, порой даже не отличишь! Всё потому, что подобные мультфильмы создавались при помощи технологии обрисовывания реальных кадров. Это позволяло ускорять производство, а результат получался великолепным.
Бережно следуя первоисточнику, мультфильм повторяет все события, кое-где позволяя режиссёру проявить вольность в отображении того, как персонажи реагируют на внезапные новости и опасности. Стихия, отображённая здесь во всей красе, превосходно дополняет стихотворный текст, а персонификации ветра и космических объектов заставляют зрителей округлить глаза от удивления. Музыка, местами позитивная, местами трагичная, ещё больше погружает зрителей в происходящее, однако тут, увы, прослеживается недостаток, свойственный многим ранним звуковым фильмам и мультфильмам: слишком пронзительный звук, иногда больно бьющий по ушам.
Не считая музыки, мультфильм красивый, и возникающие к нему претензии такие же, как к оригинальной сказке: слишком сомнительными выглядят семеро богатырей, живущие где-то в лесу и без всяких помощников. Гномы в похожем сюжете вызывают куда меньше вопросов. Однако Пушкин и режиссёр мультфильма популяризовали такой артефакт как зеркало, дающее ответы на вопросы злобной царицы. Фразу «я ль на свете всех милее…» знают все.
Насколько вы любите классическое произведение, настолько же вам понравится и мультфильм.
6 из 10
14 февраля 2023
Здравствуйте. Люблю я советские мультфильмы 50-х годов. Нарисованы так, будто картины в художественной галерее рассматриваешь. А музыкальное оформление — что-то из разряда фантастики! Столь душевный и красивый оркестр, ещё поискать надо!
Однако оставим все эти эпитеты, и обратимся к делу с серьёзным анализом, конструктивной критикой и объективным суждением…
Мультфильм «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — это экранизация сказки великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, который, в свою очередь, написал вольную интерпретацию другой истории, под названием «Белоснежка», братьев Гримм. Однако, как доподлинно известно, братья не сочиняли свои творения, а собирали. Любовь к истории (архивы, древние рукописи), языкам (французский, латинский, немецкий), рисованию и местному фольклору способствовали тому, что два талантливых родственника стали собирать народные сказки. Вот как об этом говорил тогда один из братьев — Якоб Гримм:
«Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней».
Красиво сказано, не правда ли? И мудро…
А, по сему, сами народные сказки — это такая литература, в которой не стоит искать автора. Им много лет, истоки не найдёшь, да и у разных народов можно увидеть похожие истории. Так что читал ли Александр Сергеевич «Белоснежку» или же просто слышал эту сказку в детстве, не так важно. А важно здесь, как сильно он смог вложить свою душу в то, что потом захотели экранизировать.
Хм… Как сильно… А, правда, как?.. Судите сами…
«Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».
Да… И придраться не к чему… Понятно, просто, плавно, лаконично…
Неудивительно, что режиссёр Иван Иванов-Вано, вместе со сценаристом Юрием Олеша смогли сделать красивую экранизацию. Пригласив композитора Юрия Никольского и, целую группу талантливых актёров они, на мой взгляд, смогли в полной мере охватить всю ту силу литературного стиля, что предоставил нам Александр Сергеевич, и воплотить это на экран. Злая царица, встреча девушки с семью богатырями (особо хочу отметить открытую душу и трудолюбие царевны), старушка и отравленное яблоко, поиск невесты королевича Елисея, гроб хрустальный и красочная концовка, в виде свадьбы.
Это очень сильное творение, и мне приятно, что его сняли. Рекомендую всем, кто ценит культуру, искусство и традиции русского народа посмотреть эту сказку. Ну, а также всем остальным, как наглядное пособие истинных ценностей жизни…
Пойду, отдохну. Возможно, мне приснится что-нибудь доброе, душевное, наподобие того, что я увидел в этом мультфильме. По крайней мере, хотелось бы в это верить…
«И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил».
10 из 10
Красиво…
Благодарю за внимание!
16 февраля 2013
Мультфильмы, похожие на фильмы, мультфильмы-картины в СССР рисовали четверо: Снежко-Блоцкая, сестры Брумберг и Иванов-Вано.
«Сказку о мертвой царевне» Иванова-Вано, как и прочие произведения золотого века, можно смело разбирать на кадры и любоваться каждым в отдельности. Но лучше посмотреть в динамике.
Самыми, наверное, замечательными персонажами мультфильма являются семь богатырей. Сцена охоты, для сюжета почти ненужная, тем не менее, восхитительна — ох, эти могучие разномастные богатырские кони, этот азарт… Главным героям амплуа предсказало скучные роли: удачливой скромницы, упорного влюбленного, завистливой злодейки. Эти же молодцы — куда там западным гномам — каждой со своей и все с общей честью и трагедией. Приятно, что молодая царевна не забыла сообщить им, что она жива — а в сказке Пушкина они так и оплакивают ее в своей избушке, сыграв свою роль — и братья весело пируют на ее свадьбе.
Стоит обратить внимание на фон. Такая прорисовка фона не снилась Диснею в том числе. Царские палаты, березки в лесу, убранство дома семи богатырей — посуда, изразцы на печи, наличники — все это прорисовано настолько достоверно и тщательно! Изразцы даже все разные. Хотя остаются в кадре очень недолго.
Мультфильм настолько яркий, праздничный, что мрачный, нуаровый сюжет: изгнание царевны, убийство, похороны, оживление мертвой — совершенно теряется. И правильно — желая испугаться, мы посмотрим что-нибудь другое.
7 из 10
19 февраля 2009