Человек в белом костюме
The Man in the White Suit
7
7.3
1951, фантастика, комедия, драма
Великобритания, 1 ч 25 мин
12+

В ролях: Алек Гиннесс, Джоан Гринвуд, Сесил Паркер, Эрнест Тесиджер, Говард Мэрион-Кроуфорд
и другие
Эксцентричный изобретатель Сидни Стрэттон работает на текстильной фабрике. Однажды ему удается создать нечто необыкновенное — ткань, которая не рвется, не мнется и не изнашивается. Конкуренты начинают за ним охоту.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Человек в белом костюме

английское название:

The Man in the White Suit

год: 1951
страна:
Великобритания
слоган: «Should they let him play...or should they put him away?»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Дуглас Слоком
композитор:
художники: Джим Морахэн, Энтони Мендельсон
монтаж:
жанры: фантастика, комедия, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $8 718
Мировые сборы: $8 718
Дата выхода
Мировая премьера: 10 августа 1951 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, комедия, драма

Видео к фильму «Человек в белом костюме», 1951

Видео: Трейлер (Человек в белом костюме, 1951) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Человек в белом костюме», 1951

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Человек в белом костюме», 1951

Порядок есть порядок

Лекарства от СПИДа нет? Рак неизлечим? Опыты по клонированию человека окончились неудачей? И до сих пор нет дешевого источника энергии, не засоряющего окружающую среду? А вдруг — есть? Вдруг все это давно изобретено и открыто, и, в строго засекреченном виде, хранится в самых потаенных уголках нашей планеты, доступное лишь избранным — а, может быть, — уже не доступное никому? Только представьте, если лекарство от рака есть? Если о нем узнают — какие гигантские прибыли потеряет фармакология, медицина, химия… Какие невероятные сражения начнутся за контроль над производством этого лекарства, сколько человек потеряет работу, а сколько будет попросту стерто с лица Замли в погоне за всемогущим патентом и «зеленым богом».

Фильм «Человек в белом костюме» — как раз об этом — о своевременности и несвоевременности открытий, о бедах и несчастьях, какие влечет за собой неконтролируемое течение научного прогресса, о первооткрывателях-альтруистах, которые, действуя исключительно во благо человечества, приносят ему лишь вред, о людях, которые вершат судьбы мира, контролируя и дозируя науку, и об остальных, недалеких в своей массе, не готовых к новому, боящиеся всего, и готовые уничтожить кого и что угодно ради собственного мещанского спокойствия и т. н. стабильности, о которой и сейчас так много говорят. Пусть жизнь не слишком хороша, зато она, мол, стабильно не слишком хороша, без всяких там рывков и революций, а лучшее, господа, враг хорошего. Гнилая философия, но людьми, тем не менее, принимаемая — люди боятся за свои отдельно взятые маленькие четырехстенные мирки.

Этот фильм появился в середине ХХ века, как раз в эпоху современной научно-технической революции, когда невозможное казалось возможным, Космос приближался, люди, пережившие мировую войну, хотели мира, в котором все будет для них и в идеальном варианте — независимо от господствующей идеологии. По сути, ведь революционные основы, на которых нынче зиждется прогресс, зародились именно в ту эпоху, и с той поры новых изобретений практически не было — лишь совершенствовались существующие. Возможно, новые остаются «за кадром» нашей действительности, как не проверенные и опасные. К тому же, в этом случае все четко распределено — производство, патенты, права, прибыли… А новое обязательно внесет разлад. Это неправда, что человечество идет вперед. Человечество боится нового, как раввин — фашиста. Взять хотя бы религию — люди готовы убить друг друга, лишь бы никто не трогал то, что создает ощущение равновесия, так необходимого неустойчивому человечеству. Или — ближе — кино, в котором все больше в моду входят ремейки, сиквелы, приквелы — стабильный способ дохода, позволяющий с минимумом риска делать хорошие деньги и при этом вполне нравиться массам.

Этот фильм оказывается поразительно актуальным сегодня, когда, при казалось бы невероятном техногенном прыжке, стоит копнуть поглубже, выясняется, что цивилизация топчется на месте и самодовольно окучивает когда-то взошедшие побеги, опасливо обрезая новые.

Герой фильма изобрел ткань, которая прочна, как алмаз, не пачкается и не требует никакого ухода. И оказывается в опале как у миллиардеров-монополистов, одевающих весь мир, так и у простого народа: люди понимают, какие кардинальные перестановки в мире влечет это, казалось бы, пустяковое изобретение… Нити тех самых трусов, что мы надеваем каждый день, так прочно завязаны с сотней разнообразных процессов во всем мире, что, оборвись хоть одна из них, мир бы перевернулся.

Алек Гиннесс, блестящий английский актер, великолепно вживается в образ все силы вкладывающего в науку ученого-альтруиста, мыслящего исключительно утопически. И, несмотря на то, что его изобретение никогда бы не смогло прижиться, как вечный двигатель, он достоин сочувствия и уважения. Все-таки именно благодаря таким гениальным психам, влюбленным в науку до полного самоотречения и готовым на любые жертвы ради благородной цели, человечество пользуется теми благами, без которых мы уже не можем представить нашу жизнь.

Местами этот фильм приближается к хичкоковскому триллеру, моменты, в которых загнанный изобретатель улепетывает от своих неумолимых преследователей, сделаны явно со знанием «39 ступеней», «Подозрения», «Секретного агента» и др. лент мастера саспенса. Местами превращается в достаточно легкомысленную комедию, местами — в увлекательную научно-фантастическую ленту. Но при этом не забывает о своей главной функции — сатире на мещанское общество, консервативное и закомплексованное, помешанное на деньгах, не способное принять не только новое изобретение и научно-технический прогресс, но и человека новой формации — идеалиста-бессеребренника, в которого в те времена люди искренне верили. Ведь его появление предсказывали Верн и Уэллс, Азимов и Брэдбери, Беляев и Стругацкие, жаль, что пока что сбываются пророчества Оруэлла, пусть и не в самом их мрачном виде.

Заметно и явное левацкое отношение к жизни режиссера Маккендрика — он клеймит позором буржуазию, смеется над глупыми плебеями, а из героя Гиннеса выводит почти Прометея, отвергнутого обществом, оклеветанного, изгнанного, но не сдавшегося. Этот герой отвечает популярным в те годы социалистическим настроениям и попыткам вырваться за пределы капиталистического уклада жизни, где каждый, как бы высоко он ни парил, все равно парит в пределах кабалы, и над каждым всегда найдется хозяин.

В этом фильме есть и противоречивость изобретений, и понимание изобретателей, и сочувствие к «сильным мира сего», которые тоже маниакально боятся за свой мир, и гнев по поводу их грязных методов, которыми они стараются вершить лишь им понятную справедливость, и грустный вывод о людях, которые в массе своей поддерживают сложившийся пирамидальный миропорядок, хоть и ругают его на словах, ну и мысль о том, что все, что в мире есть, подлежит моментальному учету и закреплению за «хозяином», в противном случае — уничтожается.

Как в песне

Ах, знаю, знаю, знаю… Порядок есть порядок,

Все клады и находки учтены:

Записаны в анкетах, отмечены в докладах

И законами все защищены!

Но в той же песне поется:

Но неужели, неужели,

Неужели не хочется вам

Налетая на скалы и мели,

Тем не менее, плыть по волнам?

Несмотря на иронию, свойственную этой ленте и легкости, с какой Гиннесс и его партнеры разыгрывают рассказанную историю, за всем этим слышится отзвук трагедии многих людей — во все времена. «Человек в белом костюме» — это «Новые времена» 50-х, которые отправляют героя в плавание в неизвестность с почти чаплинской грустью провожая его, одиноко и навсегда уходящего по пустынным улицам равнодушного к нему города. Авторы не предлагают следовать за ним, но надеются на искоренение этого вечного человеческого равнодушия и волнения лишь о собственном кошельке. Финал закономерен. Рожденные ползать — летать не смогут, а рожденные летать — вынуждены летать в одиночестве, потому что, увы, в мире ползающих им тоже делать нечего.

9 из 10

9 сентября 2013

Гаггл-блаб, гаггл-блаб, гаггл-блаб…

Его рабочий костюм не отличается белизной — чаще всего это комбинезон из грубой ткани или же серый, вытертый халат. Его должность — разнорабочий при лаборатории, его призвание — молекулярная химия. Знакомьтесь: Сидни Страттен, грузчик и мусорщик с большим стажем, учёный-самоучка по совместительству. Стипендия в Кэмбридже не стала для него пропуском в мир большой науки, но разве могут подобные условности остановить настоящего исследователя на пороге величайшего открытия? Создание принципиально нового соединения, которое позволит выпускать ткань, не имеющую аналогов в мировой промышленности — вот цель всей его жизни. И эта цель оправдывает средства, потому Страттен безропотно соглашается на любую работу, лишь бы быть поближе к лаборатории, где всегда что-то бурлит, булькает, а значит можно незаметно пристроить мудрёный аппарат собственного изобретения и конечно же раздобыть нужные химикаты. «Гаггл-блаб, гаггл-блаб» — только и доносится откуда-то из дальнего угла комнаты пыхтение странной машины.

Взбалмошные учёные и чудаковатые исследователи всегда привлекали особое внимание кинематографа. Сначала, разумеется, инквизиции (но об инквизиции в другой раз), а уже после — кинематографа. Многочисленные воплощения Виктора Франкенштейна и доктора Джекила, Ротванг из бессмертной симфонии Фрица Ланга о фантастическом городе, или док Эммет, персонаж знаменитой трилогии Земекиса — список можно продолжать ещё долго, ибо в кино «чокнутый профессор» это такое же устоявшееся амплуа, что и старик-лакей в театре. Персонаж Алека Гиннеса, Страттен, тоже может показаться немного странным, прежде всего потому, что будто не замечает ничего вокруг. Ему приписывают влюблённость в дочку самого Бёрнли, директора фабрики, профсоюзная активистка в свою очередь уверена, что Страттен жить без неё не может, но тому до обеих нет дела. Его выгнали с семи фабрик, но он невозмутимо идёт дальше: не вышло здесь, выйдет в другом месте. Ведь кто не знает, что все великие открытия совершались не благодаря, а вопреки.

Цвет здесь имеет значение, пусть фильм и снят на чёрно-белую плёнку. Люди в серых костюмах, люди в чёрных костюмах, а среди них Страттен, облачившийся по случаю собственного триумфа в белый пиджак и белые брюки — простая метафора, понятная каждому. Знакомое всем народам любопытное «Чавой-то здесь такое?» быстро оборачивается неподдельным испугом, будто ящик Пандоры оказался в руках безответственного хулигана. Изобретение Страттена пугает, потому что непонятно, и вместо славы бедняга вынужден бросаться в бега, спасаясь то от влиятельных фабрикантов, которые боятся потерять деньги, то от простых работников, которые боятся потерять работу.

Режиссёру Александру Маккендрику, насмотря на его довольно скромную фильмографию, по праву принадлежит почётное место в ряду первых режиссёров Британии. Его лучшие фильмы напоминают крохотные, тщательно проработанные миниатюры, особое очарование которым придаёт финальный штрих, завершающая фраза, которая неизменно оставляет светлое ощущение, какие бы неприятности или неудачи не преследовали героев. Ироничный взгляд на традиционно-консервативное общество, единое в неприятии любых перемен, отличается, тем не менее, теплым отношением режиссёра к своим персонажам. Вот и здесь, как бы ни пытались промышленники с профсоюзами избавиться от злосчастного изобретения Страттена, мы можем быть уверены, скоро они снова услышат этот странный звук: «Гаггл-блаб, гаггл-блаб, гаггл-блаб…»

7 июня 2012

Фантастика Человек в белом костюме появился на свет в далеком 1951 году, более полувека тому назад, его режиссером является Александр Маккендрик. Кто играл в фильме: Алек Гиннесс, Джоан Гринвуд, Сесил Паркер, Эрнест Тесиджер, Говард Мэрион-Кроуфорд, Генри Моллисон, Вида Хоуп, Патрик Дунэн, Дункан Ламонт, Колин Гордон, Джоан Харбен, Родди Хьюз, Стюарт Лэтэм, Майлз Маллесон, Эди Мартин.

В то время как во всем мире собрано 8,718 долларов. Страна производства - Великобритания. Человек в белом костюме — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.