| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
На Луну с пересадкой |
| год: | 1934 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Николай Лебедев |
| сценарий: | Александр Пантелеев |
| видеооператор: | Василий Симбирцев |
| художник: | Абрам Векслер |
| жанр: | детский |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч |
В жанрах фильма не стоит 'фантастика', но это совсем не значит, что в картине нет ничего фантастического. Фантастична сама идея об ученике, который, в буквально смысле 'спит и видит', как его ракета достигает Луны. Удивительно, что этот фильм снят в 1934 году, когда советское кино имело в своём архиве всего одну-единственную картину, посвящённую полёту в космос: 'Аэлита' (1924), а до второго фильма - 'Космический рейс' (1935) - оставался ещё целый год.
В фильме 'На Луну с пересадкой' нигде не упоминается фамилия Константина Эдуардовича Циолковского, но без влияния его работ фильм едва ли мог бы появиться, потому что именно Циолковский обосновал использование ракет для полётов в космос, и ещё в 1920-е годы пришёл к выводу о необходимости использования 'ракетных поездов' - прототипов многоступенчатых ракет. В своих научно-фантастических произведениях, будучи сторонником и пропагандистом идей освоения космического пространства, Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций.
Читал ли что-либо из работ Циолковского школьник Лёня Глебов, зрителю не известно, зато абсолютно ясной является вера Лёни в 'множественность обитаемых миров', потому что он нисколько не сомневается в том, на Луне имеются свои обитатели. Как большинство фильмов тех лет, картина несёт в себе, прежде всего, воспитательный посыл, на примере Лёниных неудач просто и доступно объясняя, что без знаний, без хорошего образования на одной лишь 'голой' мечте далеко не уедешь, а тем более - не долетишь до Луны.
Крайне интересными выглядят 'спецэффекты' 'пробного запуска Лёниной ракеты. Учитывая год выхода фильма, поражаешься изобретательности режиссёра, который сумел показать данную сцену не только под юмористическим углом, но и с уклоном настоящую научную фантастику. Фильму больше 90 лет, поэтому его 'этнографическая ценность' значительно превосходит художественную, хотя и там Николай Лебедев достигает определённого успеха.
Единственный отзыв на этот крайне редкий фильм принадлежит советскому и российскому киноведу, большому знатоку советского детского кино - Кире Константиновне Парамоновой: 'Автор сценария Александр Пантелеев и режиссёр Николай Лебедев делают всё, чтобы воссоздать правдивую атмосферу, показать всё так, как и происходит в жизни. Немаловажно и то, что авторы стремились связать фантазию детей с реальными событиями'. Абсолютно верные слова, потому что из таких мальчишек, как Алёша, через два десятилетия вырастет целое поколение энтузиастов, отправивших Юрия Гагарина в космос...
1 марта 2025