Сильный человек
Mocny czlowiek
7.2
7
1929, триллер, драма, криминал
Польша, 1 ч 17 мин
В ролях: Григорий Хмара, Агнес Кук, Юлиан Кшевиньский, Артур Соха, Станислава Высоцкая
и другие
Рукопись романа писателя Ежи Гурского «Сильный человек» присвоена журналистом Хенриком Белецким при самых мерзких обстоятельствах: чахоточный Гурский пристрастился к морфию, и смертельную дозу получил именно от завистливого Белецкого. Любовница плагиатора Луция видела момент кражи, но он уговорил её промолчать ради финансового благополучия. Однако преступное счастье не может сбыться, и развязка окажется трагично
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сильный человек

английское название:

Mocny czlowiek

год: 1929
страна:
Польша
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Джованни Витротти
художник: Hans Rouc
монтаж:
жанры: триллер, драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 октября 1929 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 17 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, криминал

Постер фильма «Сильный человек», 1929

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Сильный человек», 1929

[Прекрасная] повесть о жалком человеке

Иногда сенсация хуже войны. Вторая мировая увела в забвение многие творения человеческих рук, в том числе и экспрессионистскую драму «Mocny czlowiek». Спустя полвека пленку нашли, оцифровали, снабдили саундтреком в стиле «нью-джаз» и выпустили в свет под вопли газет: «Сенсация! Лучший польский фильм 1920-х! Выдающаяся картина талантливого режиссера!»… И народ вяло, но потянулся. Смотреть. Недоумевать. Разочаровываться.

Проблема — в привычке зрителей к тому, что «выдающиеся» фильмы блещут либо занимательным сюжетом, либо шикарным отсутствием такового. Здесь же история проста и малопривлекательна: эдакая ромдрама по новелле модерниста, эстета-эротомана и просто сомнительной репутации человека Станислава Пшибышевского. Главный герой — журналист Хенрик Белецкий, еще один кандидат на роль сверхчеловека, который «право имеет»… не имея при этом ни совести, ни души, ни харизмы, ни даже мозгов. С бездумной жестокостью животного, не колеблясь и не планируя, он толкает на самоубийство друга и присваивает рукопись его романа, предает доверие знакомого и уводит его жену. Третирует свою любовницу Люцию, до тех пор, пока не оказывается перед необходимостью ее убить: ведь быть верным женщине, которой известен твой секрет, так сложно! Даже скрывать измены и время от времени трепать глупышку по русым локонам с души воротит. Куда проще — во все тяжкие и концы в воду… Кратковременное торжество посредственности, бесплодная череда случайных триумфов скучного недалекого эгоиста.

Но вопреки этому или, наоборот, благодаря этому, «Сильный человек» без малого гениален. Отодвигая на задний план глупый и неловкий сюжет, молодой режиссер Хенрик Шаро пытается показать внутреннюю жизнь героев через череду их внешних состояний. Большой вклад вносят актеры: талантливый, поднаторевший играть сверхлюдей Григорий Хмара и звезда польского театра Мария Майдрович. Но их игра — всего лишь канва, на которой мастер вышивает причудливый узор, используя все доступные ему технические средства. Жесткий изобретательный монтаж «доигрывает» за актеров буквально каждую сцену, визуализирует мечту, тревогу, ожидание, вожделение, неистовство, галлюцинации, предобморочное состояние. Мимолетные пятисекундные эпизоды расставляют важнейшие акценты, помогают понять истинные мотивы и намерения персонажей. Многослойное наложение кадров бегло очерчивает атмосферу «локаций»: прекрасную прозаичность улиц Варшавы, угодливое равнодушие редакций, хмельное веселье кабаков. Шаро словно противопоставляет два мира. В одном — обыденном, уютном и светлом — живут угодливые швейцары, шкодливые мальчики, жеманные актерки, разгульные землевладельцы. В другой — мрачный, тревожный, иррациональный — стремительно погружается Белецкий, терзаемый, нет, не отсутствующей совестью, а ощущением собственной бездарности, бессильной завистью к мертвецу.

Чем дальше продвигается действие, тем более сложным и эмоциональным становится визуальный ряд, тем очевиднее красота и необычность фильма. Пойманная на крючок рыба — метафора ловушки. Фары в темноте — метафора скорости. Перечеркнутая равнодушным маятником женская фигура — метафора ожидания… Невозможно передать звук шагов за дверью? Но можно сделать дверь прозрачной. Можно разоблачить холодную красавицу Нину: вплести в локоны порывы ветра, позволить тонкому шелку на какую-то секунду чувственно обтянуть бедра. Можно слить воедино мысль и дело, чтобы Белецкий раздвоился, безобидно посиживая в кафе и одновременно поднося морфий обманутому Гурскому. Можно наполнить сцену первой близости горькой смесью страсти и предчувствия краха, свести героев в странной комнате, где мебель скрыта чехлами, в окна рвется гроза, а картина над камином сулит не то смерть, не то единение. Можно, наконец, низринуть Белецкого в ад безмолвными аплодисментами публики, немыми воплями «Автора!», неумолимым движением театрального занавеса, то дарующего миг передышки, то снова выставляющего преступника на обозрение восторженных почитателей…

О «Сильном человеке» можно еще долго рассказывать, а потом — развести руками, признавая несостоятельность слов. Ирония в том, что логичнее всего впечатления суммируются все тем же штампом: «выдающаяся картина талантливого режиссера». Грубо, глупо и примитивно, но по существу очень верно. Удивительный фильм, в котором прекрасная форма не просто превосходит содержание, но сама претворяется в него.

8,5 из 10

3 февраля 2012

Триллер Сильный человек появился на свет в далеком 1929 году, более полувека тому назад, его режиссером является Хенрик Шаро. Кто играл в фильме: Григорий Хмара, Агнес Кук, Юлиан Кшевиньский, Артур Соха, Станислава Высоцкая, Болеслав Межеевский, Янина Романувна, Александр Зельверович, Ян Курнакович, Людвик Фрицше, Лех Оврон, Владислав Вальтер, Текля Трапшо, Тадеуш Ордейг, Тадеуш Фиевский.

Страна производства - Польша. Сильный человек — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.