Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Берлин: Симфония большого города |
английское название: |
Berlin - Die Sinfonie der Großstadt |
год: | 1927 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Вальтер Руттман |
сценаристы: | Карл Фройнд, Вальтер Руттман, Карл Майер |
продюсер: | Карл Фройнд |
видеооператоры: | Роберт Баберске, Раймар Кунце, Ласло Шэффер, Карл Фройнд |
композитор: | Эдмунд Майзель |
художник: | Эрих Кеттельхут |
монтаж: | Вальтер Руттман |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 сентября 1927 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 5 мин |
Фильм отличает мастерский монтаж. Перед зрителем разворачивается широкое импрессионистическое полотно жизни большого города. Каждый кадр или фрагмент находится в диалоге с соседними — это и создает разнообразнейшую музыкальную ткань.
Режиссер не стремился к драматической динамике, но фильм, разделенный на акты, имеет ощутимую ритмику, подчеркнутую наложенной музыкой. К концу каждой части идет заметное усиление темпа, образно это выражается через мощную жизнь механизмов — заводов, поездов — это индустриальный ритм, который авангард воспринимал, как новую поэзию: трубные выдохи заводов, ходящие части механизма на конвейере, «капельки пота», катящиеся по паровозу, волевые линии рельс. Вот он новый «прекрасный и яростный» мир! В нем еще нет усталости от бессмысленности повторения, только звучание сверхмощного сердца, заразительная устремленность.
Вальтер Руттманн — один из ярчайших документалистов — относится к немецкому киноавангарду. Тяга к изобретательству и смелый эксперимент отличают многие работы этого периода. В этом фильме нет архаичности, которая порою чувствуется в старом кино, он увлекателен и современен.
«Симфония большого города» практически лишена политической окраски. Хотя смотря это кино сейчас, нельзя не заметить мелькнувший образ брехтовской Иоанны скотобоен. В отличие от Фрица Ланга, Вильгельма Мурнау или Эрнста Любича Руттманн не покинул Германию с установлением 3 рейха. Но в Берлине 1927 года еще нет неминуемых предчувствий и наползающих теней, ведь еще остается будущим и «Триумф власти» (где Руттманн был одним из сценаристов), и «Немецкие танки». Только в нашем сознании коротко вспыхивает тревожность от выкриков газетчиков и надвигающихся заголовков.
9 из 10
20 февраля 2011
Фильм не сопровождаемый звуковой дорожкой назвать «симфонией» довольно иронично со стороны автора. Но, как не было бы парадоксально, в фильме ощущается ритм, даже некая мелодика. Достигается это благодаря прекрасному монтажу — визуальное чутье автора не подвело.
Журнала «Премьер» (2004г. N73) назвал фильм в десятке лучших документалок (тут де: «Олимпия», «Триумф воли», «Человек с киноаппаратом» и несколько фильмов поновее). А журнал «Empire», в свою очередь, называет фильм среди лучшей тридцатке немых фильмов (здесь и Довженко, и Эйзенштейн, и Дрейер, Гриффит, Мурнау, Ланг — в общем, прекрасная компания).
Кстати, параллели к «Человеку с кинокамерой» Дзиги Вертова — сами собой напрашиваются. Его даже можно было бы назвать «Киев, симфония большого города». На при этом неизвестно кто на кого больше повлиял, так как предыдущие киноэксперименты Вертова ощущаются в работе Руттмана.
Но как бы там ни было — оба фильмы прекрасны, и оба удивляют своими монтажными изысками. В «Берлине» синхронно смонтированы кадры с гражданскими, солдатами и коровами — уже многого стоит. И хотя выглядит «с намеком», фильм все же аполитичен… более или менее.
На протяжении всей ленты чувствуется любовь автора к технике. Это, конечно, не Леже, который в основу изображения положил «движение механизмов» (и немного менее, людей — уподобляя их механизмам), но все равно отдельные кадры просто насыщении благоговением перед техникой, механикой (минут 7 начала фильма — авторы отдают предпочтение поездам, рельсам и депо).
В итоге, картина скорее симфония индустриального-неважно-какого города. Но симфония гениальная! Не так давно я читал текст талантливой одесситки Иры Стефак о Берлине. Вот там действительно город чувствовался в каждом слове. И это был именно Берлин и никакой другой! Как бы Он сам о себе рассказывал. У Руттмена вышел гениальный фильм, но не обязательно о Берлине.
Мои 10 из 10, и дал бы больше
27 июня 2009