Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Катька «Бумажный ранет» |
год: | 1926 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Фридрих Эрмлер, Эдуард Иогансон |
сценаристы: | Михаил Борисоглебский, Борис Леонидов |
видеооператоры: | Евгений Михайлов, Андрей Москвин |
художник: | Евгений Еней |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 декабря 1926 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 14 мин |
Фильм резко выделяется на фоне других советских фильмов того периода, так как пропаганда здесь далеко не на первом месте. В первую очередь это история о людях, которые запутались в жизни, запутались в своих чувствах. Очень подкупает проработанность характеров шпаны и удивительная обаятельность Федора Никитина, исполняющего роль Тилигента. Сама Катька получилась какая-то плоская, а одно и то же крупно снятое ее выражение лица начинает несколько надоедать. Катька показана с одной стороны — очень упрямой женщины, которая прет к своей цели, почти как корова, которая ей очень нужна. Женщина она хозяйственная, работящая, и даже уход Семки никак не поколебал ее. Единственное хоть какое-то проявление ее человечности — то, что она поселила у себя Тилигента. Но все равно никак не получается проникнуться к героине. Другое дело — шпана. И Семка, и Верка сложные герои, которые руководствуются не одной лишь жаждой наживы. Семка долго мучается совестью после расставания с Катькой, испытывает какие-никакие, но отеческие чувства к своему ребенку. А Верка искренне полюбила этого Семку, она стремится к честной торговле, в ней не затухает, а только разгорается тяга к хорошему, к нормальной жизни. Это сложные герои, которые не оставляют однозначного впечатления.
А что касается Тилигента, то Федор Никитин сделал своего героя таким робким, таким беззащитным, но в то же время благородным, что очень проникаешься к нему и чувствуешь то же самое, что и он почти 100 лет назад — полное непонимание того, что делать со своей жизнью. «Умереть ему было так же трудно, как и жить». Да, это сложная запутанная жизнь, в которой оказались герои, и в этом самое большое достоинство фильма, что переживания жизни переданы здесь очень верно.
6 ноября 2020
Полнометражная немая драма «Катька — бумажный ранет» — это один из первых опытов советской социально-бытовой мелодрамы. Действие фильма происходит во времена НЭПа середины 20-хгодов. Ее героиня, деревенская девушка Катя, приезжает в Ленинрад в надежде «сколотить денег» на корову — единственную кормилицу в семье, по неопытности попадая в среду обитателей городского дна. Кроме самой Катьки, в картине есть другие колоритные персонажи. Проходимец и вор Семка Жгут, с которым она связалась и теперь ждет ребенка, опустившийся интеллигент Вадька по прозвищу «Тилигент» и спекулянтка и проститутка Верка, к которой Семка уходит, бросив беременную подругу. Из жалости Катька пускает к себе бездомного «Тилигента», который ухаживает за ребенком, оказываясь как бы на положении жены, в то время как мать, напротив, оказывается «на положении мужа-добытчика, сражающегося с окружающим миром» (Наталья Нусинова).
«Катька — бумажный ранет» в какой-то степени уникальный для своего времени фильм. По замечанию историка кино Ирины Гращенковой, в картине показана нехарактерная для 20-х годов любовь: «не красная, а прекрасная, не любовь к труду, комсомольским делам и поступкам, но любовь двух людей, по воле судьбы оказавшихся на дне жизни — любовь жертвенная и высокая». Нетипичным является также герой Федора Никитина — Вадька Завражин из т. н. «бывших», который здесь оказывается нравственным центром фильма. «Это фильм о пробуждении человека, восхождении его к лучшей жизни и к лучшему в самому себе — все это в фильме совершается благодаря любви — любви, которая поначалу стесняется себя, в особенности Вадька, но потом, когда он бросается на защиту ребенка и женщины, — мы понимаем, что это — высокая и жертвенная любовь…»
25 мая 2017