Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков |
год: | 1924 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Лев Кулешов |
сценарий: | Николай Асеев |
видеооператор: | Александр Левицкий |
композитор: | Бенедикт Мэйсон |
художник: | Всеволод Пудовкин |
монтаж: | Александр Левицкий |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 апреля 1924 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 3 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Льва Владимировича Кулешова не зря называют теоретиком кино, хотя значение этого понятия связано не только с его творческими профессиями, но и чрезвычайно интересным подходом к работе. В то время как Дзига Вертов создавал свой киномир при помощи обычных бытовых сцен, снятых «с эффектом неожиданности» и использования сложного монтажа, Кулешов шёл другим путём, в котором техника выполняла хоть и важную, но всё же вспомогательную роль. Главным козырем в его случае были люди, актёры, ставшие живым воплощением новаторских идей режиссёра.
Ранние советские фильмы Кулешова в полной мере отражают социальную концепцию искусства, которую пытались внедрить в умы граждан Луначарский и другие идеологи большевистской культуры: максимальное высвобождение эмоций, творческий порыв, обязательная массовость действия. Но Кулешов соединил эти постулаты с теоретическими идеями малоизвестного широкой аудитории Франсуа Дельсарта, в которых ключевое внимание уделялось физической составляющей исполнительского мастерства актёров. Таким образом, внешняя выразительность стала одновременно и целью, и средством коллектива Кулешова.
Опробовать эту методику суждено было фильму «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», основанному на сценарии Николая Асеева. Впрочем, от оригинала в итоге сохранились только имена действующих лиц. А вот с центральной идеей получилось куда проще, благо политических мифов и тогда было, хоть отбавляй. До создания ВОКС, упрочившего позиции иностранного туризма в СССР, оставался год. Поэтому подтвердить или опровергнуть массовые стереотипы о «диких большевиках» и «врагах-капиталистах» предстояло творчески. Столь почётная миссия была адресована главному персонажу, мистеру Весту, в исполнении Порфирия Подобеда.
Не приходится сомневаться, что внутри фильма, облачённого в яркую сатирическую оболочку, почти всегда скрывается двойное дно. В данном случае, понятие «антибуржуазность» применимо разве что к облику мистера Веста, в котором угадывается скрытая насмешка на американского комика Гарольда Ллойда, и ставшим камнем преткновения ложным представлениям американцев о советских гражданах. С последними не всё так однозначно. Антисоветская пропаганда, безусловно, была важным политическим инструментом внешней и внутренней политики США, но в «Приключениях» игра с этим явлением вызывает встречные вопросы: а так ли уж безобидна советская действительность и каково истинное лицо «настоящих большевиков», если отбросить глупые карикатурные домыслы?
Ответы на подобные вопросы определяются не только развитием сюжета, но и художественной композицией фильма. «Приключения» – это кино мизансцен, причудливость которых, вместе с абсурдностью драматических коллизий, призваны усилить недоверие к фабуле. Подлинным воплощением гротескно-комедийной игры является актриса Александра Хохлова, исполнившая роль «Графини» в банде. На мой взгляд, сцена чаепития «по-советски» и мимическая игра актрисы в ней вполне достойны места в золотом фонде отечественного кино.
Попавший в логово шайки авантюристов незадачливый мистер Вест призван убедиться в правдивости своих опасений. Этот замечательный пазл разрушает сотрудник ГПУ, возникающий, подобно «богу из машины», в самый подходящий момент сюжета. Но, мистер Вест, не спешите радоваться, поскольку дальше действовать будут они, «настоящие большевики». Покажут вам других людей, другую Москву и даже пригласят в качестве инспектора военного парада («эффект Кулешова» в действии!), а вы признаете, что заблуждались. В противном случае, пеняйте на себя. Крайним, в любом случае, окажетесь вы.
Пародия на советскую систему пронизывает весь фильм Кулешова: даже забавная, на первый взгляд, радиограмма мистера Веста домой исполнена едкой самоиронии не только по содержанию, но и по своей форме. Образно выражаясь, вместо точки на экране Кулешов поместил там огромный смайл в виде улыбающегося лица мистера Веста, которого словно бы одурачили, но на самом деле это режиссёр одурачил всех заинтересованных в «правильном» направлении своего кино. И сделал это весьма тонко. Не зря же его называют теоретиком.
28 декабря 2022
Стрельба, погоня, невероятные трюки. При чем, трюки не только артистов, но и трюки монтажа. А также трюки смысловые.
На первом плане в картине мы видим приключения незадачливого мистера Веста. Сюжет, герои… Все качественно, хорошо, по школе. А по второму плану мы можем наблюдать компанию учеников и соратников Кулешова, которых он собрал вокруг себя. Мы видим, как их герои веселятся и хулиганят, одурачивая Веста. А еще то, как великие мастера дурачатся, снимая кино. В этом фильме мы можем наблюдать тот редкий случай, когда друзья и товарищи вместе делают то, чем они все вместе горят, то, что они по-настоящему любят. Видим то, как они и серьезно и несерьезно подходят к своей работе, к искусству. В этом фильме видно, с каким удовольствием и с какой увлеченностью работает команда. Это огромнейшее достижение Кулешова как режиссера и как педагога. Не каждый может так удачно собрать команду.
Что касаемо самого фильма, то может показаться, что финал какой-то притянутый за уши, будто не выпустили бы этот фильм на экраны без непременного желания американца повесить у себя портрет Ленина. Но это не совсем так. Нельзя забывать, что юность создателей фильма пришлась на революцию, что как бы все сложно ни было бы, но эти художники во многом смогли раскрыться именно благодаря советской власти. Как бы страшно это сегодня ни звучало. Но они сами тогда искренне верили в Ленина, в большевизм. И в такой системе координат абсолютно логично, что мистер Вест прямо с Красной площади пишет жене письмо с просьбой повесить портрет Ленина. Да что уж там, после всех ожиданий варварства, после «руин» Большого театра и университета, встретив наконец-то приличных людей, логично предположить, что герой с превеликой радостью не только портрет Ленина повесит, но сам останется жить в СССР и будет всех уверять в том, какая это прекрасная страна и какие идеальные люди в ней живут. Любой тянется к хорошему и хочет в это хорошее верить. Когда-то Кулешов с товарищами поверили во что-то хорошее, потянулись туда… И оп-па! У нас есть невероятная история кинематографии и неповторимая школа кино.
В общем, обязательно надо смотреть, чтобы:
1) иметь полную картину развития кинематографа;
2) посмотреть на счастливые лица тех, кто стоял у истоков кино;
3) посмотреть на уникальные кадры Москвы 20-х, оригинальный храм Христа Спасителя, улицы, заваленные снегом и т. д.;
4) увидеть отлично исполненные трюки;
5) приятно и с пользой провести один час своего времени.
28 октября 2020
Мистер
Твистер,
Миллионер,
Едет туристом
В СССР.
Технически «Необычайные приключения мистера Веста» не были первым советским фильмом; но это был первый советский фильм, о котором заговорили — и ещё как заговорили.
Конечно, сначала всё должно было устояться перед тем как заниматься таким трудозатратным и, что самое важное, дорогим видом искусства, как кинематограф. Художник может обойтись кистью, а если не кистью, то углём или даже пальцем, литература бывает устная, и для неё тоже не требуется поднимать людей и искать специфические средства выражения… Кино же, в свою очередь, искусство сугубо урбанизированное и требующее определённых вложений — а особенно во времена плёночного кинематографа. Неудивительно, что Кулешов воспитывал свою кинотруппу… методами театра — репетициями, постановками этюдов, заранее при зрителях обыгрывая то, что затем должно будет попасть на экраны. Парадоксальная на самом деле ситуация, так как при этом Кулешов вообще-то театр в кино отрицал и был одним из горячих бойцов против театральной условности, за которую в то время считали психологизм и саму идею профессионального актёрства. Он, равно как и Дзига Вертов, как и Эйзенштейн, полагал, что основой выразительности кинематографа и вообще художественной его единицей является монтаж — и, в общем, оказался не так уж неправ.
Другое дело, что об этом забавно думать, глядя на то, насколько же театральными в итоге оказались некоторые его работы, в том числе «Необычайные приключения мистера Веста». Не настолько, как, допустим, «Великий утешитель» (по крайней мере, герои не только по среднему плану ходят), но всё-таки.
Это впечатление усугубляется тем, что «Приключения» — очень актёрский фильм. Да, там выразительный монтаж и довольно богатая операторская работа — едва ли не на уровне Тиссэ, но большая часть его обаяния строится на актёрской эксцентрике и буффонаде — не работающей без присутствия актёра! Ковбой Джедди скачет по Москве, преследуя уехавший багаж, прыгает по крышам и проводам, мошенники разыгрывают блестящую операцию по обману наивного американца, сам мистер Вест попадает из одной дурацкой ситуации в другую и забавно реагирует то на чрезмерное кокетство Графини, то на очевидную ложь Жбана, то на попытку его похитить… Качество этих сцен зависит от актёрского исполнения — причём не только на техническое мастерство натурщика, как полагал тогда Кулешов, но и на актёрскую игру, делающую набор гиперболизированных гримас чем-то большим, чем просто визуальным воплощением той или иной эмоции (опять же, как предполагал Кулешов).
Как раз именно в чистоте отыгрыша к «Весту» могут быть претензии — даже не к актёрам, а как раз к прославленному кулешовскому монтажу: некоторые кадры тянутся излишне долго. Особенно это касается пластических этюдов Графини: не нужно по пятнадцать-тридцать секунд, чтобы понять, насколько чрезмерно она заламывает руки и как одна её нога обвивает другую, для этого достаточно и трёх-пяти секунд. Но при этом актёрское мастерство той же Хохловой и особенно других актёров действительно впечатляет: тут, конечно, нет ненавистного в тот период психологизма, да и он был бы неуместен, однако актёрам всё равно приходится вживаться в образы, чтобы показать их максимально убедительно. И как раз в сценах, сконцентрированных не на техническом исполнении отдельных актёрских задач, а показывающих актёрское взаимодействие, «Вест» смотрится бойко и захватывающе.
Конечно, не одними актёрами «Вест» хорош. Просто, как ни странно, об этом мало пишут: отдельно про актёров существует много информации, а вот об актёрской игре как об одной из причин успеха фильма писал, пожалуй, только сам Кулешов, и то в совсем ином контексте.
Перво-наперво «Вест» — фильм высокого качества. Это важно проговорить, поскольку речь идёт о периоде — вернее, конце периода — когда хорошо поставленных фильмов выходило ещё меньше, чем в девяностых. Да, это связано с объективными причинами — например, отсутствием плёнки и необходимости обучения нового творческого персонала (чем, например, Кулешов и занимался)… и, конечно, эти проблемы нельзя было решить за короткое время. К тому же необходимо было поставить новые задачи перед кинематографией новой страны — очевидно, что снимать как Бауэр или даже вернувшийся (после недолгой эмиграции) Протазанов было нельзя. Вопрос стоял не только в выборе нового метода кинематографического повествования, но и в новом взгляде на реальность, новом представлении о реальности, которое можно было передать методами кинематографа. И эти вопросы тоже не решаются скоро, и разумеется, что им предшествует вал посредственности и откровенных неудач (к коим можно причислить и технически добротную «Аэлиту»: она всё равно оставалась в рамках старого кино, неприемлемого для новой реальности). И также разумеется, что по-настоящему творческие, болеющие своим делом люди не должны были принимать текущее положение дел, каким бы неизбежным оно бы не являлось — и «Необычайные приключения мистера Веста» может считаться первым ответом на вопрос, каким должно быть современное советское кино. Появится «Стачка», затем «Броненосец «Потёмкин», активизируется питерская молодёжь ФЭКСы, Дзига Вертов перейдёт к созданию полнометражных картин — но Кулешова однозначно можно считать первым.
И, помимо исторической важности, помимо демонстрации умений советских кинодеятелей (более талантливая, чем последовавший затем «Луч смерти», который и создан был для этой цели), это просто-напросто очень хороший фильм и очень смешная комедия.
В отличие от чудовищного «Крымского моста» или бездарной «Однажды в Америке, или Чисто русская сказка», «Необычайные приключения мистера Веста» подходят к изображению иностранца, постигающего Россию, не только с юмором, но и с уважением. Важно именно сочетание этих качеств, отмечают либо одно, либо другое, либо «молодец, Лев Владимирович, выстебал этих тупых америкосов», либо «вот заметно, насколько Кулешов поклоняется американскому кино». Ни то и ни другое — недогадливость главных героев скорее требование жанра, чем издевательство над нацией, тем более что по итогу и Джедди, и Уэст показаны как хорошие люди, а естественное уважение американского кино — лишь выражение профессионализма и желания вытащить искусство собственной страны на приемлемый уровень. Можно, однако, отметить, что довольно странно хвалить достижения Союза в истории про то, как иностранец в первую же минуту приезда становится жертвой циничных мошенников, но, с другой стороны, пафос «Веста» умеренный и несравним с высокопарным хвастовством «Цирка», а это уже, знаете ли, плюс. Тем более что сравнительный монтаж сначала «разрушенного», а потом настоящего Большого театра в самом деле сначала веселит, а потом заряжает уважением к неожиданно адекватной (разумеется, для героя) стране.
10 июня 2019
Фильм завораживает своей динамикой, действие в фильме ни на секунду не останавливается: погони, драки, плотно наполняют фильм, что, впрочем, вполне соответствует жанру комедии.
Фильм не силён в переживаниях главных героев, он и был снят с упором на, как это называется по-американски, «экшн», но тем не менее, в картине есть место и для душевных мук разлучённых супругов, и для любовного сюжета ковбоя Джедди и Элли. Очень красив кадр с появлением котят в шляпе Джедди.
Очень забавный образ большевиков рисовался в нью-йоркских журналах, и что самое смешное, сами американские гости себя поначалу вели как настоящие варвары. Чего стоит выходка ковбоя Джедди со стрельбой и погоней в центре Москвы! Глядя на погоню за Джедди, скорее представляешь себе не зимние улицы столичного города и гонящихся за ковбоем милиционеров, а погоню индейцев за лихим ковбоем в каньоне жаркой Аризоны.
В целом фильм интересный, весёлый, в нём много юмора, и умопомрачительных сцен погонь и драк. Он сильно отличается от картин Эйзенштейна, Протазанова и тем более Довженко, тем, что режиссёр окончательно рвёт с остатками театральности в кино: выразительный грим, жестикуляция, тут ставка делается на естественность, хотя и в гротескном представлении.
12 апреля 2017
«Необычайные приключения» — мой первый опыт просмотра немого кино. И скажу я вам, прекрасное начало! Не ожидала, что фильм без привычных нам слов, звуков и крутой графики затянет меня так, что час с небольшим пролетит незаметно!
Итак, «плюсы» этого фильма (по моему неопытному взгляду):
-сюжет. Да, он достаточно простой, но разве нужен шибко завернутый для немой комедии? Запутанные сюжеты в такого рода кино могут, действительно, запутать и утомить.
-персонажи. Здесь вообще без комментариев! Их не много, зато все продуманы до мелочей: одежда, мимика, повадки, просто волшебные движения.. Конечно, здесь же стоит отметить и актерскую игру. Для такого рода комедий она прекрасная. Исключая некоторые моменты, можно сказать, что нет излишней наигранности, есть лишь пародия, усмешка, местами откровенный гротеск, но всё это гармонично и, действительно, забавно. Согласитесь, рассмешить человека без слов — талант. Кроме того мне очень понравились необычные лица актеров, а в Хохлову я почти влюбилась!
-экшен. Для 20-х гг это просто невероятные достижения в монтаже и постановке сцен погонь, драк и других «экшен»-моментов. Я откровенно удивилась!
-игра со светом. Двойные тени, световые акценты, игра теней — всё это мне очень понравилось, стоит посмотреть художникам!
-ненавязчивая агитация. да, как ни странно в первом советском фильме её замечаешь гораздо меньше, чем во многих последующих! Появляется она лишь в конце, но под впечатлениями от всего фильма воспринимаешь её в том же карикатурном ключе — и, вуаля — всё это не менее забавно. Тем более по времени это занимает капельку, оттого и фильм, на мой взгляд, не портит.
-представление американцев. Абсолютно уважительное отношение — они сильные, умные, пусть и поверили в глупости про большевиков, но ведь нельзя забывать, что мы смотрим комедию (читай: «карикатуру», «шарж»).
Что же из «минусов»? Я для себя отметила такой:
-несколько смятая концовка. Обычно конец фильма — главный момент. Здесь нет: весь интерес фильма в том, как сняты и продуманы события. Я бы назвала это комедией «действий», результаты которых вовсе не важны.
В общем, я бы всё-таки посоветовала посмотреть этот фильм, особенно когда наскучило современное кино. Время не потеряете, получите удовольствие и сможете по-новому посмотреть на гораздо более поздние фильмы.
21 сентября 2016
Знакомясь с историей отечественного кинематографа, наверное, это будет первая картина, которую вам предложат посмотреть. 1924 год. Лев Кулешов — режиссер, человек, который войдет в историю отечественного и мирового кино. Замечательные актеры, которые также оставят свой неизгладимый след в истории кинематографа.
Это, по сути своей, очень авантюрная по сюжету комедия, в которой, безусловно, прослеживается след западного кино тех лет, популярных в то время американских комедий. Но это вполне закономерно. История о том, как американский гражданин, начитавшись в прессе ужасные рассказы о «стране большевиков», приезжает в СССР и тут же попадает в лапы бандитов, на самом деле, смешно смотрится и в наши дни, несмотря на огромное количество фильмов, которые удовлетворят любые, даже самые изысканные вкусы. Напротив, как мне кажется, сейчас старые немые фильмы (тем более, такие значимые для истории, как эта лента), смотрятся с еще большим интересом, поскольку обладают своей, особенной, не на что не похожей изюминкой.
В этой картине прекрасно играют актеры. Да, сейчас кому-то их игра покажется чересчур карикатурной. Но, в то время, играли именно так.
И, пусть, агитация Советского Союза, конечно же, в этом фильме есть, она уходит на второй план и кажется совсем незначительной благодаря действительно интересному (хоть и простому) сюжету, хорошей игрой актеров и пером знаменитого режиссера.
Сравнение с фильмами Чаплина, безусловно, не совсем правильное, но, все же, хочу отметить, что после просмотра этой ленты у меня были похожие положительные эмоции, как и после картин Чарльза.
Людям, которые изучают историю мирового и отечественного кино, кто увлекается кинематографом в целом, смотреть обязательно.
1 сентября 2016
«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» — очень своеобразный фильм. Лев Кулешов при помощи средств выразительности и приёмов американского, нарождающегося голливудского кинематографа создал сатиру на американцев же — впрочем, беззлобную.
Сюжет прост — американца мистера Веста приглашают в СССР, что вызывает у него и любопытство, и испуг — в газетах большевиков изображают кем-то вроде бармалеев-каннибалов. Прихватив с собой комического ковбоя Джедди в качестве телохранителя мистер Вест всё же прибывает в Москву. К несчастью, там Джедди немедленно теряет хозяина из виду, вступив в перестрелку с советской милицией и связав дворника от излишней бдительности. Зато без его присмотра группа мошенников, прежде принадлежавших к высшим классам общества, легко очаровывает мистера Веста и запугивает его историями о свирепости большевиков…
Отмечу сразу, что роль патриотической агитки «Приключения мистера Веста», на мой субъективный взгляд, выполняют не очень хорошо. Да, страхи мистера Веста вроде как оказались безосновательны — но прибыв в СССР он действительно немедленно оказался в окружении преступников! Финал, в котором Весту демонстрируют Большой театр, радиостанцию и других советские туристические радости, очень конспективен и на фоне предшествующих сцен кажется маловыразительным, ведь в нём нет места буффонаде — поэтому и восторг Веста, выраженный в письме к жене, которым завершается картина, кажется возникшим на пустом месте.
Но это и не главное. «Приключения мистера Веста» — это восторженная попытка перенести в советское кино юмор Гарольда Ллойда, «кистоунских копов», Бастера Китона и всех, кто тогда двигал вперёд кинокомедию как жанр, и эта попытка, несомненно, удачна.
Трюковые съёмки более чем впечатляют — естественно, без всяких там каскадёров и, если я не ошибаюсь, практически без комбинированной съёмки. Погоня со стрельбой на автомобилях, прыжки по крышам и, конечно, бесконечные падения — прекрасно!
Вторая составляющая такого жанра, то есть буффонада, гротескные характеры и соответствующая мимика, тоже реализована великолепно — пожалуй, даже лучше трюков. Порфирий Подобед, Всеволод Пудовкин, Александра Хохлова, Сергей Комаров и другие актёры играют потрясающе смешно и ярко. Эти образы невозможно забыть.
Моё знакомство с советской немой комедией крайне ограничено, но «Приключения мистера Веста» я однозначно могу рекомендовать.
8 из 10
11 ноября 2015
20-е годы прошлого века. Разгар нэпа. Это был такой коротенький период в советской истории, когда позволялось и делалось многое. Булгаков, Шолохов, Маяковский — молодая страна раскрывала свой потенциал, который тогда казался безграничным. И, разумеется, в такие времена всегда найдется место хулиганам, в хорошем смысле этого слова.
«Приключения мистера Веста» — авантюрнейшая комедия, которая смотрится достаточно смешно и сейчас. Ну, посуди сами на сюжет: американский сенатор мистер Вест приезжает в Страну Советов, полный стереотипных предрассудков о большевиках: мол, эдакие необтесанные дикие мужланы. Об этом узнала шайка московской шпаны и решила выкачать все доллары с наивного американца, играя на его страхах.
Характерна непринужденное представление героев: Графини фон Сакс, Франта, Одноглазого… какие клички! А уж представление их главаря (во исполнении будущего великого режиссера Всеволода Пудовкина) Жбана должно быть занесено во французскую палату мер и весов: «Когда-то эстет, теперь — обычный авантюрист».
Разумеется, этот фильм является неким реверсом в сторону популярных американских комедий, но чувствуется собственная какая-то самобытность. Местами проскакивает характерный для сатиры того времени юмор: например, в сцене, когда Жбан ведет мистера Веста по подворотням Москвы и говорит, мол, посмотрите, что эти звери-большевики сделали с Большим Театром и показывает на какой-то пустырь. Черт, смешно же! А самое забавное, что я смотрел копию какого-то живого показа фильма с настоящим оркестром, и показ проводился в Германии, судя по титрам. Так вот, на этой фразе зал сочувственно выдохнул, как будто дрогнув от зверств большевизма. Небольшая ремарка, но от реакции современного западного зрителя я очень посмеялся. Впрочем, наши мифы о Европе и Америке также не отличаются особой правдоподобностью.
Не могу не заметить, что Кулешов — один из важнейших теоретиков в истории кино. Безусловно, эта картина — шутка, хулиганская выходка, но уже местами просматривается будущий знаменитый его почерк и приемчики.
Хотя не могу не бросить камень в огород этого, в целом, достаточно неплохого фильма. Этот камень в сторону концовки. Хотя, разумеется, видно, что она как будто приклеена специально и совсем не отвечает общему ходу фильма, но все же, по-моему, можно было сделать не с таким перебором. Хотя, с другой стороны, быть может, этот нарочитый перебор — так же часть какой-то сатиры, очень тонкой, но все же, прослеживаемой?
Короче говоря, советую посмотреть всем любителям кинематографа. Удовольствие можно получить не меньше, чем он фильмов Чаплина того же времени. Плюс, современному зрителю, думаю, эта картина непременно напомнит фильмы Гая Ричи.
8 из 10
6 февраля 2014
Середина 20-ых годов. В столицу мирового большевизма приезжает наивный американский богач мистер Вест, дабы посмотреть на страну победившего коммунизма своими глазами, и убедиться в варварстве большевиков. Его быстро «берут в оборот» местные «джентльмены удачи», во главе с матерым бандитом по клички Жбан…
-«Сейчас вы увидите тысячи настоящих большевиков!»
Эту хулиганскую экшен-комедию, в 1924-ом снял, начинающий режиссер (в последствии ставший классиком советского кино) — Лев Кулешов. А среди артистов в картине «дурачились» так же будущие постановщики — Борис Барнет и Всеволод Пудовкин. А также актер Владимир Фогель.
При всем уважении к этим именитым людям, их дебютную картину «Необычайные Приключения Мистера Веста в Стране Большевиков», никак нельзя назвать серьезным кинофильмом. Выйди он сейчас, его бы критики назвали, скорее всего — пародийной комедией. И даже поставили бы на один уровень с «Самым Лучшим Фильмом» и «Нашей Рашей» резидентов «Камиди Клабб». Это нельзя назвать плохим фильмом (скорее дурака-валянием) известных режиссеров. Потому что в будущем все будут в основном снимать серьезное кино (некоторые из их фильмов войдут в Золотой Фонд Советского кино, например — «Девушка с Коробкой» Барнета). А тогда, все они были вчерашними выпускниками или студентами кино-мастерской (вроде ВГИКа), и просто развлекались, и старались развлечь тогдашнего, отечественного, еще советского(даже ново-советского зрителя, так как НЭП был не за горами). Поэтому спрос с будущих «маститых», по крайней мере в данном случае не велик…
Но картина не только набита различными комическими ситуациями и экшен (а шО это тОкОе?) трюковыми сценами, но и так же несет идеологическую нагрузку, в виде оголтелой пропаганды коммунизма. Дескать, во какая у нас с вами теперича страна, товарищи,- даже американский мистер — твистер, и тот в восхищении остался (тем более когда наши чекисты спасли его, вернее его имущество от нашинских бандюков)…
Но думаю, что за это тоже создателей картины не пожуришь. По другому тогда и не дали бы снять. А так и сами повеселились играясь в ковбоев, и зрителей повеселили своими выкрутасами, а заодно и принесли в головы масс что то мудрое, светлое, наше — советское. А остальное?А остальное и не важно. А раз не важно было это «остальное» (вменяемый сюжет, и историческая и художественная ценность кино — продукта) тогда, то тем более не важно и сейчас. А насчет, исторической ценности, то она как то сама — собой, наросла за прошедшие почти 90 лет. Как не как, а «Необычайные Приключения Мистера Веста в Стране Большевиков» — первый советский вестерн. Так то. В отличии от фильма резидентов. Их «Яйца Судьбы» как были «Яйцами Судьбы», так ими и останутся…
5 из 10
11 февраля 2013
Если «Основы кинорежиссуры» Льва Кулешова заслуженно скучают по пыли в облике Библии кубриков и звягинцевых, то «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» должны по праву считаться практическим пособием или каноническим сборником иллюстраций к ней. Аналогии, впрочем, тут не иссякнут — как и в шедевре древних арамейских пастухов, дела с сюжетом и правдоподобностью в фильме Кулешова, откровенно говоря, обстоят плохо. Дабы не осквернять сие творение той надменной близорукостью, что нынче оглашает истины с высот нашей постмодернистской колокольни, сосредоточимся на мастерстве реализации и исторической ценности.
Востребованность плакатной пропаганды в Стране Советов образца начала 20-х годов балансирует на пике. С одной стороны система все еще встает на ноги, ломка самодержавного уклада успешно завершается, но с другой — страна полностью готова встать на рельсы централизации и тоталитаризма. Наступает момент, когда агитки вроде и остаются единственным безопасным методом самовыражения, но одновременно становятся и неудобными, теряя свою актуальность быстрее, чем успеют появиться на свет.
В условиях, когда неокрепшая цензура тоже не успевает быстро реагировать на ситуацию, появление «Мистера Веста» можно считать редкой удачей. На первый взгляд — типичный образчик восхваления «истинного» лица большевизма, преклонения перед ним передовых умов из буржуазно-империалистического мира, но хронометраж, отведенный на эту оду, скромно забился в уголочке, в самом конце ленты. Все остальное экранное время разворачивается непрерывная череда комических сцен, заставляющих зрителя сопереживать американцу. Даром, что в финале, узрев величие строителей коммунизма, Вест декларирует свою искреннюю любовь к Ленину (сама по себе эта сцена выглядит ходульно) — сочувствие он вызывает задолго до этого как простой человек, как все еще американец, бескорыстный и наивный. А Жбан и его компания слишком долго пребывают в центре внимания, чтобы можно было вмиг перестроиться и осознать, что это так называемые деклассированные контрреволюционные элементы, то есть, товарищи, не релевантные для понимания всего величия светлой сути коммунизма.
Более того, на криминальную группу, случайно ли, приходится почти вся актерская мощь. Это легендарные первопроходцы (но на тот момент — практически дебютанты) советского кинематографа Всеволод Пудовкин — выступивший еще и художником, Александра Хохлова, Сергей Комаров, Пётр Галаджев, Леонид Оболенский. Все они — талантливейшие питомцы мастерской Льва Кулешова, поэтому неудивительно, насколько органично они «встраиваются» в кадр, воплощая заветы своего наставника. Да, именно встраиваются, ибо язык не повернется говорить о художественном естестве актерских работ, речь идет лишь о совершенстве физического присутствия в том или ином месте композиции, об отточенности элементарных мимических формул (на этом режиссер был попросту помешан) и о четкости соотношения динамического и статического.
Тем самым заповедь Кулешова «монтаж — наше все» обретает сакральную власть над процессом съемок, собственно, блестящие находки в сфере монтажа относятся к тому немногому, что по-настоящему удивляет в «Необычайных приключениях мистера Веста». Сцена разыгранного над Вестом суда, когда в глазах «подсудимого» все вдруг закружилось, уличные погони по Москве, снятые в сложных условиях одновременного движения и камеры, и объектов, — некоторые из таких решений. Любопытно и применение эффекта наложения двух кадров, открытого, кажется, еще Жоржем Мельесом, большим любителем основанных на этом приеме спецэффектов и неподвижной камеры.
На заре советского кинематографа «Мистер Вест» представляется фильмом уникальным, как в идеологическом плане, так и в стилистическом. Эта эксцентрическая комедия в 7 частях не находит параллелей ни в современных ей «Кино-глазе» Вертова, «Стачке» и «Броненосце Потемкина» Эйзенштейна (хотя с последним их объединяют некоторые общие операторские приемы), ни в последующие несколько лет, а с наступлением эпохи Сталина во власти и звука в кино это состояние обособленности стало необратимым архивным фактом.
22 января 2012
«Приключения мистера Веста» является одним из самых первых фильмов в советском кинематографе.
Мистер Вест приезжает в СССР со своим верным телохранителем по имени Джед. Пока Джед занимался одними хлопотами, Веста забирает некая шайка мошенников, чтобы у него выудить все доллары из карманов. Но они не хотят просто взять и ограбить его, нет. Для начала они устраивают небольшой «спектакль» для своего зарубежного гостя…
Великолепная игра актеров настраивает зрителя на определенную волну, на протяжении фильма начинаешь сопереживать героям, вырвется ли мистер Вест из рук мошенников или нет, удастся ли Джедди спасти его…
Льву Кулешову удалось создать некий советский вестерн. Простой, но в тоже время интересный сюжет. Несмотря на то, что фильм немой, всё равно смотрится с большим интересом.
8 из 10
19 июня 2011
Мистер Джон С. Вест, начитавшись американской прессы о варварской России, со своим другом ковбоем Джедди (в прекрасном трюково-атракционном исполнении Бориса Барнета) едет в Москву. Где попадает в руки мошенников (главарь — Всеволод Пудовкин, его подруга — жена режиссера, Александра Хохлова), которые вместо того что бы отобрать деньги с кармана наивного Веста, разыгрывают целый спектакль, с большевицким судом и оплатой за побег. Но это ясно, ведь без этого фильма могло бы и не быть.
Леонид Трауберг в одном из интервью признавал восхищение всего молодого российского кино «Фантомасами» и «Вампирами» Луиса Фейяды. Так вот фильм «отца монтажа» Кулешова как бы одна из серий «Вампиров» с трюками, побегами по крышам, женщиной-вамп, аферами и приключениями. Но еще и с надменным отторжением всего кроме монтажа и с идеологическими вставками («Любимая, сожги все нью-йоркские журналы и повесь портрет Ленина на стену»). Без которых у Кулешова, наверное, возникли бы проблемы с выпуском фильма в кинотеатры.
Собственно, восторгов не вызывает, но для истории важное кино. Наверное, не зная приключенческих фильмов Франции и Америки того времени, можно было бы восхититься действием на экране. С другой стороны, именно этот фильм (кроме Эйзенштейна, конечно) выделяют западные киноисторики, возможно из-за тематики.
Мои 8 из 10
31 мая 2010