Доктор Мабузе, игрок
Dr. Mabuse, der Spieler
7.9
7.8
1922, триллер, криминал, детектив
Германия, 4 ч 2 мин
16+

В ролях: Рудольф Кляйн-Рогге, Од Эйгед Нишен, Гертруде Велькер, Альфред Абель, Бернхард Гёцке
и другие
Доктор Мабузе - демон во плоти, главарь шайки бандитов. Полиция идет по его следу, но безуспешно, потому что он умело меняет свою внешность: то он аристократ, то банкир, а иногда - нетрезвый матрос. Но главное, он обладает даром гипноза, от которого его жертвам нет спасения.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Доктор Мабузе, игрок

английское название:

Dr. Mabuse, der Spieler

год: 1922
страна:
Германия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Карл Хоффманн
композиторы: , , ,
художники: Отто Хунте, Эрих Кеттельхут, Карл Шталь-Урах, Карл Фоллбрехт, Валли Рейнеке
жанры: триллер, криминал, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 апреля 1922 г.
на DVD: 13 ноября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 4 ч 2 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, криминал, детектив

Постеры фильма «Доктор Мабузе, игрок», 1922

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Доктор Мабузе, игрок», 1922

Несомненно.

Сейчас уже сложно рассматривать этот фильм вне контекста исторического наследия, а вернее как самостоятельное произведение. Не смотря на всю его культурную значимость, он не лишён недостатков, где значительное время отведено сугубо внутренним проблемам Веймарской Германии, утерявшим свою актуальность уже через несколько лет. Но вовсе не отсутствие цвета или звука, является препятствием объективной оценки рядовым зрителем, а темп повествования, не соответствующий современному ритму восприятия. Если сейчас динамичная сцена сменяется напряжённым диалогом, то тут сначала актёры жестами и мимикой выказывают эмоциональное настроение, потом диалог немого лепетания губ, а после — полная остановка на интертитры, которые лишь в общих чертах передают суть сказанных фраз.

Не смотря на впечатляющий хронометраж, остаётся много недосказанного, а именно судьба героя вынесенного в названии. Не ища интриги, нам сразу представляют «нехорошую квартиру» где Мабузе со своей «свитой» готовит злодеяния. И ничего более мы о нём не узнаем, только как о обладателе невероятного дара внушения (в сиквеле он достигнет уже поистине фантастического размаха), Даже вся преступная организация базируется только на этой его способности и до сих пор не разоблачена, поскольку единственный инспектор которому есть до неё дело, уделяет больше внимания своим амурным делам.

В то же время, насколько гениальны преступные задумки, столь же топорны его взаимоотношения с людьми, контролируя разум которых, он столь очерствел, что разучился понимать их чувства. Как например с графиней, где не может, ни вызвать их у неё, ни заставить себя полюбить. Эта беспомощность прослеживается и в его методах гипноза, за которыми он прячет свой страх столкновения с действительностью реального мира. В итоге, оставшись с ним наедине, Ланг срывает последнюю маску Мабузе, показывая истинное лицо его безумных идей.

Те кто в музее часами готовы разглядывать картины вблизи и отдалённо, не останутся разочарованы. Тут есть масштаб и внимание к деталям, метафоры иллюзорные и исторические, смешение художественных и литературных жанров. Но нет героя. Кто не смотрел, о Мабузе ничего толком и не знал. Он мало чем отличается от многих других (как и спекулянт Шрамм), жертв того времени. Не смотря на многочисленные продолжения, его земная жизнь закончилась в первом же фильме, а дальше новое время порождало уже своих героев, опасней и безумней.

7 ноября 2020

Мир эпохи экспрессионизма и ар-деко

Германия эпохи Веймарской республики. Мир театров-кабаре, джазовых оркестриков, шикарных отелей, казино, карточных притонов, мир изломанных и нервных дам, психоаналитиков, мир обездоленных людей и биржевых лихорадок… Образы в стиле Тамары Лемпицка. Всё то, что нам пытались показать в таких фильмах, как «Кабаре», «Змеиное яйцо», «Мефисто», «Хануссен». Но если Боб Фосс, Ингмар Бергман, Иштван Сабо снимали фильмы о прошлом постфактум, уже зная о том, что произошло с Германией 20—30-х годов, то Фриц Ланг работал на опережение, ощущая дух времени и нерв эпохи.

Внешне — детектив в стиле французских романов 1910-х годов о Фантомасе. Злодей, обладающий даром перевоплощения, манипулирует людьми, проникает и в высший свет и в мир биржевых дельцов, и на дно общества, оставаясь при этом неуловимым для слуг закона, хотя зачастую находится буквально в двух шагах от них. Но это внешняя канва. Доктор Мабузе — психоаналитик, гипнотизёр, игрок, знаток человеческой психологии и правил биржевой игры. Мабузе — фигура помасштабнее Фантомаса. Его цель — власть над людьми.

Можно сказать, что в образе доктора Мабузе режиссёру удалось предугадать, предвидеть появление Гитлера. Однако, в отличие от диктаторов, Мабузе интересует власть теневая, власть жёсткая и жестокая, но неявная. В этом смысле фильм сохраняет актуальность и для наших дней, когда те, кто на самом деле принимают важные для миллионов людей решения, предпочитают оставаться в тени, вне зоны внимания СМИ.

Фильм очень атмосферный, с игрой света и тени. Создавая притягательные для зрителей 20-х образы шикарной и гламурной по тем временам жизни, Фриц Ланг создаёт ощущение какого-то угара, безысходности, пира во время чумы, ощущения «после нас — хоть потоп» или (говоря словами Маяковского) «ешь ананасы, рябчиков жуй», ощущения, близкого к тому, что переживала Россия в 90-х годах XX века. Элементы социальной сатиры усиливают впечатление социальной зыбкости буржуазного общества.

Шаржированный социально-философский портрет немецкого общества 20-х годов в форме детектива. Фильм, который стоит посмотреть.

26 октября 2019

You`re the best of the worst around

С именем Доктора Мабузе в искусстве, особенно в кино, связано слишком многое. Не так, как с Фаустом, но всё равно — его имя слишком значимо, чтобы не считать этого персонажа культурным феноменом. Персонаж криминально-приключенческой (довольно посредственной) литературы, культовая роль Рудольфа Кляйна-Рогге, объект бесчисленного литературного плагиата, злодей, которого можно встретить и в немецком экспрессионистском фильме двадцатых, и в авантюрных детективах тридцатых, и даже в низкобюджетных триллерах-ужастиках 50—60х (ах, Хесус Франко!..). Интересная судьба у этих бульварных героев начала двадцатого века: всё-таки низовая и высокая культуры разграничивают сферы своего влияния, и какой-нибудь Иван Подушкин или Бова Королевич не могут стать частью произведений, породивших Гамлета, Гумберта Гумберта или хотя бы даже Клода Фролло.

А вот доктор Мабузе — смог. Не Фантомас, не Нат Пинкертон, а именно он — один из величайших криминальных гениев своего десятилетия.

Конечно, это в первую очередь заслуга актёрского гения Кляйна-Рогге и во вторую — режиссёрского Фрица Ланга. Сценарно «Доктор Мабузе, игрок» практически не отличается от любого посредственного криминального триллера с элементом мистики — сколько таких выходило и выйдет ещё. Ни сюжет, ни диалоги, ни разработки персонажей не уходят далеко от плоских и почти что карикатурных «Вампиров»; и если какие-то из персонажей смотрятся сочно и интересно (а таковых немало), то исключительно за счёт актёрской игры — и неважно, идёт ли речь о тонком и многогранном прокуроре фон Венке в исполнении Бернхарда Гёцке или ярких гротескных подручных Мабузе (Споэрри, о боже!). Впрочем, женские персонажи решены спорно, хотя, возможно, надо учитывать условности актёрской игры и представлении о женской актёрской игре в немецком экспрессионизме; хотя вот в вышедшем в том же году «Носферату, симфония ужаса» Грета Шрёдер выглядела вполне естественно и не так уж преувеличенно…

Однако главная звезда фильма — сам злодей: зловещий, импозантный, выглядящий как воплощение всех мыслимых и немыслимых человеческих пороков, притягательный и даже трагический доктор-гипнотизёр-мошенник-убийца… Роль Мабузе убедительно доказывает, что Рудольф Кляйн-Рогге способен играть не только мерзких и неприятных гротескных ублюдков вроде Доктора Калигари или учёного из «Метрополиса»: конечно, доктор Мабузе — однозначный злодей, не то чтобы проработанный или объяснённый хотя бы на уровне мотивации, но именно потрясающая актёрская игра Кляйна-Рогге делает этого персонажа гораздо большим, чем просто зловеще зыркающим в камеру негодяем. Таких, как Мабузе, не существует; но это не значит, что в него нельзя поверить. Эффектный, артистический, выглядящий одинаково натурально как в образе влиятельного джентльмена, так и в момент приступа гнева, тёмной страсти… Кажется, именно для таких случаев и был придуман жанр «актёрского портрета», потому что это как раз тот случай, когда исполнению одной-единственной роли нужно посвящать целые статьи, потому что простой рецензии тут очевидно недостаточно.

Были и другие фильмы про доктора Мабузе: в Америке, Италии, Германии, в пятидесятые, семидесятые, в 2013 году вон вышел ремейк, если верить Кинопоиску… Я против создания искусственных «священных коров», однако есть большие сомнения, что хотя бы один из этих фильмов сможет переплюнуть немую версию 1922 года. И не потому, что этот фильм так уж хорош (есть, есть у него недостатки, и их много), однако — можно ли представить себе более опасного, более магнетического, более притягательного доктора, чем Мабузе Рудольфа Кляйна-Рогге?

15 мая 2017

Позолоченная гниль*

В 1908 году двое юношей — Адольф Г. и Фриц Л. — вошли под своды Венской академии художеств, стремясь изучать живопись, но повезло лишь Фрицу: он был принят слушателем прославленного заведения. Молодые люди не были знакомы, и сей факт не имел бы никакого значения, если бы один из них через некоторое время не стал кровавым диктатором, а второй — режиссером, снявшим в 1922 фильм о злом гении, раскинувшем, словно спрут, свои щупальца в социуме. Полное имя немецкого режиссера австрийского происхождения было Фридрих Кристиан Антон Ланг и, конечно же, он не обладал качествами Нострадамуса и не мог наверняка знать, кто и когда придет к власти на его родине, но на развалинах Германской империи уже зарождались ростки того нового страшного мира, которым вскоре будет управлять Адольф Гитлер. Эту страну и отразил мастер, настояв на приписке к названию — «Картина смутного времени».

Герой данного фильма — доктор Мабузе — не просто ловкий мошенник, облегчающий карманы граждан при помощи хитроумных фикций. Он — этакий немецкий Мориарти, только вместо шантажа он применяет оружие посильней и пострашней: психическое воздействие на человека. Используя две личины — врача и карточного игрока, он как аверс и реверс одной монеты, в обоих случаях добивается одного — полного подчинения людей перед собой. Деньги интересуют героя лишь отчасти: ему важны власть, покорность людских масс, игра чужими судьбами. Игральная колода в его руках играет метафорическую роль: как вначале он перебирает образы, изображенные на картах, дабы надеть сегодня очередную маску, так он выбирает человека или даже группу людей, которую подчинит себя. Роль номинального Шерлока Холмса здесь также предусмотрена: это амбициозный прокурор фон Венк, стремящийся поймать Мабузе во чтобы то ни стало. Но антагонист в фильме Ланга выведен на первое место, а протагонист играет на вторых ролях, хотя история их противоборства является главным стержнем интриги сюжета, как такового.

В первом акте ленты, поделенной на части, режиссер использует псевдодокументальный стиль, иллюстрирующий панику на бирже, словно идет показ некой хроники тех времен, но уже в последующих частях фильма — демонстрация глубинной экспрессии, что выделяет в режиссере непогрешимое чутье живописца: туман сигаретного дыма, окутывающий игровой стол, многочисленные причудливые парики Мабузе, зловещая улыбка персонажа под острым углом, климтовская красавица как предмет вожделения преступника. Еще виток — и персонажи находятся в каком-то ирреальном мире, где нет солнца: темный подвал, четкие неторопливые движения без гротеска в жестикуляциях главного героя, уродливые слепцы-фальшивомонетчики, размытый задний фон — искусственный свет, бьющий непонятно откуда, даёт разглядеть лишь часть обстановки. Приближенный безумный взгляд Мабузе, несколько секунд неподвижно смотрящий в камеру, мгновенно сменяется общим планом, где на сей раз проходит торжественный ритуал: гости неторопливо фланируют, зевая в оперных залах, а затем — спешат в подпольные опиумные притоны или карточные клубы, погружаясь в томную расслабленность. Их психоделическое состояние на руку доктору: они лишь марионетки в игре злодея, обладающего маккиавеллианским интеллектом. Финал фильма вызывает приступ клаустрофобии: настолько точно и реалистично режиссеру удалось показать замкнутое пространство и отчаяние одного из персонажей. Ланг — член триумвирата режиссеров-экспрессионистов немого кино — в «Докторе Мабузе» попытался совершить сдвиг ближе к реализму, чем добился некой золотой середины между ирреальным и реальным миром в кино.

Но не это главное: под прикрытием бульварного детективного сюжета, в основу которого был положен роман-фельетон, Ланг правдоподобно нарисовал Веймарскую республику начала двадцатых, охарактеризовав потерявшую былое величие страну как агонизирующее общество, подвергнутое тотальному разложению, раздираемое пороками, страхами, нуждающееся в таком вот безумном докторе, добровольно стремящееся покориться его воле. Мабузе использует всеобщую анархию, хаос и недовольство, чтобы выстроить свой мир, свою империю, свой закон. Он берет силой, хитростью, коварством все, что вздумается — будь то чужая женщина или чужие деньги. Сейчас легко проводить параллели — аллегория внешнего тоталитаризма выглядела бы как перифраз неприглядной страницы истории страны, поставь Ланг этот фильм лет тридцать спустя. Впрочем, вопросы, поднятые в фильме, в некоторой степени актуальны до сих пор. Так скажем, фальшивомонетчики, работающие на Мабузе, получают приказ печатать доллары до тех пор, пока европейская валюта не перестанет падать. Или обнародование тайного договора между странами грозит международным скандалом и даже войной. Биржевой кризис. Зашкаливающая инфляция. Избегая излишней усложненности киноязыка, режиссер делает пророческий росчерк, возможно, лишь интуитивно нащупав то, что придет тиран. Ведь немецкое общество декадентской эпохи этого невероятно желает. И он был прав: утонченные интеллигенты Германии приняли фильм с презрением, не удосужившись разглядеть предостережение, пусть и немного иллюзорное, запрятанное в произведение искусства. А зря.

30 марта 2015

«Эпичный» Фриц Ланг

Просто потрясающе, насколько Фриц Ланг был уникальным режиссером. Его фильмы ни чета даже большинству современных фильмов — настолько его творения уникальны и новаторские. По сути он заложил основу блокбастеров, благодаря своим эпическим, масштабным, многочасовым фильмам.

«Доктор Мабузе, игрок» — первый масштабный фильм Ланга. В нем удивительным образом сочлись: криминальный сюжет, детективная составляющая, некоторая доля мистики и эпичность повествования.

В сюжете отображено то, что происходило тогда в Германии: депрессия, безработица, большой уровень преступности. Главная тема в фильмах Ланга, которая началась с «Мабузе» — социальное зло.

Постоянный актер Ланга — Рудольф Кляйн-Рогге гениально воплотил на экране гения преступного мира, обладающего даром гипноза и наделенного мастерством виртуозного перевоплощения.

4 с лишним часа пролетают незаметно, сюжет не провисает, всё происходит стремительно и динамично, фильм не дает заскучать ни на минуту. И всё это благодаря непревзойденному мастерству Ланга.

Даже как-то досадно становится порой, что имя Ланга столь мало известно, в то время как, к примеру, имя Хичкока (чьи фильмы уж точно не столь новаторские, как фильмы Ланга) практически у всех на слуху.

Итог: смотрите только хорошее кино, каковым и является «Доктор Мабузе».

10 из 10

23 августа 2014

Год 1922. Ци-Нань-Фу. А теперь, делайте то, что я написал!

Ци-Нань-Фу — это особый код, к которому иногда прибегал доктор Мабузе для гипноза своих жертв. А основная цель этого странного человека — мировое господство. И, он не стесняясь идет к своей цели.

Мабузе превосходный гипнотизер и социальный манипулятор. Он вполне может загипнотизировать человека во время карточной игры, позволить ему много выиграть, а потом настоять на том, чтобы жертва проиграла все.

Мабузе осторожен. Если он видит опасность, исходящую от человека, то он нередко принимает решение о том, чтобы расстаться с ним навсегда. Другими словами — уничтожить его.

В первой половине фильма Фриц Ланг не стесняется демонизировать Мабузе. Тем более, что он очень четко показывает, как используя общественные противоречия, влияние Мабузе все более усиливается. Апогеем выступают ситуации, в которых Мабузе вдохновляет людей на массовые беспорядки.

Сложно сказать, предвидел ли в 1922 году 32-х летний Фриц Ланг в своем докторе Мабузе то безумие, которое вскоре наступило в Германии. Но такие предположения идут только в пользу режиссера.

Так уж получилось, что в докторе Мабузе очень четко прорисованы многие черты фашистского режима. И именно благодаря этому обстоятельству, картина имеет статус культовой.

Особенно четко Ланг показывает ниспровержение доктора. Поразительно, но просматривая хронику и документальные съемки послевоенных лет можно наблюдать точно таких же растерянных и смущенных людей, которые еще совсем недавно уверенно маршировали и здоровались римскими приветствиями.

Картину Ланга выделяет не только концепт. Она превосходно снята. В сущности, перед нами один из самых первых нуаров в истории кино. Нехитрыми, но почти незаметными режиссерскими уловками, Ланг держит нас постоянно в напряжении, при этом, в большинстве случаев, не переводя все в открытое столкновение и ограничиваясь постоянно нарастающим напряжением.

Безукоризненная операторская работа и шикарная музыка не дают оснований для каких-либо сомнений. Перед нами один из лучших фильмов 1922 года. Просмотрев практически все ключевые (и не только) картины, могу точно сказать свои симпатии.

«Мабузе» — не лучший фильм 22 года. Но он уступает лишь «Носферату» и «Глупым женам» (по моему мнению — лучшее кино 22 года). Причем, единственным недостатком картины я бы указал его чрезмерно большой хронометраж. Все же, четыре часа для приключений доктора Мабузе — многовато.

Рудольф Кляйн-Рогге, сыгравший роль Мабузе, был очень хорош. Его работу я бы тоже выделил в тройку лучших мужских работ 22-го года — в одном ряду с Эриком фон Штрогеймом (Глупые жены) и Рудольфо Валентино (Кровь и песок). И совсем не важно, что Валентино в тот год сыграл лучше всех, у Кляйн-Рогге получился один из самых зловещих образов в истории кино.

Альфред Абель тоже играл весьма важную роль — мужчины, который попав под гипноз проиграл состояние. Кстати, в 22-м он сыграл еще и в «Призраке» у Мурнау. Однако, этими ролями он просто показал свой талант — не более.

В итоге: «Доктор Мабузе» — это картина у которой есть только один недостаток. Но, если начать смотреть эту картину, то сложно оторваться. Его затянутость практически не ощущается. Это картина о социальных манипуляциях.

8 из 10

24 марта 2013

Перевёртыш

Фильмы фрица Ланга — это всегда нечто большее, чем кино. За оболочкой увлекательного сюжета и различных художественных средств скрывается удивительное послание, история, рассказанная через призму жизни и деятельности некоего доктора Мабузе — одержимого манией величия психоаналитика, криминального гения.

Доктор Мабузе — знаменитый псиоаналитик, уважаемый в профессиональных кругах профессор, проводящий опыты с гипнозом как средством против душевных расстройств и психозов. Однако у него есть и вторая жизнь — переодеваясь и гримируясь до неузнаваемости, он планирует и совершает преступные операции. Самый распространенный способ обагащения — игра в карты. Мабузе, садясь за карточный стол, влияет на сознание оппонента, что неизменно приносит доктору победу. И доктор Мабузе действует не один: он собрал целую банду верных его гению людей, которые угрожают спокойствию и благополучию общества. Его по пятам (не зная, правда, его истинной личноти) преследует прокурор фон Венк — честный и верный своему делу следователь, поставивший себе целью во что бы то ни стало поймать мерзавца.

В эту историю замешано ещё множество играющих первостепенную роль персонажей: влюблённая в Мабузе танцовщица кабаре мадам Карочча, влюбившийся в неё одураченный доктором миллионер Халл, предмет вожделения Мабузе и фон Венка графиня Тольд и ее нелепый богатый супруг, а также адепты Мабузе, помогающие ему с организацией его преступных махинаций, в числе которых жеманное ничтожество — кокаинщик Шпёрри. И внутри каждого идёт борьба между «правильным» и «неправильным», где каждый выбирает свою сторону, определяя своим решением собственную судьбу. Все эти лица и характеры и закрученные вокруг них сюжеты сплетаются в теснейший клубок интриг, погонь, убийств, слежек, предательств, побед и поражений.

Поначалу создается впечатление, что Мабузе — просто гениальный мошенник, наживающий капитал на финансовых махинациях и человеческих глупости, слабоволии и пороках. Однако постепенно становится ясно, что Мабузе совсем не так прост, что он — опасный анархист, поставивший своей целью низвергнуть существующий порядок с его прогнившим обществом, алчностью и дырявым законодательством. И его приближённые и сообщники воспринимают его чуть ли не как мессию. Таким образом, борьба Мабузе и фон Венка приобретает просто таки эпический масштаб.

Прокурор фон Венк, кстати — персонаж, особенно интересный тем, что это — не типичный всемогущий герой. Несмотря на то, что он невероятно умен, сообразителен и неустанно движется к своей цели, он показан Лангом как всего лишь человек, простой смертный, как вы и я. Он влюбляется, что мешает делу, он совершает ошибки, иногда невероятно глупые, и он тоже борется сам с собой, подчиняя себе своё «я» и одерживая победу над собой. Но сравнения с антогонистом он не выдерживает. Перед нами картина, где антогонист сильнее, умнее и опаснее протагониста, они не равны друг другу и никогда равны друг другу не будут, ибо Мабузе — пусть и безумный, но гений, некий «сверхчеловек», на долю которого выпало появиться на свет и обрести разум именно в это время и именно в этом обществе. Ему есть, что сказать миру, и средства для передачи своего «месседжа» он выбирает наиболее радикальные.

Неподготовленному зрителю «Доктор Мабузе, игрок» может показаться несколько затянутым. И действительно, первые полчаса фильм постепенно раскачивается, представляя героев и давая сюжетную завязку. Вкупе с осознанием того, что ты смотришь немой четырёхчасовой фильм, длинная завязка может отвратить от просмотра, но это будет опрметчивое решение. Минуте на сороковой фильм цепляет так, что уже совершенно невозможно оторваться. И, если серьёзно, фильмы Ланга, несмотря на скупость применяемых средств (хотя, должен сказать, спецэффекты в фильме до сих пор поражают своей выразительностью и смотрятся вполне убедительно) по увлекательности вполне могут соперничать с какой-нибудь «Игрой престолов» или, прости Господи, «Лостом».

«Доктор Мабузе, игрок» — фильм-перевёртыш. Сам доктор Мабузе — перевёртыш, человек с сотнями лиц. Мадам Карочча — перевёртыш, обманывающая по приказу Мабузе влюблённого в неё оболтуса, даже прокурор фон Венк вынужден натянуть на себя волчью шкуру, чтобы найти загадочного неизвестного преступного гения. Вот и сам фильм, прикидываясь сначала криминальным триллером, очень быстро затем перевоплощается в психологическую драму о превратностях человеческого разума, а затем перерождется вообще в нечто, чему нет названия, смешивая все мотивы и идеи в единый гремучий коктейль, под названием «Кино Фрица Ланга», которое можно, по сути, назвать отдельным жанром, ни на что не похожим и ни от чего не зависящим.

Гер Ланг был одним из тех немногих режиссёров, которые на заре века видели в кинематографе не просто сиюминутное развлечение, но форму искусства — и они делали это искусство со всей самоотверженностью и верой в собственное дело. Формально «Доктора Мабузе» можно назвать триллером, но поскольку к 1922 году жанровое своеобразие в кинематографе ещё толком не сформировалось, Ланг не был зажат рамками конкретного жанра и вписал в один сюжет сочленение массы разнообразных сюжетных, жанровых и идейно-смысловых элементов, многие из которых впоследствие стали клише, но которые при просмотре «Доктора Мабузе», даже с высоты полёта насмотренного киномана, не воспринимаются как клише.

Трудно переоценить влияние кино Фрица Ланга на дальнейшее развитие кинематографа. «Доктор Мабузе, игрок» — это абсолютно цельное, единое и неделимое произведение искусства, кино, поражающее своим размахом, охватом и эпичностью, увлекательное, захватывающее (почти все 4 часа фильм держит в невероятном напряжении) и невероятно глубокое, поднимающее, ни много ни мало, вопросы бытия и общности в мире. Доктор Мабузе — фигура загадочная и в чём-то инфернальная, но пугающе реальная. Картина обнажает существовавшие в Германии 1920-х годов настроения и изображает общество падающим в бездну, грядущим к неминуемому декадансу. Но удивительно, насколько актуальным фильм смотрится сегодня. Посмотрите фильм, оглянитесь вокруг, и скажите с чистой совестью, что не видите никаких сходств!

10 из 10

Спасибо. Смотрите Кино.

11 марта 2012

Детективная история

Вот! Все-таки я посмотрел самый длинный полнометражный фильм в своей жизни. 270 минут великолепного детектива. Честно скажу, он мне понравился даже больше чем последующий «Метрополис» (кстати, у них есть похожие линии). Четыре с половиной часа пролетели незаметно, почти без провисаний. Разумеется, все субъективно и кто-то назовет фильм тягомотиной, но я такого точно не скажу. Лангу удалось справиться с ограничениями немного кино и передать историю в динамике и напряжении.

Если заставить себя отвлечься, видишь насколько масштабная проделана работа, что становится понятно, почему кино такая сложная штука. Всегда поражался, что на самой заре кинопроизводства всегда находились люди, которые вкладывали столько сил и энергии в казалось бы несовершенное и не самое перспективное дело как кино. Ведь в то время как весь мир штамповал короткометражные бездарные смешнульки, находились люди, которые превращали его в искусство. Благодаря им мы имеем такое кино, которое у нас есть сейчас, а так же обширный фонд отличных, теперь уже классических фильмов.

Вообще это отличная детективная история про непобедимого криминального гения и идущего за ним по пятам следователя. Как эта история развивается и во что выльется лучше увидеть самому, время точно не потеряете. Сперва, что-то может показаться непонятным, но это издержки немого кино, трудно запомнить героев, через короткое время все встанет на свои места.

Актеры все как на подбор харизматичные, но больше всех мне понравился Бернхард Гетцке, игравшего прокурора фон Венка. Кстати, на нашем издании отличная реставрация изображения и звука, можно оценить все детали. Субтитры переведены приятным ненапрягающим голосом, так что смотреть было одно удовольствие.

Пожалуй, я не буду ни к чему придираться, фильм великолепен.

9,5 из 10

20 января 2011

Герой смутного времени

«Господин доктор, как Вы относитесь к экспрессионизму?» (с)

Мрачные настроения, захлестнувшие Германию после проигранной первой мировой войны, точнее других сумел уловить великий немецкий режиссер Фриц Ланг. Его фильм «Доктор Мабузе, гений игры», названный самим Лангом «документом о сегодняшнем дне», был снят в самый депрессивный период в истории Веймарской республики, когда безработица и нищета низов контрастировала с падением нравов и извращенной жаждой наслаждений высших слоев общества. В картине появляется образ тирана, использующего всеобщий хаос и обманом и силой подчиняющего себе окружающих. Был ли Ланг гениальным провидцем, за 11 лет до известных событий предсказавшим переход власти к диктатору, неизвестно. Зато известно, что фильм стал одним из этапных для немецкого и всего мирового кинематографа.

С самого первого эпизода, блестяще снятого в стиле документальной хроники, мы погружаемся в атмосферу отлаженного механизма преступлений. Вот гений карточной игры и махинаций, доктор Мабузе, тасуя колоду, выбирает образ, в который намерен воплотиться сегодня. Вот он же, с неумолимо тикающими в руках часами, руководит похищением международного контракта и организует панику на бирже. Его истинное лицо скрыто от правосудия, его преступные операции просчитаны до мелочей. Подчиняя Случай и Время, которые в фильме символизируют карты и часы, Мабузе осуществляет свои коварные планы, и помешать ему может лишь невероятное стечение обстоятельств.

Четко структурированное действие, каждым следующим актом описывающее очередное злодеяние доктора, увлекает так, что от экрана сложно оторваться. Завороженные центральной сюжетной линией — противостоянием доктора Мабузе и прокурора полиции, целеустремленного, тактичного и проницательного герра фон Венка, на фоне карточных столов, роскошных отелей, бесчисленных подпольных клубов и даже полицейского управления, мы не сразу замечаем, что напряженный криминальный сюжет является только вершиной айсберга. Главное же в фильме — подробно описанная Лангом хаотичная картина Веймарской республики с ее социальными контрастами, коррупцией, биржевыми спекуляциями, опиумным весельем и коллективным падением в пропасть. Жертвы Мабузе, все эти декадентсвующие представители высшего света, усталые от своей никчемной жизни и равнодушно наблюдающие за тем, как рушатся судьбы других, все они являются его невольными пособниками, провоцируя новые преступления.

Проведя детальный анализ современного ему немецкого социума, Ланг выносит приговор: общество в таком виде обречено порождать монстров типа Мабузе, тиранов, использующих всеобщую пассивность.

Формально являясь одним из представителей немецкого киноэкспрессионизма, тем не менее, этот шедевр Ланга во многом уникален, и особенно интересно сравнить его с вышедшим двумя годами ранее «Кабинетом доктора Калигари» Роберта Вине, режиссировать который, кстати, начал Ланг, но затем отказался в пользу другой работы.

В обеих картинах использованы гиперболизированные декорации с рисованными тенями и ломаными линиями, погружающие зрителя в намеренно сюрреалистичное пространство. Сюжетное сходство «Мабузе» и «Калигари» также видно невооруженным взглядом: в обоих фильмах главный злодей воздействует на сознание своих жертв посредством гипноза и манипулирует ими для достижения своих преступных целей.

На этом сходство заканчивается: в отличие от полубезумного, редко выползающего из своей норы в свет Калигари перед нами гораздо более опасный и разноплановый преступник, подчиняющий своей власти не только несчастного сомнамбулу, но и всех, с кем непосредственно контактирует, ибо высшим наслаждением для Мабузе является манипуляция людскими судьбами, — единственная игра, которая не надоест ему никогда. Намного более реалистичная, масштабная, с подробно прописанными психологическими портретами главных героев, картина Ланга стала одним из первых настоящих криминальных триллеров и прообразом жанра нуар, причем и здесь «Доктор Мабузе» не уступит многим признанным шедеврам.

Для всех лучших фильмов Ланга немецкого периода характерна безупречная точность в построении кадра и действия. Но именно в «Докторе Мабузе» впервые по-настоящему проявился его блестящий фирменный стиль — двойственное сочетание экспрессионизма и реализма, масштабности постановки и отточенных до мелочей эпизодов. Многие визуальные находки, например, пристальный взгляд Мабузе и быстро увеличивающееся до размера экрана лицо — впечатляют и сегодня, а сама картина стала источником киноцитирования, как для самого Ланга в его более поздних и совершенных работах, таких как «Метрополис» и «М», так и для многих других режиссеров.

9,5 из 10

19 ноября 2010

Триллер Доктор Мабузе, игрок появился на свет в далеком 1922 году, более полувека тому назад, его режиссером является Фриц Ланг. Кто играл в фильме: Рудольф Кляйн-Рогге, Од Эйгед Нишен, Гертруде Велькер, Альфред Абель, Бернхард Гёцке, Пауль Рихтер, Роберт Форстер-Ларринага, Ханс Адальберт Шлеттов, Георг Джон, Чарльз Паффи, Грете Бергер, Юлиус Фалькенштайн, Лидия Потехина, Юлиус Э. Херман, Юлитта Брандт.

Страна производства - Германия. Доктор Мабузе, игрок — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.