Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
День развлечений |
английское название: |
A Day's Pleasure |
год: | 1919 |
страна: |
США
|
слоган: | «His Own fourth Million Dollar Comedy» |
режиссер: | Чарльз Чаплин |
сценарий: | Чарльз Чаплин |
продюсер: | Чарльз Чаплин |
видеооператор: | Роланд Тотеро |
композитор: | Чарльз Чаплин |
художник: | Чарльз Д. Холл |
монтаж: | Чарльз Чаплин |
жанры: | комедия, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 декабря 1919 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 18 мин |
Как Чарлуша Чаплин отжигал вместе с Эдной на корабле!
День развлечений
Новые времена способны изменить многое, но им не под силу уничтожить мою любовь к кинематографу Чарлуши Чаплина. 17 минут чистого и доброго юмора. Одна из самых веселых короткометражек, что я посмотрел в этом году. А еще в ней присутствует умопомрачительная сцена, которая навсегда останется в моем сердце.
Знаете, если меня попросят составить список лучших короткометражек Чаплина, такой топ 10, то «Дню развлечений» может (я не утверждаю, чтобы вы понимали) не хватить места. Конкуренция будет очень жестокая, но та сцена на корабле обязательно войдет во все топы. Заинтриговал? Крепитесь!
Сама короткометражка делится на три части — до корабля, на нем, после него. В первой части Чаплин покажет небольшую зарисовку с автомобилем, знакомая ведь всем ситуация. Решили поехать всей семьей отдыхать, а чертов драндулет не заводится. Забавно. Смотрите внимательно на второй план, там в кадр зайдет случайный прохожий.
Кто у нас там монтажер? А-ха-ха, Чарлуша — жжет. Нет, с ним даже лучше, такая изюминка. И наконец-то мы с вами добрались до корабля. Вторая часть фильма самая лучшая, потому что это дикий смех до слез. Я два тазика из себя выплакал, истерика.
5-ая минута фильма. Еще раз — 5-ая минута фильма. Запомнили? Оркестр начинает играть, а-ха-ха, я уже не могу. Вот тут нужно обязательно сказать про музыку. У этой короткометражки есть несколько вариантов музыкального оформления. Эффект будет действительно разный.
Найдите серию из «Осторожно, модерн! 2» про чукчу Лену. По счету она идет 25-ая. Включите 6-ую минуту и послушайте музыку. Если она такая же, как и в картине Чаплина — смотрите «День развлечений». Если у вас другая же музыка звучит, срочно выключайте Чаплина. Ищите только с той музыкой, где Задов бегал с чукчей Леночкой.
Продолжаем — оркестр сходит с ума, Чарли с Эдной выходят на палубу, а дальше — настоящая магия кинематографа. Он начинает отплясывать так, как никто никогда не отплясывал. Да, в этих его огромных ботинках, хоп-хоп-хоп из стороны в сторону, а-ха-ха. Посмотрите на моську, а-ха-ха, посмотрите на его плечи, а-ха-ха, посмотрите на его усы, а-ха-ха.
Идеальный актер. Даже его тело играет, е-мое. Какая мимика лица! Чарлуша Чаплин — это миллионы, нет, миллиарды. Гений в квадрате. Вы сейчас начнете ныть, якобы он просто танцует, это не слишком сильно в плане эмоций. Подождите, он за год до этого выдал «Собачью жизнь».
Чего вы хотите? Чтобы комик постоянно грустил? Фиг вам с маслом, Чарли решил поржать. Его танцы и эти болтания (ага, как кое-что в проруби) по кораблю — заряд позитива на весь день. Нужно быть очень черствым человеком, чтобы проигнорировать такой кайф.
Ну, а ближе к концу (третья часть короткометражки) Чаплин забабахает классическую юморину, когда кто-нибудь из героев застревает в чем-то и не может сдвинуться с места. После корабля уже не так смешно, но все равно — я улыбался.
Т. е. комик рассмешил. Все, это ведь для него самое главное. Настоятельно рекомендую ознакомиться с «Днем развлечений». Есть люди, которые утверждают, что Чарлуша Чаплин иногда бывает скучным. Посмотрите именно эту короткометражку. У меня она за секунду пролетела. В коллекцию!
P.S.
Я не сильно вглядывался, но поговаривают, что один из детей Чарли — Джеки Кугэн. Именно он снимется в его шедевре «Малыш».
8 из 10
22 ноября 2017
«День развлечений» (но, скорее всего, Чаплин имел в виду не столько именно день развлечений, сколько идиому «день в радость», то есть день, прожитый не зря), имеющий еще и второе название — «История с Фордом» — был пятым фильмом Чаплина, снятым на киностудии «First National». Он является, в соответствии с названием, пожалуй, самым «развлекательным», самым чистокровно комедийным, самым легким и не оснащенным какими-либо серьезными замыслами фильмом из всех, что были сняты на этой студии («На плечо», «День получки», «Собачья жизнь» и т. д.). То есть представляет из себя абсолютно жанровый продукт, «отдыхательную» комедию, в которой Чаплин, задержавший дыхание на время кропотливой работы над своим этапным фильмом «Малыш», который он делал более 3-х лет, позволил себе несколько расслабиться и вдоволь покомиковать, вспомнив «сеннетовскую» школу комедии и свои собственные первые появления на экране. Так сказать, выдохнул, прежде чем снова набрать в легкие воздуха и окунуться с головой в большую работу.
Здесь Чарли, выходя из уже вполне сложившегося в 1915—1918 гг. романтического и социально ориентированного образа Бродяги, предстает в образе вполне состоятельного янки — семьянина, владельца дома, автомобиля и уйк-энда, в который он вполне может позволить себе прогулку на яхте с семьей. Правда, автомобиль и яхта предстают главными врагами состоятельного американца, приводя героя к нескольким эпизодам, грозящим испортить «удовольствия дня», а сам герой довольно прижимист — ради экономии он проносит детей на яхту под мышками, что твои баулы с тряпками.
До «Новых времен», где тема «техника против человека» еще всплывет во всей красе, оставалось еще 17 лет, и вряд ли Чаплин, борясь с вредным автомобилем, руководствовался чем-то большим, нежели желанием просто рассмешить публику. Нет, фильм представляет из себя не что иное, как несколько тонко выхваченных из жизни событий, умело гиперболизированных в комическом ключе и блестяще разыгранных в виде незамысловатых, но до боли знакомых по нашей повседневной жизни сиюминутных гэгов.
Слов не надо. Сюжет — условность. Просто несколько трюков, удачно смонтированных в один фильм, заставляющие хохотать зрителей вот скоро уже сотню лет. Классикой стал эпизод с раскладным шезлонгом, который ни в какую не хочет принимать свой «архитектурный» вид (неоднократно использовался многими комиками, в частности, Паоло Вилладжо в «Маленьких комедиях»). Классикой стала зарисовка на палубе, где под зажигательную музыку Чаплина герои пытаются танцевать «блевотный танец», страдая от качки и морской болезни одновременно. Классикой стал и этюд с машиной, которая ведет себя как надо исключительно в отсутствии хозяина (был использован много раз, в том числе Гайдаем в «Кавказской пленнице»), да и шутку с разлитой смолой, из которой так трудно выбраться не использовал только ленивый — от того же Гайдая в «Операции Ы» до Джеки Чана. Не гнушается Чарли и самоцитированием, используя в сцене драки приемы, уже воспроизведенные им в «Чемпионе» и т. д.
Кино, словно спринтер, несется все 17 минут, не давая зрителю отдыха, а также возможности подумать. Это просто смешно! Кто из нас не складывал семиэтажные маты на очередного «гениального инженера», собирая какой-нибудь прибор или предмет мебели? Кто из нас не был готов схватить топор и разнести в хлам «любимую» машину, по неизвестным причинам в самый ответственный момент отказавшуюся заводиться? Кто из нас не видел на дискотеке упитого в лапоть «красавчика», искренне уверенного, что он танцует, аки бог? Кому не досаждали пешеходы? Чаплин ловит незначительное, маленькое, надоедливое, раздражающее и превращает это в динамичную, легкую, залихватски веселую «комедию нелепостей».
В качестве жены героя в фильме появляется знаменитая Эдна Пурвинс, не делая, однако ничего интересного, находясь, в основном, на третьем плане. Гораздо более интересен факт появления в картине Джеки Кугана — мальчишки, которого Чаплин таким своеобразным образом «попробовал» в кино, прежде чем сделать гениального пацаненка полноправным партнером в великом шедевре «Малыш».
Непревзойденный кинохудожник, Чаплин никогда не халтурил, и эта на первый взгляд проходная и нетребовательная работа на самом деле представляет собой пример как всегда отточенной до филигранности техники комедийного исполнения, умения совмещать комедию с жизненными реалиями, хорошего вкуса, чувства смешного в не смешном, универсальности Чарли и вневременности его задумок. В какой-то степени сейчас эта комедия смотрится, наверное, даже лучше, нежели тогда.
10 из 10
22 февраля 2012
Замечательный воскресный денек — отличный повод провести время со своей семьей. Посадить жену и детей в новую машину и поехать развлекаться. Вот только воскресенье — всеобщий праздник, а потому спокойного и тихого отдыха семье точно не видать.
В этот раз Чарли Чаплин перевоплотил своего бродягу в достаточно обеспеченного молодого отца, который всячески пытается соответствовать данному статусу. Характер главного героя стал более покладистым, ведь он чувствует ответственность за детей и молодую жену. Он без колебаний устраивает интересные развлечения своим близким, и хотя не все идет по плану, его старания достойны вознаграждения. Но каким бы примерным персонаж Чарли не показался с первого взгляда, он все еще может за постоять за себя, схитрить или подшутить над незнакомцами. Очевидно, что никакие семейные узы не смогут его полностью перевоспитать.
Другие персонажи лишь иногда выходят на передний план. Эдна Пурвинс теперь играет скромницу и умницу, а не роковую красавицу, разбивающую мужские сердца.
Комедийных моментов в кинокартине много. Чарли Чаплин создает интересные и смешные ситуации — борьба с непослушной машиной, танцы на пароходе, ожидание очереди на дороге. Особенно запомнились мучения семьянина с шезлонгом. Да, события фильма просты и повседневны, их героями становилось много людей. Но такими способами, как это делает персонаж Чаплина, никто и никогда не выпутывался из них.
Тема социальной несправедливости также звучит в фильме, отражаясь в деталях, на которые можно и не обратить внимание. Желание семьи сэкономить, отсутствие достаточного количества мест для пассажиров во время морской прогулки, «зеленый свет» на перекрестке для богатых личностей и долгое ожидание своей очереди для простых людей — эти моменты очень быстро исчезают с экрана, переключая внимание зрителя на проделки Чарли. Но ведь не зря он показал сложности, с которыми сталкиваются не столь состоятельные граждане, когда хотят всего лишь провести один денек вместе со своей семьей. Ведь часто так случается, если в кошельке не звенят золотые монетки, то отдых превратится в кошмар.
Что же может спасти день, который из отдыха постепенно превращается в катастрофу? Только ироническое отношение к жизни и любимые люди на соседнем сиденье автомобиля.
23 ноября 2010
Выдержанный в комично-трагичном ключе, «День развлечений», как это было правильно подмечено, делится на две части, две стороны картины, в каждой из которых хватает и своей кутерьмы, и своего веселья, и зажигательных событий. Герой Чарли отправляется вместе со своей семьёй на прогулку, но вместо отличного отдыха, самой, что ни на есть, релаксации, получает головную боль и ещё чего похлеще — проблемы со старенькой машиной, с полицией и дорожным перекрёстком.
С одной стороны, Чаплин показывает ожидание, радость каждого из членов семьи, предвкушение замечательного отдыха и последующие воспоминания о замечательно проведённом времени. Но с другой стороны, как это ни печально, следует демонстрация жестоких реалий жизни, — здесь Вам и качка на море, приводящая к морской болезни, и случайная драка героя Чаплина с ревнивым мужем, и столкновение с ненавистными для Чарли полицейскими. Да, вот Тебе, бабушка, и Юрьев день, вот Вам, Дорогие друзья, и отдых.
Несмотря на то, что семье главного героя так и не удалось отдохнуть и предаться ласкам тёплого солнышка, зритель не перестаёт смеяться, словно заведённый. Так почему же? А всё из-за игры Чаплина и обстановки, в которую попадает его уморительный герой — вроде бы, расправляясь с одной проблемой, на героя Чаплина как гром среди ясного неба сваливается вдруг иная, не менее курьёзная, но такая обидная и напрочь портящая отдых проблема, непредвиденная ситуация. Так до конца картины и не отдохнув, но, зато выставив полицейский насмех перед народом, Маленький человечек поспешно удаляется с места происшествия на своей горемычной тачке, таким образом, завершая день хоть с чем-то приятным, чем-то благотворным и радующим сердце.
Так заканчивается очередной бешеный, стремительный и весёлый (по-другому и не назовёшь) короткометражный кинофильм от Чаплина, который, завершая сей фильм, ещё обещает вернуться всё в новых и новых приключениях Маленького бродяги, чьи приключения и передряги также будут веселить и смешить зрителя под одобрительные выкрики и многочисленные похвалы.
«День развлечений», как и многие другие короткометражные картины Чаплина, помимо смеха, радости и веселья содержит и заглавную, скрытую для невнимательного зрителя тему, в которой комик вновь сражается с пузанами-копами, проблемой социальной и политической, выраженной не только в уровне, но, как это ясно и видно, в стиле жизни американского общества того времени, людей и простых жителей. Как же без смеха — а именно таким путём Чаплин и идёт на освещение, преподнесение зрителю подобных главных и действительно немаловажных тем, многие из которых остаются нерешёнными и по сей день.
В который раз убеждаюсь, что Чаплин — настоящий гений и талант, и не прекращу в этом убеждаться до скончания своих дней. Каждый из фильмов Чарльза несёт и свет, и радость, и смех, и было бы совершенно неправильно со стороны современного зрителя этого не замечать!..
12 мая 2009