Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4.5 |
IMDb | 4.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Уплотнение |
год: | 1918 |
страны: |
СССР,
Россия
|
режиссеры: | Анатолий Долинов, Александр Пантелеев, Донат Пашковский |
сценаристы: | Александр Пантелеев, Анатолий Луначарский |
видеооператор: | Владимир Лемке |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 56 мин |
И первая моя рецензия на Кинопоиске. Немного волнуюсь, так что не судите строго.
Итак, перед нами первая кинолента Страны Советов, сохранившаяся (пусть даже и не целиком) до наших дней. Фильм был снят за несколько дней в служебных комнатах Петроградского кинокомитета.
Когда я узнала, что кино агитационное, почему-то не удивилась. Премьера его состоялась всего через год после Великой Октябрьской Социалистической революции, а в это время картины, открывающие людям глаза на преимущества нового строя, были ой как нужны. К этому времени по всей стране начался процесс уплотнения — изъятия излишков жилплощади в пользу пролетариата, впоследствии приведшее к появлению коммунальных квартир.
Уплотнение профессора и стало сюжетом этого фильма. В его квартире несколько комнат, в одну из которых переселяют рабочего с дочерью, раньше живших в подвале. Сначала профессор противится, но потом начинает читать лекции в рабочем клубе, а в итоге даже не против свадьбы своего сына и дочери рабочего.
Вообще я не любитель немых фильмов, а здесь еще отсутствуют привычные текстовые «пояснялки», поэтому сначала я пыталась вникнуть в суть, но потом смотрела одним глазом и дремала. Куча рабочих, присутствующих в кадре, меня окончательно запутали.
К качеству особых претензий предъявлять не могу — 1918 год, все-таки — но здесь оно хромает на обе ноги. Боюсь, что если бы не аннотация, я бы не поняла ровным счетом ничего.
Сценарий к фильму написал Анатолий Луначарский, он же появляется в фильме на несколько секунд. И это видно — картина стремится показать уплотнение как нечто неоспоримо положительное. И ей это удалось, надо сказать. Однако, высокую оценку поставить не могу.
3 из 10
6 июля 2016
Данный фильм уникален тем, что он является одним из первых советских фильмов. Это самое начало эпохи агитационно-пропагандистских фильмов. В 1922 году В. И. Ленин скажет наркому просвещения Анатолию Луначарскому (который, кстати, участвовал в написании сценария и появляется в нескольких кадрах этого фильма): «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». И действительно, с первых шагов советское кино наполнено пропагандистскими мотивами.
Фильм интересен своей детской наивностью в попытках объяснить важность в жилищном вопросе такой меры, как уплотнение. Здесь интеллигент(профессор) идет всеми силами на встречу рабочему классу (рабочим, жившим до революции в подвале), он не просто спокойно отказывается от «излишков» жилплощади, но и ведет культурную работу среди новых жильцов. В конце концов профессор даже не против обручения своей дочери с простым рабочим из подвала.
Естественно эта идиллическая картина никак не соответствовала реальности, так как никто не желал расставаться со своей квартирой или делиться так называемыми «излишками жилплощади» с необразованными, грязными и иногда буйными представителями рабочего класса. Более правдоподобную картину уплотнения и отношения к нему интеллигенции мы можем прочитать у Михаила Булгакова в «Собачьем сердце», выраженную в гневных монологах профессора Преображенского.
В любом случае этот фильм стоит посмотреть людям, интересующимся как историей России в целом, так и историей кино в частности.
18 августа 2014