Сумерки женской души
6.4
6.5
1913, драма, короткометражка
Российская империя, 48 мин
В ролях: А. Угрюмов, Валериан Демерт, Нина Чернова, Виталий Брянский
Молодая графиня Вера Дубровская мечтает принести пользу человечеству. Она посещает бедных, «бывших людей» и помогает им в меру сил. Однажды Вера оказывается в каморке пьяницы Максима Петрова. На помощь графини он отвечает тем, что обесчещивает ее, оставив незаживающую рану в ее душе. Придя в себя, Вера убивает негодяя. Через год она встречает князя Дольского и, убедившись в искренности его чувств, выходит за него замуж. Однако, узнав об ужасной трагедии в жизни Веры, князь прогоняет ее.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сумерки женской души

год: 1913
страна:
Российская империя
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Николай Козловский
художник: Евгений Бауэр
жанры: драма, короткометражка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 февраля 2007 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 48 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, короткометражка

Отзыв критика о фильме «Сумерки женской души», 1913

Рассвет души Бауэра

“Сумерки женской души” - фильм 1913-ого года, снятый Евгением Бауэром. Эта картина считается дебютом режиссера. В ней рассказывается история про девушку Веру, которая решила посвятить свою жизнь помощи бедным людям, но сразу столкнулась с невероятной жестокостью данного слоя общества в лице подмастерья Максима Петрова. Вера убивает Максима и начинает чувствовать огромный груз этой тайны на себе, отчего страдают, и она сама, и ее кавалер князь Дольский.

Реализм

Из вышеприведенного пересказа можно увидеть, что этот фильм очень реалистичен в плане сюжета. Конечно, я думаю, что пространства бедности и зажиточности выглядели иначе, но все равно этот фильм не говорит на тему “Красавицы и чудовища”. То есть здесь низшие слои общества ни разу не идеализируются. Никто не говорит, что все люди достойны уважения и помощи. Евгений Бауэр напрямую показывает глубокую социальную поляризацию, возникшую в Российской империи, то есть огромную разницу в образе жизни, способе жизни и смысле жизни между богатыми и бедными. Первые постоянно пируют, спят на огромных кроватях в окружении дорогих ваз, а вторые играют в карты на сундуке, пьют водку и спят на полу. И из этой проблемы вытекает одна из идей фильма, что богатый человек никогда не сможет жить среди бедняков и выйти из своего интеллигентного общества.

Евгений Бауэр

В этом, казалось бы, первом фильме Евгения Бауэра видны многие особенности этого режиссера. Главная - детальная проработка декораций. Где-то растения, где-то бюсты, где-то какие-то узоры и т.д. Но режиссер не перебарщивает с этим. Он не добавляет декораций, а-ля немецкий экспрессионизм, в пространство квартиры бедняков, а оставляет его просто черным. Это опять-таки придает реализм картине. И мне не кажется, что актеры и сюжет уходят на второй план. Нет. Скорее они остаются на одном плане с декорациями, так как подходят друг другу. Конечно, есть спальня главной героини. Там камера стоит очень далеко от самой кровати, а соответственно и от самой Веры, но те декорации, которые мы видим на первом плане (белая, легкая занавеска), передают хрупкость и закрытость главной героини, так что мы не забываем о ее существовании и о сюжете. Еще, в этом кадре первый план темный, а дальний (как раз кровать с героиней) светлый, то есть декорации превращены в силуэты, а действующее лицо полноценно.

Интересные режиссерские приемы

Евгений Бауэр в этом фильме отлично проявил себя не только как художник-постановщик, а еще как режиссер. Например, очень особенное выстраивание мизансцены. Часто актеры уходят в глубь, даль кадра.

Хочется отдельно поговорить про актерскую игру. Так как это пока что немое кино, она очень яркая и выразительная, и видно, как все актеры лезут из себя, чтобы показать эмоции своих героев. Еще тут очень хороший кастинг. Нина Чернова, от которой веет добротой и заботливостью, мрачный и немного гордый А. Угрюмов, играющий Дольского и просто убийственно страшный Валериан Демерт, который исполняет роль Максима Петрова. Вот про этого парня хочется поговорить подольше. В фильме ему сделали грим, так что он выглядит очень отталкивающе и угрожающе. Еще, в фильме присутствует и элемент хоррора, когда при первой близости Дольского к Вере, первый внезапно меняется на как раз таки Максима. Еще, жуткость этого персонажа появляется из-за черно-белой съемки. То есть если бы фильм был цветной, и я бы видел, к примеру темно-фиолетовый костюм на Максиме в этом моменте, то мне было бы менее страшно, а здесь Евгений Бауэр использует черно-белую съемку, как инструмент, играя с тенями, да и не только на Максиме, а на протяжении всего фильма.

Я заметил еще несколько приемов которые, по моему мнению, впервые в русском кинематографе использует Евгений Бауэр:

Первое это светофильтры. Их в фильме три: голубой ночью, красный при выступлении Веры в театре и синий в финальной сцене. Я думаю, это было новшеством для России, и здесь это работает на атмосферу и передачу состояния. Евгений Бауэр как художник проработал и цвет картинки.

Второе, в фильме используется двойная экспозиция. Конечно, в одной сцене, когда Вере снится сон, но используется. Я, если честно, не представляю, как это можно было изготовить в 1913-ом году, так как даже сейчас мне будет проблематично сделать такой прием в программах для монтажа. То есть Евгений Бауэр больше столетия назад предсказал прием, который все еще не устаревает.

Еще, ближе под конец, в театре, есть короткий кадр, когда мы видим сцену через бинокль Дольского. Я считаю, что это прорыв. То есть режиссер вышел за рамки театра, общих планов и показал зрителям субъектив Дольского! Это уже настоящий киноязык, который изучается, используется и сейчас.

“Сумерки женской души”, это первый фильм Евгения Бауэра, в котором он раскрыл все свои режиссерские и художественные способности. Это не просто телеспектакль, а полноценный, проработанный фильм с ярким сюжетом и уникальным для своего времени киноязыком.

18 мая 2023

Драма Сумерки женской души появился на свет в далеком 1913 году, более полувека тому назад, его режиссером является Евгений Бауэр. Кто играл в фильме: А. Угрюмов, Валериан Демерт, Нина Чернова, Виталий Брянский.

Страна производства - Российская империя. Сумерки женской души — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.