Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последние дни Помпеи |
английское название: |
Gli ultimi giorni di Pompei |
год: | 1913 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «A Spectacular Photo-Drama» |
режиссеры: | Марио Казерини, Eleuterio Rodolfi |
сценаристы: | Марио Казерини, Эдвард Джордж Бульвер-Литтон |
продюсер: | Артуро Амбросио |
композитор: | Палмер Кларк |
жанры: | драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 августа 1913 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Фильм начинается с представления героев: знатные жители Помпей Клавдий и Главк, возлюбленная Главка, жрец египетского храма богини Изиды, его ученик, слепая рабыня. Нам показывают взаимодействия персонажей. И в начале мне это очень нравилось. Мне казалось очень любопытным, что фильм сначала покажет нам взаимоотношения персонажей, а потом покажет, как все эти герои вместе борются за выживание, как всё изменится с началом катастрофы. Но оказалось, что фильм повествует вовсе не о гибели Помпей и его жителей. Название «Последние дни Помпеи» — это всего лишь некий рекламный трюк. Фильм о любви, страсти, зависти. В фильм рассказывает о человеческих страстях, но всё происходящее на экране кажется совершенно незначительным на фоне предстоящей трагедии, гибели целого города. Из-за этого к героям сложно испытывать сочувствие и симпатию. Гибели же города в фильме уделены всего лишь последние десять минут. И это лучшие кадры фильма. Они интересно сняты с технической стороны, они впечатляют, если делать скидку на год выхода. Они созданы с настоящей изобретательностью, которой так не достаёт основной части картины. Игра актёров не вызывала у меня никаких эмоций, немые сцены общения персонажей казались чрезмерно затянутыми. Существует множество способов интересно показать безумие и сумасшествие персонажа, в этом фильме же сошедший с ума герой всего лишь кривляется и карикатурно хохочет.
Я не могу сказать, что в этом фильме совершенно нечего оценить. В нём есть сцены с толпами народа, которые я думаю, было непросто снять. В нём есть сцена со львами, и львы в этой сцене действительно похожи на львов, я готов поверить в то, что это настоящие животные. В вышедшем в Италии двумя годами ранее «Аде» животные были показаны совсем карикатурно и неправдоподобно. В фильме использована непривычная современному зрителю система повествования: в середине фильма вводятся два новых, хотя и эпизодических, персонажа, сюжетные линии по-своему играют со зрителем. Персонаж приходит к ведьме и просит у неё яд, но она вместо этого даёт ему другое снадобье, которое он всё равно решает использовать для своих целей. Этот фильм ещё не использует всех выработанных со временем кинематографических правил, и потому его любопытно смотреть, с точки зрения именно изучения кинематографа. Но удовольствие от его просмотра я не получил. Это очень наивное и затянутое кино, уступающее, на мой взгляд короткометражным фильмам Фердинанда Зекка, Жоржа Мельеса, Эдвина С. Портера, фильмам студии Societe Film d`Art и первым голливудским лентам.
14 июня 2017
Катастрофа в Помпеях стала популярной темой в мировом кино: на эту тему фильмы начали снимать со времён немого кино, и именно о таком фильме моя незначительная рецензия. Посмотрев все «цвето-звуковые» фильмы, описывающие это трагическое событие, я решился-таки посмотреть и немое кино, тем более что «Затерянный мир» 1925 года и «Хижина дяди Тома» 1927 года весьма порадовали, но это были американские фильмы, а американцы всегда, со времён немого кино, умели снимать более качественно, чем другие. Жаль, что далеко не всем пришёлся по вкусу новейший 3D-блокбастер Пола У. С. Андерсена на эту тему, хотя фильм достоин просмотра, поскольку умело подражает истории «Титаника» Кэмерона и одновременно эксплуатирует тему всемирно известной катастрофы, о которой все знают со школьных лет. Мне, как молодому человеку, больше по вкусу пришёлся именно его фильм, а так же старая итальянская картина, по части спецэффектов не уступающая американскому старому кино: «Последние дни Помпеи» 1959 года; так же мною высоко оценен этакий исторический детектив «Помпеи» 2007 года, снятый для ТВ и не могущий порадовать дорогой графикой, но показавший интересный сюжет. Гораздо меньше пришёлся по душе всеми любимый мини-сериал «Последние дни Помпеи» 1984 года, в котором хороши были в основном красивые декорации в первой серии, и сцены разрушений города в четвёртой (последней) серии, а во второй и третьей сюжет, пожалуй, был, поэтому тоже в целом понравилось. Вот именно этот фильм мне и напомнило сие немое кино, носящее, кстати, такое же название. Может, мини-сериал снят на основе этого древнего фильма? Я ни в коем случае не хочу сказать, что немое кино мне нисколько не понравилось — напротив, было любопытно его посмотреть, но стоит признать, что у американцев немое кино было интереснее (названные мной в начале рецензии фильмы). Но так же стоит признать, что сцены с извержением у итальянцев в конце фильма тоже не убогие, для тех времён это настоящее потрясение в синематографе. Хочу только сказать, что герои не запоминаются, в отличие от хитов, названных мной в рецензии, в которых персонажи были гораздо более запоминающимися. Хотя вот слепая девушка была и в этом фильме, и в мини-сериале 1984 года, но там было целых 4 пары персонажей, правда, развитие их отношений было не таким идеальным, как хотелось бы.
Историю Главка и Ионы в данном фильме невозможно запомнить с первого раза, а пересматривать столь древний фильм, которому уже больше ста лет, нет желания, хотя смотрелось в принципе интересно. Больше всего любопытства вызывал вопрос — как в 1913 году могли показать столь масштабную катастрофу? Ответ на него я получил, прочитав в интертитрах фразу «Посмотрите на Везувий!», после чего оставалось всего лишь 10 минут до финала. Хоть фильм и, разумеется, чёрно-белый, но сцены с извержением покрашены в красные тона, это добавляет своего эффекта. Имеется в виду, не полноценное наложение цвета на чёрно-белые ленты, как это было с «17 мгновениями весны», а просто багровый оттенок. Разумеется, в своё время, благодаря интересной теме и хорошим по тем временам спецэффектам, этот фильм был хитом, но сейчас смотрится блёкло и наивно. «Затерянный мир» 1925 года порадовал более интересными диалогами. Поймите меня правильно — я всего лишь составил путеводитель по фильмам про катастрофу в Помпеях, словно все эти фильмы — экранизации одного романа, и я высказывал, что в каждой из них хорошего. Более новые фильмы на эту тему мне всё-таки ближе, чем этот.
7 из 10
10 марта 2016
История влюбленной слепой девушки Нидии разворачивается на фоне гибели цветущего города Помпеи. Нидия, кажется, лишенная природой и обществом всех шансов на счастье, преданно полюбила успешного патриция Главка. Тот, в свою очередь увлечен прекрасной Ионой, за которую борются многие мужчины, желающие потому смерти Главку. Любопытно, что тема любовных терзаний представлена авторами фильма как более значимое явление, нежели трагедия целого города. Сцены катастрофы демострируются только на последних минутах фильма, и эта режиссерская находка может быть истолкована многозначна.
В момент разрешения главной интриги, когда справедливость вот-вот готова восторжествовать: «Освободить Главка! Египтянина на съедение львам!» — и происходит трагедия тысяч людей, которой не избежать и от которой невозможно спастись. То, что доселе было столь важным: человеческие взаимоотношения, преступления, все, что находилось, кажется, на грани жизни и смерти — теперь превратилось в пустое, разом обесценившееся, потерявшее значимость на фоне глобального катаклизма — разверзающегося вулкана.
Горящие ветви деревьев, снятые крупным планом, песок, сбрасываемый на головы статистов, дым, раскаленные камни, медленно скатывающиеся будто бы к нашим ногам, падающие колонны на современного зрителя, привыкшего к компьютерным спецэфектам, производят, может быть, не столь сильное впечатление, но, с моей точки зрения, выглядят весьма убедительно, а работа операторы и иных членов съемочной группы заслуживает самой высокой оценки. Создателям фильма удалось в полной мере продемонстрировать ужас того события. Могу представить, какое действие оказывали эти кадры на зрителей своего времени. Отсутствие натурализма, присущего современному кино: сгорающих в лаве людей и животных, виды крови и увечий — не делают этот фильм хуже, менее эмоциональным. Мне даже нравится, что зрительское воображение само подключается и домысливает то, что происходит там, за пределами взора камеры; от воображаемых картин становится еще страшнее. Мы видим бегущих, орущих, потерянных людей и представляем себе их неизбежный конец. Как только они исчезнут из поля нашего зрения они неминуемо погибнут под грудой камней, под обломками, огненным дождем, сгорят в раскаленной массе. Оператор делает затемнение вокруг объектива, нагнетая обстановку. Он лишает нас возможности видеть все происходящее и этим приемом ставит нас наравне с героями, потерявшими зрение из-за едкого дыма, бегущими во тьму и в лапы неизвестности.
Люди сходят с ума от адского пламени и невыносимой жары, они в ужасе, не знают куда бежать и что их ждет в той или иной стороне. Каждый спасает себя. Но любящее сердце бедной слепой девушки ищет своего любимого, чтобы сохранить его. Его же мысли — о другой женщине. Вместе они находят лодку, которая увезет их из этого ада на земле. Слепая девушка отталкивает лодку от берега, а человек, которого она так любит, прыгает туда с другой. Какие предательство и бесчеловечность! Что теперь делать несчастному созданию, лишенному главного инструмента для спасения своей жизни в такой ситуации? Куда ей бежать и где искать укрытия? Но ей это и не нужно. Долг ее любви исполнен, и она прощается с жизнью. Такой финал не может не трогать. Человеческое безразличие, безразличие того, кому ты верен, кому свое ты сердце подарил, ради кого ты жизнь свою готов отдать, может быть в разы страшнее, чем необратимая смерть под грудами вулканических масс. Люди могут быть более жестокими, чем явления природы.
Отличима театральность постановки актеров в кадре, да и по масштабу замысла, и по размаху его выполнения фильм уступает той же «Кабирии», вышедшей годом позже. Тем не менее здесь тоже задействована большая массовка. И следует непременно оценить по достоинству работу арт-директора, художников по костюмам и декорациям.
Возможно, фильм 1935 года, изображающий то же событие, покажется мощнее и искуснее, фильм 1959 — ярче и оптимистичнее, 1984 — познавательнее и правдивее. Но мне эта версия мила. Она наивна, но от того не менее реалистична. Динамична и трогательна, смотрится на одном дыхании. Мне не понятна причина, по которой этот кинофильм остался незамеченным ценителями кино. А упоминаний о Марио Казерини я не встречала в литературе, посвященной истории кино. Я считаю, что это сильный, интересный фильм. Хоть он и не продемонстрировал особых нововведений в использовании камеры или монтажа, но это отличный шаг в развитии кинематографа.
24 сентября 2013